Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

6 Апреля 2012

Житие святого Апостола и Евангелиста Луки

Дни памяти: 17 января (н.ст.), 5 мая (н.ст.), 31 октября (н.ст.)

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова "Лукан"1, а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от "сущих от обрезания", т.е., иудеев (Кол. 4:10-15). В своих писаниях Лука однако обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую веру2. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство3; предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно, также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.

Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф.4: 24-26. Лк.4:37). Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить "пред лицем" Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю4.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "вдали" и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии5. Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус6, и по дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть "путь, истина и жизнь"7. Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, "в ином образе" (Мрк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, "глаза их были удержаны" (Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.

– О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Господь.

На сие Клеопа сказал:

– Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

– О чем? – спросил снова Иисус.

– Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, – Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы надеялись было, – продолжали свою речь ученики, – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:

– О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.

– Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, – говорили они Ему.

И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег8 с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятию, сие действие Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в сие время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:

– Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32)

Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес, и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же с своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали Апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время сего разговора, внезапно среди Апостолов, явился Сам Воскресший Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18-49).

После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими Апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию9, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла10. В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии11.

Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины12. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь13.

Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа в этой столице древнего мира14. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов15. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова"16. Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла17.

После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука и в сие время точно также сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.

– Я уже становлюсь жертвою, – писал апостол Павел своему ученику Тимофею, – и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною18.

Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и прежде трудился нисколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии19.

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию20, и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, – преимущественно в области Беотии21, – церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю – апостолу Павлу, – святой Лука "подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил". Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве22. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.

О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью23. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах послал правителя Египта Артемия24 перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение25.

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея26. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала:

– Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут27.

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Аминь.

_______________________

1 Это имя – "Лукан" – находится в некоторых древних рукописях латинского перевода Евангелия от Луки. Пример подобного сокращения имени можно видеть в имени Силы, которое сокращено из Силуана. (Деян.15:22; 2Кор.1:19 и др.).

2 Язычники, принимавшие иудейскую веру, назывались пришельцами врат, а кто из них, вместе с верою иудейскою, принимал и обрезание, тот назывался пришельцем правды. Таковы были в первенствующей церкви: вельможа ефиопской царицы Кандакии, крещенный апостолом Филиппом (Деян.8:27-40); таков был римский сотник Корнилий (Деян. 10:1-3); таков был один из семи диаконов – Николай, родом, подобно Луке, – антиохиец (Деян. 6:6) и многие другие (Мф. 23:15; Деян.2:10).

3 Ап. Павел называет Луку прямо врачом возлюбленным: "Целует вы – говорит он, – Лука, врач возлюбленный" (Кол. 4:14).

4 Лк.10:1-24. – Сему преданию не противоречат слова самого Луки, в которых он как бы исключает себя из числа Апостолов – самовидцев Слова (Лк.1:2). Этими словами св. Лука хочет сказать только, что он не принадлежал к лику 12-ти апостолов, которые, конечно, видели гораздо больше евангельских событий, чем 70 учеников Господа, которые шли, во время проповеди Христа, впереди Его.

5 Лк 24:13-32. Хотя сам Лука в Евангелии своем не называет при этом себя по имени, но самая подробность его повествования показывает, что он сам был тот другой ученик, имени которого не упомянул. Об этом говорит и церковное предание. И в церковной молитве собирающимся в путь читаем: "Луце и Клеопе в Эммаус спутьшествовавый Спасе сошествуй и ныне рабам твоим путьшествовати хотящим".

6 Еммаус – селение, отстоящее на 60 стадий (около 12-ти верст) к западу от Иерусалима.

7 Слова Самого Христа Спасителя, Иоан.14:6

8 Древние иудеи не сидели. а возлежали за трапезою

9 Севастия – главный город Самарии.

10 Это апостольское путешествие продолжалось с 52-го по 55-й год по Р. Хр.

11 Деян. 20:6. – Македония находилась к северу от Греции, между Иллириею, Фракиею, Егейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом; впрочем оно также быстро пало, как быстро возвысилось. Во времена апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти турок. – Филиппы – македонский пограничный город, названный так в честь македонского царя Филиппа, который возобновил и укрепил его.

12 "С ним послали мы также брата (апостолом Титом), во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию" (2Кор.8:18-19). Древние толкователи под "братом" разумеют апостола Луку. Святой Иоанн Златоуст видит здесь указание на посвящение святого Луки во епископа (в слове освящен) по греч.– "хиротонифис".

