Новости Алтайской митрополии
Настоящее время счастливо для нас тем, что по Алтайской земле шествует святитель Николай Мирликийский – в города и веси прибывает ковчег с мощами святого. Широко известна его скорая помощь в самых различных жизненных обстоятельствах, где бы ни жил человек. Но нам особенно важно знать историю своего Сибирского края, который богат свидетельствами давнего покровительства святителя Николая православным людям. Так, известно благодатное событие обращения к Господу города Томска с раскаянием и молитвой о помиловании, которое сравнивают с историей древней Ниневии, спасенной проповедью пророка Ионы. Существуют и другие, не менее чудесные примеры благоволения святителя к Сибирскому краю. Эти истории нам всем надо знать, на них учиться и с их помощью изменять свою жизнь.
Многие люди, приходя издалека и преодолевая трудности, припадают к мощам Чудотворца с просьбами, в том числе и об исцелении от болезней. Православные врачи считают своевременным и полезным обратить внимание к историям исцелений, наступивших по не оскудевающему благоволению святителя Николая Чудотворца на нашей Сибирской земле. Они являются яркой иллюстрацией связи наступления перелома в болезни с нравственным состоянием отдельных людей и населения Сибири в целом.
Изложенными сведениями мы обязаны сказанию сибирскому, сохранившемуся до нас в рукописи под заглавием: «Сказание о явлении образа святителя Христова Николая Чудотворца, града Томска в веси Семилужной, еже быть в лето от р. Х. 1702».
Так оно начинается: «Придите, о христоименитое собрание, на слышание нового чудесе, еже быть в лето от сотворения мира 7210, от Рождества по плоти Бога Слова 1702».
Предлагаем вам повествование о первоначальном прославлении и некоторых чудесах образа Николая Чудотворца в Сибири. Источником служило "Житие святителя Николая Мирликийского". По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005. с. 592-599.
«В этом году, в царствование Петра Великого, в Сибири, Томского округа, в деревне Крестинино, в доме вдовы Соломии Прокопьевой, лежал на одре болезни житель города Томска, сын престарелого воина Саввы Рожнева, именем Григорий. Родственники и соседи, отчаявшись в жизни больного, окружили его постель и молча ожидали разлуки души с телом. Но вот они видят, что больной чего-то стал страшиться, трепетать, и потому стали с напряженным вниманием ожидать, что будет. Больной, до сих пор недвижимый, вдруг как бы невидимой силой всем телом поднимается с постели и начинает говорить с кем-то незримым для них, говорить много и все, как будто давая ответы на чьи-то вопросы, на чьи-то замечания. Наконец он громко вскрикивает: «Господи! Все это сотворю, помилуй меня», - тихо опускается на постель, приходит в себя и, озирая всех, объявляет, что совсем здоров, только чувствует еще в себе большую слабость. Все крайне изумлялись этому и тому еще, откуда взялся, как очутился в доме на божничке образ Николая Чудотворца; у Соломии Прокопьевой никогда такого образа не было, и никто и находившихся тогда тут его не приносил. Вскоре (на следующий день или через день) бывший больной Григорий послал за духовником своим, священником села Спасского, что на реке Яе, Иоанном Кузьминым, и ему перед приобщением Святыми Дарами рассказал, что с ним было в то время, как он ежеминутно ожидал смерти. Родственники и соседи, бывшие очевидцами всего, что с ним тогда делалось, и слышавшие, что в то время говорил он, подтвердили его слова.
