Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

21 Апреля 2010

92 года за плечами Павла Дмитриевича Алюшина – человека непростой судьбы, солдата Великой Отечественной, Героя легендарной Дороги жизни.

До сих пор защитнику Ленинграда снятся страшные бомбардировки и дорога по льду Ладожского озера… Дорога жизни десятков и сотен тысяч спасенных тогда людских судеб от неминуемой смерти. Сколько тех, кто выжил благодаря отваге русского солдата, который, жертвуя всецело собой по 20 часов в сутки крутил баранку ЗИС-5, несмотря на лютый холод, метели и опасность на каждом метре…

Бессонные дни и ночи забирали силы, смыкались глаза, но ты из последнего должен был победить себя во имя спасения жизни других, во имя общей Победы. И только вера, горячая вера в Бога и Божью помощь спасала тогда и давала силы выстоять и победить.

По два рейса в сутки – вспоминает Павел Дмитриевич – и каждый может стать последним для тебя и тех, кто верит и ждет там, в блокадном Ленинграде. Перед выездом в очередной рейс встаешь на колени и читаешь молитву, осеняя себя крестным знамением, и в путь. Вера, и только вера укрепляла тогда и давала силы терпеть и верить…

Родился Павел Дмитриевич в далеком 1918 году в большой глубоко православной крестьянской семье Дмитрия Леонтьевича и Пелагеи Федоровны в селе Ново-Покровка Канского района Киргизии. С детства воспитанный в православных традициях и идеалах Павел Дмитриевич посещал вместе с родителями Покровскую сельскую церковь. До сих пор в его памяти первый класс. Тогда мать пришла в школу и просила учителя отпустить юного Павла с уроков пораньше, чтобы исповедоваться и причаститься перед Пасхой. Поэтому, с детства участник Великой Отечественной войны пронес в душе веру в Бога, его помощь и милость.

- Тяжелое детство. Имущество забрали в колхоз. Пахали землю. Помогали матери выращивать сахарную свеклу. Участки были большие, каждой семье колхоз определял по гектару. Крестьянская доля, работа на земле с детских лет воспитала потребность работать и быть полезным. В В декабре 1939 г. П.Д. Алюшин был призван в ряды Красной Армии.

- Забирали в армию поголовно всех. Чувствовалась война. Тогда мне было всего 20. Служил сначала в Житомирской области. Кто был грамотный или тракторист – учили шоферскому делу. Через 40 дней дали военные права и отправили на фронт – тогда началась Финская война. Служил на Карельском перешейке. Из Ленинграда на полуторках возили продукты бойцам, ближе к фронту... Нередко попадали под финских лыжников. У них уже были немецкие автоматы «Шмайссер», а у нас винтовка-трехлинейка капитана Мосина 1891 года выпуска. Так же с этой винтовкой встретили и Отечественную…

Даты, цифры, факты – удивительно точно хранит память Павла Дмитриевича.

- Разве это можно забыть. После Финской направили для прохождения дальнейшей службы в Новый Петергоф. Там стоял 29 автополк. Служил кадровым шофером. Грамотных было среди нас мало. Зимой 1940-41 отправили нас, 15 человек, в Москву. И снова, учеба в автошколе.

22 июня 1941 года находился в Ленинграде. Здесь и застала война. Сразу, в начале войны, попал под бомбежку. Страшные были налеты. Контузило. В госпиталь, куда направили, через две недели приезжают сотрудники КГБ и всех забирают на фронт. Немец шел на Москву и Ленинград, по 50 километров в день. Людей тогда, как «поленья» в огонь бросали…

И меня сразу на автомобиль, в 17-ую бригаду, командовал ей Биберган. К концу 1941 г. к нам приехал Г.К. Жуков. Холода тогда были страшными. И нас кинули на «Дорогу жизни и смерти» - с тяжестью вспоминает участник Великой Отечественной… Собрали всех, кого можно. На машины и… под бомбежки. Ленинградцам нужна была помощь. Возили продукты от пос. Боконы и до станции Ладожского озера. В Боконах машины топли. Лед – 5 сантиметров, а внизу родники. Потом только придумали плоты поверх льда.

До сих пор в памяти Павла Дмитриевича строки: «Водитель помни – 1 машина продуктов привезенных тобою спасает 10 тысяч ленинградцев. А.А. Жданов».

- А затем меня с солдатами заставили строить пирс на Ладожском озере. Это уже было летом 1942-го. Дали машину и 10 человек, подтащили баржу – метров 100! Ее нужно было посадить на дно и укрепить камнями. Помогали подводники. Месяца полтора строили. А зимой 1942-43 гг. снова по льду, на машинах. Тогда Америка продуктами стала помогать, перевозили консервы, пшено, рис, сахар...

Но однажды случилось страшное – обморозил ноги. Сбился с дороги, встречных нет. Ночь, темно кругом. И на душе так больно – хоть бы пулей сраженный был, а то обморозился. Тогда меня Господь сохранил. Откуда не возмись, встречная машина. Молдаванин спас, он из своей машины, с радиатора воду слил, ей и пришлось ноги растирать, а то бы инвалид на всю оставшуюся жизнь.

А затем на боевом пути Павла Дмитриевича была битва за взятие Кениксберга. Здесь он и встретил долгожданную Победу!

Вся дальнейшая судьба Героя «Дороги жизни» связана с любимой профессией, с машиной. Работа шофером автопредприятий на родине. Перевозил грузы в Китай, и обратно, в Киргизию. До 85 лет ветеран не расставался с баранкой. Десятки тысяч дорог...

С женой Раисой Гордеевной, Павел Дмитриевич вырастили четверых детей, дали всем высшее образование и путевку в жизнь.

Теперь Павел Дмитриевич Алюшин житель Бийска, делится воспоминаниями со своими внуками и правнуками, своим жизненным примером учит мужеству и патриотизму, чести и доблести, и горячей вере в Бога.

Его и сегодня волнует все, что происходит в нашей стране, мире, интересует демографическая политика государств, беспокоит дальнейшая судьба России.

- Сколько нас россиян сегодня? А сколько их там, в Европе? В этом ему помогают узнавать по Интернету правнуки.

На кителе ветерана награды – ордена Отечественной войны и Боевой Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За взятие Кениксберга», «За боевые заслуги», «За добросовестный долголетний труд»… Это говорит о многом, о «дороге» длиною в жизнь!

- Мы завоевали Победу! – говорит ветеран. Но Победа не только в этом. Нас война заставила вернуться к Богу и укрепиться в вере! Это и есть истинная Победа, ради которой стоило бороться и отдавать свои жизни во имя спасения других.

С Героем беседовал Павел Коваленко, директор музея истории Алтайской духовной миссии