13 Бедствия этого продолжительного путешествия святой апостол Лука описал в 27-й и 28-й глава, книги Деяний.

14 Это ясно видно из написанных в то время посланий апостола Павла к Колоссянам и Филимону.

15 Судя по тесной связи между сим Евангелием и книгою Деяний Апостольских (Лк 1:1-4; Деян.1:1), написанною после Евангелия и появившеюся в Риме около 63 года, необходимо признать, что между написанием той и другой книги протекло очень немного времени, и что Евангелие явилось также в Риме около 61-го или 62-го года. Тоже подтверждается и подписями, находящимися на некоторых рукописях. – Как Евангелие свое, так и книгу Деяний апостольских, св. Лука написал для некоего "державного" Феофила (Лк.1:3; Деян.1:1). Древнее предание говорит, как о некоем знатном христианине – Феофиле антиохийце, под которым и разумеют того, для которого написаны были св. Лукою Евангелие и Деяния Апостольские.

16 Лк.1:2. – "По сравнению с другими писателями Евангелия святой Лука отличается, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества св. Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит. Равным образом и последнее евангельское событие – вознесение Иисуса Христа на небо, – у Матфея и Иоанна вовсе не упомянутое, а у Марка упомянутое неподробно, – святой Лука один рассказал подробно". – Св. Евангелие от Луки, по уставу православной церкви, – кроме особенных случаев, – читается на литургии во все дни с 17-ой до 29-ой недели по Пятидесятнице; с 29-ой же недели до недели Мясопустной – только во дни субботние и воскресные, и в понедельник, вторник и четверток недели Мясопустной.

17 В книге Деяний св. апостолов Лука подробно описал сошествие Св. Духа на апостолов и подвиги их, совершенные ими по вознесении Господнем для распространения и утверждения веры христианской в Иудее и других странах вселенной. "Преимущественно же св. Лука, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – описал здесь деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был".

18 2Тим.4:6,10. – Может быть, св. Лука, как прежде, так и в сие время своим врачебным искусством облегчал болезни апостола – узника, страдавшего, как говорит церковное предание, головною болью и другими телесными недугами, и за сие заслужил от апостола имя "врача возлюбленного".

19 Далмация – южная часть Иллирийской провинции, которая граничила на севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. – Галлия заключала в себе земли, лежащие между океаном, Пиренеями, Средиземным морем, Альпами и Рейном. Ахаия – область на юге Греции, занимала северную часть полуострова Мореи.

20 Ливия – провинция в северной Африке. Там было немало греческих колоний (у греков, впрочем, вся Африка иногда называлась Ливией).

21 Беотия – область средней Греции.

22 Как свидетельствует св. Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана.

23 Как бы в ознаменование врачебного искусства апостола Луки, Господь ниспосылал дождем на место погребения святого апостола целительный "каллурий", т.е. лекарственную примочку от глазной болезни.

24 Сей Артемий скончался мученическою смертью при императоре Юлиане Отступнике; память его – 20-го октября.

25 Перенесение мощей св. Луки Церковь воспоминает 22-го апреля.

26 Святой Андрей Первозванный, – апостол из лика 12-ти. – Святой Тимофей, апостол из лика 70-ти, был епископом в г. Ефесе (в Малой Азии).

27 Православная Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, взывает к Ней так в своих песнопениях: "Первее написавшейся твоей иконе, Евангельских таин благовестником, и к тебе; Царице принесенней, да усвоиши Тя, и сильну соделаеши спасти чествующыя Тя, и порадовалася еси, паки сущи милостива, спасения нашего содетельница". (Стихира из службы Казанской иконе Богоматери, 22 октября). – В Москве, в Успенском соборе, хранится (Владимирская) икона Божией Матери, которую, по преданию церковному, написал также св. Лука.

http://boguslava.in.ua/?ch=akafist&sub=my&content=033_ak_luka.txt




Акафист святому апостолу и евангелисту Луке

Кондак 1

Избранный Премудрым промыслом Божиим во благовестие Христово всему миру, Луко всеблаженне, велие дерзновение стяжавый пред лицем Господа, Его же житие земное и учение возвестил еси всем народом. Испроси и нам, немощным и слабым, прощение согрешений и утверди в нас надежду Царствия Небеснаго, да зовем ти: Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Икос 1

