Новости Алтайской митрополии
4 ноября, в день чествования Казанской иконы Божией Матери и государственного праздника народного единства, в Покровском кафедральном соборе состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский. Его Преосвященству сослужило священство Барнаульской епархии. Храм был полон прихожан, пели детские хоры из воскресных школ храмов г. Барнаула и других благочиний епархии.
По окончании богослужения состоялся традиционный крестный ход, в этом году особенно многолюдный – до пятисот человек. Его маршрут пролегал от Покровского собора к часовне Святого благоверного князя Александра Невского. Здесь в сослужении клириков Барнаульской епархии владыка Максим отслужил молебен пред иконой Казанской Божией Матери. Затем он поздравил всех участников крестного хода и присутствующих на молебне горожан с церковно-государственным праздником, преподал благословение и подарил каждому небольшую Казанскую икону Божией Матери.
В архипастырском слове по случаю 400-летия одоления смуты Его Преосвященство, в частности, сказал:
– Сегодня мы празднуем День народного единства. До сих пор, спустя 7 лет после его возрождения, в нашем обществе, к сожалению, можно слышать вопрос, чему посвящено данное торжество?
Некоторые думают, что этот праздник какое-то новшество. Но на самом деле его отмечали в течение почти 270-ти лет, с 1649 года он был государственным, общенародным и церковным торжеством в России.
По церковному календарю на этот день, 4 ноября по новому стилю, приходится празднование Казанской иконы Божией Матери. Именно через этот святой образ Божия Матерь явила свою милость русскому народу после долгих лет кровавой и страшной смуты. Смута эта была не только гражданской войной, братоубийственной рознью, но и иностранной интервенцией, разрушением гражданских институтов и самой монархии. В годы смуты под вопросом вообще было существование и российского государства и народов России. В этом году мы празднуем великий юбилей: 400-летие прекращения смуты, восстановления государственности и народной жизни нашей отчизны.
400 лет назад в этот день совершилось освобождение Москвы, Кремля русских святынь ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, собранного по призыву и благословению священномученика Патриарха Гермогена.
Но вдохновляет нас не столько военная победа народа, сколько сила нравственного единства нации. После десятилетия смутного времени, противостояния всех сословий общества: дворян, бояр, казаков, крестьян, городского люда. После страшной ненависти, разъединения, войны всех против всех, после десятилетий всеобщего недоверия, обид русские люди смогли объединиться для общего дела освобождения Родины.
Предпосылки смуты были вовсе не в военной активности и мощи иноземцев, поскольку польско-литовский гарнизон, без боя вошедший в Москву в 1610 году, насчитывал не более 9000 человек. Корни смуты были в отступлении народа от святых заповедей православной веры. Первым предвестником смуты, еще за сто лет до событий 1612 года стало распространение западной ереси среди высшего сословия Российского государства. Высшее общество увлеклось привнесенными с запада астрологией, гаданиями, магией и колдовством. Некоторые бояре и дворяне прониклись антицерковными настроениями и потеряли веру в Бога, ругались над святыми иконами, над православным богослужением, презирали свой собственный народ за хранение веры отцов. Со смелым осуждением этих заблуждений выступали святой Иосиф Волоцкий, заволжские старцы, архиепископ Геннадий Новгородский. А позже пламенный и бесстрашный обличитель преподобный Максим Грек. Но государственные власти, народ не вняли этим предостережениям и обличениям. Во времена Иоанна Грозного многие святые церковные люди за праведные обличения и вразумления поплатились не только свободой, но и жизнью. А отступления от веры, греховное помрачение вело не только высшее сословие, но и уже народные массы к духовному невежеству, безнравственности, пьянству и разрушению семейных связей. Именно в этот время окончательно, на столетия, формируется социальное противостояние, русский православный народ начинает делиться на враждебные классы, власть имущие начинают жестко притеснять крестьян. Политика крепостничества начинает приобретать самые уродливые формы. На что низшие классы отвечают разбоем, бунтами и погромами.
Само основание политической и народной жизни колеблется. К концу шестнадцатого столетия оскудевает род царский. На высший царский престол восходят в результате интриг, убийств, клятвопреступлений временщики, обагрившие свои руки кровью. Но даже эти безжалостные и коварные люди не могут удерживать власть в своих руках. На смену им приходят самозванцы и авантюристы. Смута достигает таких масштабов, что уставшие от ужаса разбоев, повсеместного бунта русские люди уже готовы пригласить иноземцев, чтобы навести порядок в своей стране. Но поляки, шведы приходят вовсе не для того, чтобы навести порядок, но чтобы еще больше разделить народ. Навязать русским православным людям свою веру. Сделать Россию польской провинцией. Именно в это время, когда уже не было никаких государственных институтов, то из Церкви, от Святейшего, бесстрашного Патриарха Гермогена, находящегося в плену у интервентов, раздается призыв к тому, чтобы покаяться, прозреть, оставить обиды и наконец объединиться всем русским людям. И этот призыв был услышан. Совершилось действительно чудо. Простой гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский организуют народное ополчение. И милость Божия, благословение Божие, чудо преодоления разобщения народа были явлены всем ополченцам и всему народу. Из Нижнего Новгорода ополчение движется к Москве. Знаменем воинов становится святая икона Казанской Божией Матери...
Некоторые скептики не видят в победе русских ополченцев никакого чуда – вроде бы и польский гарнизон в Москве был незначительным. Но чудо было не в военной победе, но в торжестве народного единства. С освобождением Москвы, Кремля смута еще не была завершена. Венцом прекращения смуты стал земский собор, прошедший в начале 1613 года. На этом соборе были представлены все сословия России, даже черновые крестьяне, еще вчера разделенные и враждовавшие между собой. И это народное собрание, Земский собор, в единстве, на протяжении долгих размышлений единогласно избирает царя. Избирает не мужественного военачальника, не пламенного ритора, не мудрого дипломата, но юношу Михаила Федоровича Романова, ибо ему по справедливости и по праву принадлежала власть. Об этом говорил еще до своей мученической кончины священномученик Патриарх Гермоген. Божественной милостью, подлинным народным волеизъявлением, а не интригами и преступлениями является России и народу царь. Власть была явлена как милость, как украшение. Как смысл и правда народного бытия.
Как важно всем нам помнить события! Как важно помнить эти уроки! Особенно после того, как смута вновь потрясла Русское государство почти сто лет назад. И до сих пор, если говорят, скептически вопрошают наши соотечественники: а что мы сегодня празднуем? То значит и эта смута до конца не преодолена.
Дорогие отцы, братья и сестры! В этот святой день в этот юбилей еще раз задумаемся о верности Богу, Святому православию! Будем достойны памяти наших святых предков! Сохраним веру, сохраним Православие, сохраним этим и нашу Россию, как ее хранили и защищали преподобный Сергий Радонежский, святой Дмитрий Донской, священномученик Патриарх Гермоген, гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, святой мученик Патриарх Тихон и царь Николай с сонмом мучеников и исповедников Российских; как ее хранили и защищали Георгий Константинович Жуков и сонм полководцев и солдат, наших отцов и матерей в годы Великой Отечественной войны, наши лучшие воины в Афганистанской войне и в других горячих точках нашей любимой Родины-России.
В завершение своего слова владыка Максим еще раз поздравил всех с праздником, с Днем народного единства.
Подготовил Владимир Клименко
Фото автора