Вот его рассказ. «Лежа на постеле, - говорил Григорий, - увидел я в избе и даже на улице множество черных и отвратительных чудовищ. Они сначала произвовдили разные мерзкие игры, потом все напали на меня с такой лютостью, что я думал – меня тотчас же растерзают. Тут взмолился я в уме своем Господу богу, да избавит меня от этих скверных демонов и не попустит мне, окаянному, погибнуть с беззакониями моими. Вдруг после того в комнате сделалось необыкновенно светло, и бесы все исчезли. При этом я увидел образ святителя Христова Николая, сиявший как солнце; он несся сам собой, держимый невидимой силой. За образом шел старец, похожий на изображенного на нем, в архиерейской одежде, с копьем и жезлом в руке. Икона, принесенная в дом невидимой рукой, той же невидимой рукой была поставлена на божнице, и перед ней сама собой загорелась свеча. Тогда старец положил мне не сердце свой жезл, болезнь моя вмиг прекратилась, и он грозно сказал мне: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на диавола и недобре говоришь о богатстве? Скажи мне правду, как ты вот тогда-то, идя дорогой, рассуждал о богатстве?». Тут я увидел, что ему все известно, известны, между прочим, и мои злые помыслы, и потому рассказал ему, как я и когда соблазнялся чужим богатством, роптал на свою бедность и как я раз, идя дорогой, думал в себе, что богатым богатство, должно быть, носят или собирать помогают бесы, что поэтому хорошо бы и мне с ними познакомиться, что они и мне стали бы носить деньги, и за такую помощь я стал бы почитать их. На это старец сказал мне: «Малодушный! Оказали ли тебе какую-нибудь помощь в твоей бедности и в настоящей твоей болезни? Если бы я теперь не поспешил к тебе на помощь, то они погубили бы тебя душевно и телесно. Да знаешь ли ты, кто я?» - «Не знаю, господине мой, господине, кто ты», - отвечал я ему. «Я – архиепископ Николай Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах; икона же, на которой изображен лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего, Ильи Крестинина, но вместе со мной отошла оттуда потому, что там ей оставаться мерзко. В доме его нет никакого благочиния, там одно беззаконие. Сам Илья – простумен и глумитель, дети его и внучата воспитаны беззаконно, живут не по-христиански, церковь Божию оставили; в доме его отовсюду собираются кудесники, ветреники и ветреницы для бесчинных игр, песен и плясок, все это сквернит человека и ведет его к погибели; поэтому я и вышел из его дома, не терпя в нем беззакония и неистовства. В дом же вдовицы сей Соломии пришел я, уважая чистоту ее и страннолюбие. Но и у нее не без греха: за детьми своими она не наблюдает, во всем снисходит им, и они со сверстниками своими сквернословят, в дни воскресные и праздничные едят и пьют рано, что все истинному христианину неприлично. И ей, Соломии, и им, ее детям, скажи ты, Григорий, чтобы исправились, иначе зле погибнут и они. Что же касается до Ильи, то его сокрушат тяжкие болезни, в них он и жизни лишится; дом его сгорит; с домом погибнут и два его сына; то же самое будет с домом и детьми Соломии, если не исправятся. Образ мой, который ты видел вошедшим в дом этот, пусть будет отнесен в подобающей честью в деревню Семилужную и пусть поставят его там в молитвенном дому Вознесения Господня; я хочу, что бы там стоял и был почитаем мой образ».
После того светоносный старец сказал мне: «Отселе, Григорий, исцеляет тебя Господь мой, Иисус Христос, мной, рабом Своим, и ты, когда совершенно оправишься, востав убо, иди в град Томск и рцы без боязни всем во граде священноначальникам и судиям градским и прочим гражданам, яко все они прогневали Творца своего и Господа, и ходиша в путь беззакония своего и мерзкия похоти, и вси уклонишася, вкупе непотребны быша, всяк возраст и всяк род, рабы и свободны, простии и воины, начальницы и подначальнии, мужи и жены, отроки со старцы, иноки и бельцы, иереи и все церковницы, присно согрешающие, досаждая, обидя, лихоимствуя, оболгая, неистовствуя, прелюбодействуя и прочими изобилуя бесчинии. Аще же от всех сих не престанут, не умолят сотворшего Господа своего покаянием, слезами и не покажут веры своей делами, заповеданными христианам, глаголю же – кротость, умиление, любовь, долготерпение, человеколюбие, благостыня, милование, мир, истина, - ихже кроме всех грядущих напастей свободиться не могут. К тому же и сия повелеваю, да запретят ненаказанным, еже бы от всякия игры бесовския престали, и дабы хранили уста свои от сквернословия; аще же сего не сотворят и не отстанут путей своих лукавых и развращенных: то Божия отмщения не избегнут». Наконец, старец, тот сказал мне: «Будешь ли ты объявлять людям об этом видении, возвещать это страшное веление? Если нет, то сейчас же погибнешь, злосчастный». Тут-то я и закричал: «Господи! Сотворю все это, помилуй меня!». После того он тихо опустил меня на постель и, сказав: «Завтра я опять приду к тебе, ожидай меня», - стал невидим. Тогда я, - заметил рассказывавший, - уже совершенно уразумел, что являвшийся был действительно славный Чудотворец Мирликийский, святитель Николай. На следующее утро, - продолжал говорить исцелевший и удостоившийся видения Григорий Рожнев, - когда я лежал еще в постели и размышлял о своем страшном видении, снова внезапно явился в дом тот светоносный старец, был он, как и прежде, в архиерейском облачении, с двумя крестами на персях и третьим, самым светлым, на раменах, стал перед святыми иконами и читал книгу. Не вскоре, согнув книгу, он подошел ко мне; я смотрел и услаждался прекрасным видением; тогда он наклонился и, сказав, мне на ухо: «Ныне я отхожу от дома Ильи, и благодать моя уже не пребудет в нем», - и стал, как накануне, невидим».