Ангелов и человеков Творец, Всемилостивый Господь в грехе потопляему роду людскому посла Сына Своего да житием Своим, смертию и славным Воскресением изведет всех нас из тьмы погибели и направит к Царствию Небесному. Чрез тебя же, евангелисте святый, начертаны бысть тайны неба и земли, да вси человецы до конца века сего путем спасения шествуют и благодарни суще взывают ти: Радуйся, на возвещение Евангелия Духом Святым просвещенный. Радуйся, Христа, пришедша грешныя спасти, проповедавый. Радуйся, в тайны Божии духом возносивыйся. Радуйся, лучу небесный, во тьме мира сего сияющий. Радуйся, мрежею твоего Евангелия многия словесныя души уловивый. Радуйся, Владычицы Богородицы икону первый написавый. Радуйся, Иисуса Сыном Божиим и Человеческим возвестивый. Радуйся, к истине спасительней народы приобщивый. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 2

Видя страдания людския в младости твоей премудрость врачебную, Луко милосердный, усердно взыскал еси, и благим целителем недугов человеческих явился еси. Егда Господь Иисус Христос Свое Божественное слово на земли сеял есть, ты, врачу добрый, сердцем доброе семя воспринял еси и исполнивыйся небесныя радости, воспел еси велегласно Богочеловеку Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом твоим познал еси Бога истиннаго, всехвальный Луко, и в сердце твоем светлую обитель Ему устроил еси волею доброю, яко зерно божественныя любве прозябе у тебе стократный плод, ибо ты Христа учению внимая и чудеса творимыя Ним видя, исполнился еси полноты божественныя мудрости и ведения. Господь же, избрав тя, посла на проповедание Благия Вести спасения рода человеческаго. Мы же, чрез твое Святое Евангелие просвещаемся и благодарне воспеваем ти сице: Радуйся, доброе гроздие винограда Господня. Радуйся, Христовою благодатию в сердце уязвленный. Радуйся, яко вся оставивый за Христом Господом последовал еси. Радуйся, яко славу Божию возвестил еси. Радуйся, яко лицем к лицу Бога чрез Христа узрел еси. Радуйся, яко Господа и ныне в Царствии Небеснем зриши. Радуйся, родословие Христово до Адама возведый. Радуйся, лесть демонскую теплотою веры отгнавый. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 3

Силою и властию вооруженный от Господа, святый Луко, ними же возможеши проповедовати Евангелие и творити чудесы, со прочими апостолы и поныне грядеши пред лицем Господа Христа, проповедуя, яко в мир пришел есть от века обетованный Мессия, Коему вси, яко Богу, от ныне и до века взывати возмогут: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в себе, святый Луко, огнь любве Божественныя, усердие велие приложил еси, во еже верно служити и благоугождати Христу Богу, Его же сопутник верный, ученик благоговейный и самовидец великих и преславных чудес сподобился еси быти. В последнии дни земнаго жития Спасителя в Иерусалиме пребывал еси, со слезами взирая, како неповинная кровь Учителя твоего изливашася на грешную землю. Мы же купно с тобою торжество искупления исповедуем, а тебя, сих событий зрителя и списателя, славим сице: Радуйся, чрез покаяние души обновляти нас научающий. Радуйся, кающихся грешников с Господем примиряющий. Радуйся, творити заповеди евангельския нас подвизающий. Радуйся, прежде всего о Бозе мыслити научающий. Радуйся, богопротивныя учения отвергати нас подвизающий. Радуйся, страстей наших бурю укрощающий. Радуйся, в терпении скорбей укрепляющий. Радуйся, в обстояниях безысходных помогающий. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 4

Буря печали твоея светом радости растворися, богоубийц же радость в печаль обратися, яко смерть немощна явися противу Источника Живота и камень гробный не можаше удержати Камень краеугольный. Господь твой воскресе из мертвых и мирови дарова живот вечный. Мы же, сия поминаюше, просим: наполни и наша души радостию пасхальнею, настави нас умиленно Воскресшаго Спасителя славити, воспевая Ему : Аллилуйя.

