Новости Алтайской митрополии
Великий мыслитель и учёный древности Аристотель говорил: «Кто преуспевает в науках, но отстаёт в нравственности более идёт назад, чем вперёд».
В наше время мы ежедневно видим подтверждение слов знаменитого грека, ибо совершенно очевидно, что интеллектуальное продвижение вперёд нашего общества и молодёжи, в частности, не сопровождается, мягко говоря, таким же ростом духовности и нравственности. Наоборот, неприятными приметами нашего времени уже стали наркотики, стяжательство, гордыня, амбиции, индивидуализм и эгоизм.
Современной школе очень трудно решать вопросы духовно-нравственного воспитания потому, что государство и общество лишь декларируют высокие принципы морали, а в реальности нашего бытия ведущие позиции занимают деньги, корысть, потребительство. Сам человек является зачастую лишь объектом воздействия с целью что-то ему продать, как-то его использовать в неблаговидных целях, сделать из человека безумного потребителя неких благ, порой сомнительных. Нет пропаганды труда, добра. Эти понятия лишь отдельными вспышками проявляются среди той части социума, добровольцев, у которых не угасает жажда справедливости, веры в доброе и светлое.
Думаю, что последним оплотом света, добра и веры сегодня является Русская Православная церковь.
Видимо поэтому в течение прошедшего года так много нападок на саму церковь, на святейшего Патриарха.
Суперлибералам и врагам России, которых в мире множество, просто необходимо устранить преграду, т.е. Православную церковь, и тогда они смогут творить с российским народом, с Россией всё, что им будет угодно.
В моих руках диск «Дорога к счастью» — это руководство по улучшению жизни, основанное на здравом смысле. Его прислали в нашу гимназию из издательской компании «Издательская группа Нью Эра» (Москва).
Наверное такие диски получили и многие другие директора школ страны и нашего региона.
Не буду утомлять подробностями, отмечу:
- вся информация подаётся в мрачных тонах: трущобы в Америке, слёзы, безрадостные люди;
- призывы к неповиновению власти, правительству (трудно им идти по дороге к счастью под гнётом тирании);
- идеология индивидуализма;
- оскорбление в адрес буддизма;
- программирование зрителя и читателя на чуждую россиянам мораль.
А идейная основа фильма — теории Рона Хаббарда.
Бесспорно, с нашей точки зрения, надо противостоять этому мракобессию, что мы и делаем в гимназии №40.
Более 10 лет сотрудничества, соработничества с Барнаульской и Алтайской Епархией дают мне основание говорить об его успешности: у нас нет среди гимназистов негативных проявлений, связанных с преступлениями, межнациональной рознью, наркоманией, пьянством и прочими пороками.
Изучение основ православной культуры, регулярные беседы по благословению Владыки Максима священников, естественно, с согласия родителей гимназистов, на самые острые темы, волнующие юношей и девушек, экскурсии в храмы города Барнаула, Новосибирска, ряда районов Алтайского края, участие в православных праздниках планомерно оказывают очень сильное влияние на всю жизнь ученического и педагогического коллективов. Я вижу, что наши ученики становятся день ото дня добрее к ближним, внимательнее, хорошо понимают, где зло и как с ним бороться, всё больше проявляют свои творческие возможности, интерес к обучению со сверстниками и взрослыми людьми, а не с компьютером и сетями Интернета.
Кстати, наши педагоги следят за тем, что пишут ученики на своих сайтах, и мы очень рады, что там нет грязи, мата и прочей гадости.
А сейчас в нашей гимназии набирает силу процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь школьного коллектива.
Социальная реабилитация детей-инвалидов во многом зависит от отношения к ним общества и конкретных личностей: педагогов, родителей учащихся, сверстников.
Мы уверены, что с детских лет надо научить человека протягивать руку дружбы и помощи каждому, кто нуждается, а ещё надо, чтобы человек сам видел, кому надо помогать — без просьб и обращений, он сам должен чувствовать боль другого человека.
Духовно-нравственное воспитание в школе должно пронизывать всю деятельность учебного учреждения — это не просто отдельный блок плана работы, как, например, физическое воспитание, обучение одарённых детей или эстетическое направление.
Для подростков крайне важно, чтобы всё было честно и справедливо и в спорте, и в труде, и в дружбе, и в любви.
И эту честность и справедливость обеспечиваем мы — учителя и родители прежде всего.
Есть ли проблемы? Когда работаешь, проблемы всегда есть.
Остановлюсь на одной. Речь о родителях наших учеников. В прошлом и этом годах в связи с введением в учебный процесс курса основ религиозных культур и светской этики приходилось много работать с родительской общественностью, рассказывать о содержании курсов, о педагогических кадрах, которые будут работать с детьми, об учебниках и многом другом.
Большинство родителей с глубоким пониманием отнеслось к вопросу выбора модуля, который будет изучаться их сыном или дочерью.
Мы рады, что более 90% родителей выбрали основы православной культуры.
Однако нас настораживает тенденция: чем моложе родители, тем больше какого-то скептицизма, какой-то бравады, какого-то надуманного инакомыслия. При выборе модуля некоторые мотивировали свой выбор так:
- хотел «приколоться»;
- не хочу быть как Ивановы и Сидоровы;
- семья наша православная, но светская этика дочери будет нужнее;
- а я верю в нумерологию, сглаз и порчу.
Приходится всё интенсивнее проводить разъяснительную духовно-нравственную работу с родителями, бабушками и дедушками — иначе сегодня просто нельзя, ибо столько у людей в головах намешено, что диву даёшься.
Хочется внести одно предложение - при поддержке управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи провести для детей и юношества сочинение, например, «Душа обязана трудиться», а потом издать сборник, который будет интересен учащимся, педагогам и всем кого волнует проблема нравственного становления молодого поколения.
А.Г. Овсиевский, директор
МБОУ «Гимназия №40»
города Барнаула
Фото Влада Комякова,