Новости Алтайской митрополии
Каждый день Страстной седмицы называется Великим. Церковь час за часом проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа и вспоминает ветхозаветные прообразы Его жертвы.
В Страстную cедмицу Церковь вспоминает события последних дней земной жизни Христа и ветхозаветные прообразы Его жертвы. Все дни Страстной недели называются Великими.
Проклятие смоковницы.
Дионисий. www.dionisy.com
В Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское чудо о смоковнице.
Сын Иакова и Рахили Иосиф, проданный завистливыми братьями в рабство за 20 сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем Иудой в 30 сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают Христа. История мнимой смерти сына Иакова и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.
Иоанн Златоуст пишет о том, что Господь должен был хотя бы один раз явить, что, будучи Спасителем мира, Он есть вместе с тем и Судья.
Проклятие смоковницы за неплодие — знамение правосудия, которое следует за долготерпением Божиим и казнит тех, кто не раскаялся в своих грехах.
Во Вторник Страстной седмицы вспоминаются произнесенные Спасителем в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом рабе и злом, о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде.
В первые три дня Страстной седмицы в храмах звучит песнь «Се, Жених грядет в полунощи». Она напоминает о притче о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Девы обозначают христиан. Светильники — это души, масло — милостыня и другие добрые дела. Жених– Сам Иисус Христос. Он медлит, не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не задумываясь о конце своей жизни и всего мира, живут беспечно, их разум и сердце не бодрствуют, но как бы погружены в сон. И вот в полночь внезапно раздается крик о приходе Жениха: настало время встречи души с Богом. Мудрые христиане запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. А души неразумных, грешных людей начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, — заключает Господь притчу, — бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.
Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати — о золотом таланте (талант — греческая денежная единица), который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные. Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас. В храме многократно повторяются слова: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»
В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В то время как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно затем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление». Христос обещает: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Тогда же в душе Иуды родилось преступное намерение предать беззаконному суду своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе прославляется жена-грешница и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
В этот день совершается последняя за пост литургия Преждеосвященных Даров и в последний раз в конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого до вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы) в церкви перестают класть земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей.
Предательство Иуды.
Церковь Каранлык в Кападокии
В день Страстного Четверга Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги учеников, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Литургия Великого Четверга имеет особое значение, поскольку на Тайной Вечери Господь установил таинство Евхаристии (Причащения), когда заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). В этот день всякий православный человек старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения. Ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф. 26:27).
На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…» Церковь и Святые отцы не видят в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества. Они называют Иуду рабом и льстецом, обманщиком, а причиной его поступка — сребролюбие.
В этот день в кафедральных соборах бывает чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа.
Утреня Страстной Пятницы служится в четверг вечером. На этой службе читаются 12 отрывков из Евангелия, в народе она так и называется — «Служба двенадцати Евангелий». Перед чтением каждого отрывка бьют в колокол столько раз, какое по счету евангелие будет читаться. Есть добрый обычай — после этой службы взять с собой горящую свечу, донести огонек до дома и зажечь лампадку, которая будет гореть до Пасхи или до конца Светлой седмицы.
В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно принятые Им ради нас. Это день самого строгого поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания.
Все моменты священных событий этого дня ознаменованы богослужением. Время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата — совершением третьего часа; время крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; снятие тела Христова со Креста — вечерней.
В Страстную Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы с особыми псалмами, паремиями, чтением апостола и Евангелия.
Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница — икона положения Христа во гроб — сначала располагается в алтаре на Престоле, а затем выносится на середину храма и кладется на особую гробницу. Плащаница о находится на середине храма до Пасхальной полунощницы и напоминает нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.
После вечерни читается малое повечерие с каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон — рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!» — потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.
Сошествие во ад. XV век. Фрагмент
В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью.
В воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. В это время читается паремия (отрывок) из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых: поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию. Затем читается послание апостола Павла, в котором говорится о том, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола.
По окончании утрени поется песнь, восхваляющая Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб.
Утром в Великую Субботу служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. Один из Святых отцов назвал эти отрывки «Ветхозаветным Евангелием» о Христе Воскресшем.
В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения.
После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.
Затем литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча», а вместо «Достойно есть» — «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе».
По окончании литургии верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.