Икос 4

Слышавше сказания о благочестивом и богоугодном житии твоем, с радостию вспоминаем шествие твое купно с Клеопою в Еммамус, егда явися вам Господь и идоша с вама. Вы же Господа не познаша, дондеже на трапезе вечери не преломи Он хлеб и благослови, и отверзошася вама очи и уразумеша, яко Сей бысть воскресый Господь. Познавая о том из Евангелия твоего, и ныне просим тя: утверди сердца наша по Бозе горети и прими милостивно, наставниче наш, сия похвалы: Радуйся, светлосте разумнаго Солнца. Радуйся, яко нас научаеши веровати во Святую Троицу. Радуйся, многих познанием Христа Спаса обогащающий. Радуйся, нам Источник спасения отверзающий. Радуйся, от суеты и праздномыслия исцеляющий. Радуйся, стези наша к небесам обращающий. Радуйся, долженствованиями земными не пренебрегати научающий. Радуйся, от маловерия и сомнения нас благодатно исцеляющий. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 5

Богоявленней звезде, во дни древния премудрых волхвов к Солнцу правды путеводившей, уподобился еси, богоносне апостоле, егда Господь, спасения нашего ради, основа Церковь Свою и по обетованию нисзпосла в день пятидесятый по Воскресении Духа Святаго на апостолы, да их запечатлеет свидетели непоколебимы веры христианския. И ты, святе Луко, пребывал еси купно со иными апостолы во Иерусалиме, верно свидетельствуя Христа и воспевая Ему, яко истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя, яко в Севастии нетленныя мощи святаго Иоанна Предтечи почивают, возжелал еси, богославный апостоле, с собою их понести, обаче христиане града того не возжелав лишитися таковыя драгоценныя святыни, вручиша ти десницу Иоаннову, под ню же Господь приклони в крещении Божественную главу Свою. Мы же, дивящеся таковей любви твоей ко святым, восклицаем ти таковая: Радуйся, употреблению вещей освященных начало положивый. Радуйся, сбережению святынь первых христиан научивый. Радуйся, Духом Святым Новый Завет в сердце твоем начертавый. Радуйся, сердце свое святостию Духа Святаго очистивый. Радуйся, врачу, силою Вышняго Врача исцеление подающий. Радуйся, всех уязвленных и обиженных утешающий. Радуйся, уныние из сердец наших изгоняющий. Радуйся, светом и радостию души наша наполняющий. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 6

Проповедника Евангелия Христова и возвестителя воли Господней сотвори тя Всемогущий и Милосердный Бог наш, егда, премудрый Луко, с десницею Иоанновою, достигл еси своего отечествия к радости велией христиан Антиохийских, ихже в словесах божественных и радости Христоваго Евангелия паче утвердил еси, глаголаше им Сына Божия чудесы, ихже своима очима видел еси и учение Спасителя мира, егоже своима ушима слышал еси. Внимающе глаголом твоим премудрым, оне воспеваху радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, светоносный учениче Спасов, яко светильник лучезарный в Антиохии Сирийстей. Послежде апостол Павел призва тя в сотрудники себе в трудех благовестия, с ним же купно в страну Еллинскую на проповедь Евангелия потекл еси, возвещая тамо учение христианское. Мы же, дивящеся таковым неустанным трудам твоим, взываем ти: Радуйся, неутомимый спутниче апостола Павла. Радуйся, с Павлом премудрым учителю языков избранный. Радуйся, в трудех твоих благодатию Божиею вдохновленный. Радуйся, рукою Владычнею вышним ведением обогащеный. Радуйся, от смертоноснаго яда греховнаго избавляющий. Радуйся, о преумножении в нас благодати Творца умоляющий. Радуйся, благовестников Христовых преславно укрепляющий. Радуйся, пастырем и святителем в служении помогающий. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 7

Хотяще святый Павел при конце третияго апостольскаго путешествия град Филиппы посетити, в Коринф направи тя да преподаши благословение сиротам христианским в Палестине сущим. С того часа, не отступаяй от апостола великаго, воспевал еси с ним вкупе Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя труды во благовестии Христовом подъяли есте, апостоли святии Луко и Павле, в радости обойдя вся Церкви в Азии и Иудеи сущия, и паки Палестины достигли есте. Из града Кесарийскаго, идеже евреи, от лукаваго одержимыя, от римския власти святаго Павла оковами обложиху, в град Рим на суд кесарев приидоша. На пути же том, святому Павлу неотступно спутешествовал еси, святе Луко, многия беды с ним претерпевая. Восхваляя тя за все сие, восклицаем ти тако: Радуйся, Колоссян чрез Павла во узах приветствовавый. Радуйся, Христа словом и писанием свидетельствовавый. Радуйся, не токмо искусством, но и силою благодати исцелявый. Радуйся, яко горьку от безбожия соль Божественною солию усладивый. Радуйся, от демонов страждущих скорое избавление. Радуйся, всех немощных благодатное укрепление. Радуйся, внутренний мрак душ наших светом Христовым озаряяй. Радуйся, неизреченное милосердие Божие к нам преклоняяй. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 8