Все, доселе рассказанное исцелевшим Григорием, клятвенно подтвердили перед спасским священником Иоанном брат Григория, Иван Рожнев, хозяйка дома, вдова Соломия Прокопьева с сыновьями, и многие их односельчане, которые, как сказано в начале, пришли навестить умиравшего и потому были свидетелями всего случившегося с ним, видели, например, сначала его при последнем издыхании, потом в ужасе и трепете, далее поднявшимся на постели всем телом и при этом слышали, как он сперва кому-то долго отвечал, а под конец в страхе вскричал: «Господи! Все сотворю, помилуй меня!».
Предвещание и вместе угроза святителя Николая касательно Ильи Крестинина вскоре сбылись: в ночь на четвертые сутки после видения, бывшего Григорию Рожневу, у того крестьянина сгорела кладовая со всем имением, а в 30-ый день после видения сам он впал в какую-то тяжкую болезнь и вскоре умер.
Икона святителя Николая, перенесенная невидимой силой из дома крестьянина Ильи в дом крестьянской вдовы Прокопьевой, согласно повелению святителя, была отнесена крестьянами при сопутствии священника Кузьмина из деревни Крестинино в деревню Семилужную и поставлена в Вознесенской часовне, вместо которой теперь давно уже существует церковь.
Между тем (во время между пожаром у Ильи Крестинина и его смертью) Григорий, сподобившийся видения, совершенно оправился от болезни, пришел в Томск и рассказал обо всем, бывшем с ним, между прочим, о явлении ему святителя Николая и о прещении Божием на Томск, архимандриту Алексеевского монастыря Варлааму, протопресвитеру Григорию Васильеву, священникам градским, а также воеводе, стольнику Григорию Петровичу Соловаго, сыну его Лаврентию и всем лучшим гражданам. Вызванные в город вдова Соломия, Иван Рожнев и другие, бывшие свидетелями случившегося с Григорием Рожневым, единогласно подтвердили все рассказанное им, а пожар, истребивший по предвещанию святителя Николая дом и имение крестьянина Крестинина, свидетельствуя о Божественности бывшего тому Рожневу видения, в то же время служил и предвестием бедствий, грядущих на Томск.
Для отвращения гнева Божия от города воевода, лица духовные и граждане положили общим советом послать в деревню Семилужную священно- и церковнослужителей (Воскресенской церкви священника Афанасия Андреева с причтом), с нарочитыми гражданами для того, чтобы принести оттуда с подобающей честью ознаменованную особенной благодатью Божией икону Мирликийского Чудотворца в город. Посланные отправились, и, когда принесли святую икону, граждане все, от мала до велика, вышли ей навстречу, приняли с радостью и умилением и долго в посте и покаянии молебствовали перед ней. Господь призрел на слезы и молитвы жителей Томска и, по ходатайству святителя Николая, пременил Свой гнев против них на милость.
Молитвенным обращением к Богу заканчивается эта многочудесная часть сказания, именуемая в нем «первое чудо». Далее в том же сказании передаются рассказы о следующих чудесах славного образа.