Странствуя купно со апостолы Павлом и Марком, Христа проповедовал еси, святе Луко, вначале евреом, послежде их, словесам вашим не верующим и распри меж собою творящим, всем иным незнающим Бога Истиннаго, кои, внимая от вас словесам спасения, радостно воспеваху Воплотившемуся Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь светом небесным серафимския любве пламенел еси, богомудре Луко, в Риме пребывая, и благодатию движимый совершил еси то, на что избра тя Бог от века: в назидание всем народом составил еси Святое Евангелие, в коем начертал еси житие земное Божественного Спасителя нашего, яко сам видел и слышал еси и яко от самовицев и слуг Слова Божия приял еси. И внимая словесем апостола Павла, деяния апостольския преславно изобразил еси. Мы же, вся сия ныне поминающе, похвалы таковыя приносим ти: Радуйся, Светом Христовым всю вселенную просвещающий. Радуйся, от заблуждений духовных нас исцеляющий. Радуйся, от пристрастий греховных нас освобождающий. Радуйся, яко тобою ум наш в богомыслии поучается. Радуйся, яко тобою мрак неведения прогоняется. Радуйся, богатство стяжавшим, благоразумие мытарево в пример приведый. Радуйся, самарян благодарными и милосердными показавый. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 9

Вся небесныя силы возрадовася, восхваляя Бога, егда апостол Павел после двухлетних уз отпущен бе и потече из Рима обойти ранее основанныя церкви, ты, Луко святый, его верный спутник в том пути обрелся еси. Егда же Нерон жестокое гонение на христианы в Риме воздвиже, вы, паки возвращься, ободряли и укрепляли есте церковь гонимую, в узах и в крови радостно воспевавшую Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя недоумеют достойно восхвалити и прославити вся подвиги, труды и страдания первоверховнаго апостола Павла, с коим ты, святый Луко, верно и неотступно пребывал еси. Егда же наставник твой мученически чистую душу свою Господеви предаде, ты со слезами до конца сострадал еси ему. Сострадая и мы боли твоей сей, поем ти: Радуйся, от Троады до врат райских Павлу последовавый. Радуйся, богомудрым Павлом изрядно наставленный. Радуйся, награду за весть благую в Царствии Небеснем восприявый. Радуйся, блистанием духа твоего сердца верных просвещаяй. Радуйся, древо доброе, многия плоды принесшее. Радуйся, благочестия непоколебимый столпе. Радуйся, безбожия непоколебимый обличителю. Радуйся, Божиих преславных чудес возвестителю. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 10

Спасительнаго подвига ищуще, богомудрый учениче Спасов, после же мученическия кончины апостола Павла, ты, святый Луко, в странах Италийской, Далматской, Гальской, сугубо же в Македонской и Ахайской, Христа проповедывал еси, всюду мрак безбожия разгоняя и народы научая, да вси Богу Живому и Истинному восклицают: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Небесному паки и паки послужити желая, апостоле блаженне, в старости твоей во Египет потекл еси с благовестием спасения Христова. Проповедуя же, многия мучения претерпел еси и множества подвигов подъял еси. Возвращшуся же ти в страну Эллинску, во священники и диаконы рукополагал еси, болящия телом и душею исцелял еси. За вся сия мы радостно взываем ти: Радуйся, светлая заре новаго дне. Радуйся, путеводителю наш на небесе. Радуйся, Тело Христово – Церковь Святую устрояющий. Радуйся, на пустующия нивы делателей посылающий. Радуйся, о благосостоянии Церквей Божиих Творца умоляющий. Радуйся, нас на подвиг деятельныя любве подвигающий. Радуйся, безбожия непоколебимый обличителю. Радуйся, благочестия и добронравия насадителю. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 11