1) Сын Томского жителя Ивана Момотова, еще отрок, Василий, уже в течение трех месяцев так страдал «от мучения бесовскаго», что лишился ума, памяти и всей телесной крепости, не был в состоянии ни двигаться, ни владеть своими членами и лежал совершенно расслабленный. Сколько ни призывал отец врачей к сыну, ни одни из них не помог больному в этих его муках, пока наконец не посетил страдающего чудесный помощник – святитель Николай. Лежал однажды этот отрок, полуживой от болезни, и вот явился ему наяву муж благолепный, в архиерейской одежде, с белой сияющей бородой, подошел к постели больного и сказал ему: «Встань». – «Не могу, господин мой, встать, - отвечал отрок, - потому что совершенно не имею крепости телесной». Тогда старец взял его за руку и поднял, говоря: «Мной, рабом Своим, повелевает тебе Владыка мой, Христос, встать с этого одра и быть здоровым». В полном уже сознании в ответ на это отрок воскликнул: «Какую благодарность я воздам тебе, господине мой, за такое твое милостивое посещение меня?». Старец сказал ему: «Сейчас встань с постели, иди в соборную церковь и пой благодарственный молебен за свое исцеление Богу, в Троице славимому, Пресвятой Богородице и святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, что в соборной церкви, на правой стороне, в приделе его, где обыкновенно стоят воеводы, и попроси священников освятить воду; воды же этой для освящения возьми из колодезя, что у рва глубокого. Если все это исполнишь, то благодатью Христовой от болезни совершенно освободишься». Тотчас отрок отправился к отцу и рассказал ему о сем явлении. Услышав обо всем и увидев сына неожиданно вставшим и почти здоровым, отец немедленно поспешил с сыном в церковь – исполнить все повеленное Чудотворцем и с радостью и хвалой милостивому Угоднику возвратился домой с отроком, совершенно разумным и здоровым.
2) Томский боярин Стефан Закревский так долго и сильно страдал от «болезни ломотной», что совсем уже отчаялся в своей жизни. Но вот он призвал в молитве на помощь себе святителя Николая и обещал, если выздоровеет, всю жизнь до смерти встречать в Томске и провожать до самой Семилужной чудотворный образ святителя. Тотчас же святитель услышал его молитву – от болезни боярина не осталось и следа.
3) Гостиной сотни томской таможенный голова Иван Саватеев тоже терпел болезнь, «нечисть» называемую, которая в два года наконец так усилилась в нем, что все тело его острупело, в костях его явилась нестерпимая ломота, от боли гортани он не мог ни пить, ни есть и едва говорил. Уже он отчаялся в своей жизни, когда однажды явился ему образ Николая Чудотворца, «что на семи лужках», и святитель сказал ему: «Аще престанеши суесловите и удержишься от скаредной брани, то исцелит тебя Христос Бог мой, мной, рабом Своим», - после чего видение исчезло. С радостью от этого посещения великого Чудотворца пробудился от сна больной и, встав с постели, воздал благодарение Господу, Его Матери и целителю своему, великому Чудотворцу, - он совершенно исцелился. Признательный святителю таможенный голова принес в храм его на свои средства священнические ризы, епитрахиль и поручи камчатые и после того возвратился домой, славя Бога и благодаря Чудотворца.
4) Томская обывательница, вдова Маланья Тихонова, вдруг заболела глазами и ослепла. Целых три с половиной года так болела она. Страдая от этой болезни еще больше в сиротстве и нищенстве своем, начала она, наконец, с особенным усердием молиться Богу и призывать себе на помощь Богоматерь и великих угодников Божиих, Иоанна Предтечу и Николая Чудотворца. Усердную молитву свою бедная женщина подкрепляла обещанием все годы провожать и встречать образ Пресвятой Богородицы с реки Оби и чудотворца Николая из села Семилужного. Когда настало время принесения в город иконы Семилужной, бедная вдова попросила своих соседок, шедших встречать икону, взять ее с собой. Они согласились, и она пошла с ними и действительно встретила образ. После этого больная уже возвращалась назад, следуя за образом, и приближалась к городу, когда вдруг начала немного видеть, а потом и совершенно исцелилась».
Житие; акафист и величания; иконы
http://rushill07.narod.ru/nikolai/nikolai_1.html
Рассказы о помощи Николая Чудотворца