Пение хвалебное возносим ти, богоглаголивый апостоле, праведнаго жития и мученическия кончины твоея ради, яко в старости маститей бесоводимыя идолопоклонницы схватиша тя и, бияше Христа ради, на масличном древе повесиша. Душу же твою Святую ангели вознесоша ко Христу, Коему ты верно послужил еси. И ныне в свете горнем воспеваеши Творцу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносною свещею, богопрославленный апостоле Христов, воссиял еси во дни земнаго жития твоего. И по смерти приял еси благодать от Бога чудеса творити и исцеления источати, яко святыя и чудотворныя мощи твоя многия исцеляют, сугубо же очесами болящия. Мы же, поминая сие, просим тя, учениче Спасов, изостри очи наша ко зрению спасения, ниспошли страждущим от недугов свобождение и от скорбей утешение, всем, почитающим тя, память о Бозе и приими величания сия: Радуйся, яко мученичеством веру во Христа засвидетельствовавый. Радуйся, яко твое течение доброе страданьми запечатлел еси. Радуйся, яко верен слуга Господа Христа явился еси. Радуйся, яко тя и земная и небесная Церкви славят. Радуйся, яко тя вси концы земли величают. Радуйся, почитающих тя неусыпный молитвенниче. Радуйся, вдов и сирот неумытный заступниче. Радуйся, тяжких страдальцев скорый помощниче. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 12

Благодатию Божественною просвещенный, апостоле всехвальный, со словесным Евангелием купно, Евангелие во образах нам оставил еси, святый Луко, яко живописал еси прехвальныя образа Божией Матери, рекшей: благодать Рождшагося от Мене и Моя милость с сими иконами да пребудет. Благодарни суще, яко и нас удостоил еси благоговейно взирати на лепоту Девы и Сына Ея, радостно просветившему тя Премудрому Господу взываем: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая дивное житие твое, святый и преславный Луко, сугубо величаем тя, яко живописал еси на дске иконы святых апостолов Петра и Павла. И тако начаток положил еси и в сем дивном и богоугодном деле писания святых икон во славу Божию, Пресвятыя Богородицы и всих святых, они же доныне благолепно украшают храмы Божии и ко спасению призывают всех, благоговейно их почитающих. И за все сие, дарованное нам тобою, благодарнии, восклицаем ти: Радуйся, Девы Пресвятыя Лик увековечивый. Радуйся, яко неизреченную радость нам тем в сердца принесший. Радуйся, изографов и иконописцев духовному зрению научающий. Радуйся, служити вечной Божественней красоте нас вдохновляющий. Радуйся, на путь истины, добра и любви всех приводящий. Радуйся, врачей человеколюбием и милосердием обогащающий. Радуйся, недуги душ и телес наших преславно исцеляющий. Радуйся, ревновати о спасении ближних нас научающий. Радуйся, святый Луко, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 13

О, святый евангелисте и апостоле Луко, приими сии немощныя словеса наша, яко молитву благоугодную, и испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа, Коему ты неутомимо служил еси и велию милость от Него стяжал еси, прощение всех согрешений наших, мирный и безболезненный конец живота нашего, невозбранное восхождение в мир духовный, в нем же вси святии воспевают небесную песнь: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.

Молитва

О, святый Луко, Богом избранный и Материю Божиею благословенный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабам Господним, мы бо, по многим прегрешениям нашим, обретаемся во тьме и сени смертней, далече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленныя, не имамы дерзновения Господа молити о прощении нашем, тебя же призываем, великий светильниче Божий, яко пребывающий в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас.

Умоли Господа, святый Луко, да обновит в нас страх Господень, нимже любы привлекается, а грех отгоняется. Мы же, хотя и навыкли грешити по всяк день и по всяку нощь, обаче воспоминая словеса Господа: «Бдите, яко не ведаете часа, егда хощу приити», ведаем, яко можем во всякий час быти призванными Ним из сего привременнаго живота в живот вечный. Пробуди в нас, святый Луко, страх и премудрость, о них же святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим слезы покаяния, ими же наши души от грехов очистятся.

Помози нам, неразумным, да уразумеем писание, еже ты сам списал еси, и бежим от греха, яко от огня, и вся силы своя приложим да приблизит ны Бог к Себе. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же есть живот вечный. Помози нам, святый Луко, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Дабы и нам, яко ти с Клеопою, егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творящий, да возможем стрелы луковаго, на всяк час в нас испускаемыя, отгнати. С тем же получим и любы Божию, да руководит нас к Вечному Отечеству, идеже пребывают вся силы небесныя, вси святии, Матерь Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе, тобою написанной, увековечен есть. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Луко, преселитися, егда нас Господь призовет, да тамо вечно славим Бога во Святей Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во вся бесконечныя веки. Аминь.

Тропарь, глас 4.

Апостольских деяний сказателя, и евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, неисписанна суща Христове церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща, и молящася непрестанно о душах наших.

Кондак, глас 2.

Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Источник: http://boguslava.in.ua/