Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

14 Декабря 2012

Уважаемые гости! Всечестные отцы, братья и сестры! Участники III Рождественских образовательных чтений Барнаульской епархии!

Традиция проведения Рождественских образовательных чтений по инициативе Русской православной Церкви имеет уже более чем двадцатилетний опыт. 24-26 января в городе Москве состоятся XXI Международные Образовательные Рождественские чтения.

Целью проведения Образовательных Рождественских чтений является духовно-нравственное просвещение общества, развитие православного образования, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения.

По примеру московских международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и краевые конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения общества, и, в первую очередь, молодежи.

Сегодня мы, с помощью Божией, открываем III Рождественские образовательные чтения в нашей епархии. Тема чтений: «Традиционные ценности в современном мире».

Мы рады сегодня здесь приветствовать наших гостей и соработников. Представителей органов власти, правоохранительных структур, руководителей сферы образования, педагогов высшей школы, учительства, духовенства. В этом зале делегаты, прибывшие не только из самых отдаленных районов Алтайского края, но и Республики Алтай.

Когда мы проводили в нашей епархии первые Рождественские образовательные чтения, мы ожидали поддержки и развития образовательными структурами, педагогической общественностью этого начинания. И сегодня, спустя три года, мы говорим, что в период с 13 по 20 декабря в рамках наших Чтений будут работать 7 секций в ведущих высших учебных заведения города Барнаула.

Традиционно Рождественские образовательные чтения посвящены самому широкому кругу проблем взаимодействия Русской Православной Церкви с обществом. Это и проблемы работы с молодежью, и взаимодействие с вооруженными силами, правоохранительными органами, общественными организациями, средствами массовой информации. Особо значимым в настоящее время, наряду с вопросами образования, является вопрос социального служения Церкви и дел милосердия. Самые активные действия, общество ожидает от церкви в преодолении социальных пороков пьянства и наркомании, противодействию факторам, разрушающим семью.

Прошедший год был ознаменован многочисленными свидетельствами искреннего желания возвращения наших соотечественников к традиционным ценностям. Прежде всего, об этом свидетельствовало всенародное поклонение величайшей святыни – Поясу Пресвятой Богородицы. Более четырех миллионов наших сограждан поклонились святыне, в том числе и некоторые верующие нашей епархии. И в то же время, в уходящем году, мы были свидетелями провокационных кампаний и кощунственных акций, которые были направлены на дискредитацию Церкви: и священноначалия и простых верующих. Прежде всего, в дело противостояния пытались вовлечь молодежь. Но на самом деле эти акции были не просто выпадом против Церкви. Ибо известно, что Бог поругаем не бывает. Верующим известны слова нашего Спасителя, о том, что Церковь будет пребывать до скончания этого века, «что врата ада не одолеют ее». Но провокационные действия и информационная поддержка этих акций некоторыми СМИ, были направлены против традиционных ценностей всего нашего общества. Так как мы знаем, что даже во времена государственного атеизма, во времена слома политических, экономических, социальных отношений в так называемый советский период, никто не ставил под сомнения вечные ценности чести, долга, семьи, патриотизма, даже нравственной чистоты и целомудрия. Именно верность этим ценностям вопреки всему помогли не только сохраниться нашему народу, но и победить.

Опасность нашего времени в том, что сейчас не только в нашей стране, но в мировом масштабе ставится под вопрос вообще весь порядок бытия культурного человечества за более чем двухтысячелетний период. Основной ценностью объявляется свобода индивидуализма. Это направление гуманистического индивидуализма даже не обещает прорыв в новую мораль, что обещали революционеры-демократы в конце 19-го начале 20 веков. Новое время вообще не предполагает какой-либо общественной идеологии, стремящейся захватить умы и сердца миллионов. Если социальные утопии прошлого носили характер своеобразных псевдо- религий, то современный индивидуализм по настоящему атеистичен. Это направление мысли совершенно не признает в человеке никакой уникальности, возводящей его на уровень вершины природы. Многие помнят, что термин совсем недавно «права человека» были в новинку. Теперь уже едва ли не больше говорят о правах животных. Итогом этих процессов становится тот факт, что в обычной жизни люди не хотят жить в реальности настоящего времени. Именно это ведет к социальным порокам – пьянству, наркомании, блуду и разврату, росту самоубийств. Современные культурологи свидетельствуют, что нынешнее поколение, пожалуй, первое, которое духовно живет прошлым. Причем недавним прошлым. Не только у нас в стране. Во всем мире люди пересматривают фильмы и слушают эстрадную музыку 20-30 летней давности. В чем загадка? Человечество не может жить в этом бунте эгоизма. И уже государственные мужи ищут выход для общества из этой надвигающейся проблемы социального пессимизма.

Два дня назад наш Президент Владимир Владимирович Путин в ходе оглашения Послания Федеральному собранию произнес такие слова: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились… Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации. Сегодня это понимает все большее и большее число граждан нашей страны».

Особое внимание наш Президент обратил внимание на совершенствование гуманитарного образования. Этой же проблеме было посвящено совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», которое состоялось 28 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Его Святейшество в своем выступлении также обратил внимание на непреходящее значение традиционных ценностей, созданных христианской культурой: «Духовные ценности содержатся в традиции, в долгом историческом опыте народов, они заложены в культуру, в повседневную жизнь людей. Они связаны с духовным опытом, с опытом различения добра и зла, который лежит в основе христианской цивилизации и без которого невозможно подлинное развитие культуры и, в первую очередь, искусства. Когда общество утрачивает способность различать добро и зло, тогда наступает кризис литературы, изобразительного искусства, о чем мы все можем сегодня очень конкретно говорить на примерах многих и многих стран».

В своем выступлении также Святейший Патриарх Кирилл отметил, что процесс секуляризации и советский, и западный провозглашает скорое отмирание религии в так называемом передовом, цивилизованном мире. Что же мы видим сегодня, в начале XXI века? Мы видим совсем другую картину: религиозная вера не только не умерла, но возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей разного уровня образования, разного социального положения, разных возрастов, разной этнической и культурной принадлежности.

С правовой точки зрения наше государство является светским, то есть в нем действует принцип свободы совести и вероисповедания. Никто не вправе навязывать гражданам какое-либо мировоззрение, идеологию или религию.

С социологической же точки зрения мы не можем не видеть, что в обществе происходит явный процесс возрождения религии, увеличения числа религиозных людей, когда религия вновь приобретает значимость, становится актуальной.

Этому нарастающему желанию духовного возрождения нашего народа способствует введение с этого учебного года общеобязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах. — Это важная, но только первая веха на пути искоренения религиозной безграмотности среди нашего населения.

С ноября прошлого года в школах Алтайского края и Республики Алтай проходил предварительный опрос родителей – какой модуль выберут для изучения их дети – Основы Православной культуры, Историю мировых религий или Светскую этику. Конечно, это новое дело, вообще, любой выбор сложен, но особо он сложен, поскольку по этому вопросу родителям и педагогической общественности не хватает информации, исходящей из Федеральных органов образования. Но мы благодарны губернатору Алтайского края Александру Богдановичу Карлину, с которым у нас состоялась по этому вопросу личная встреча с тем, чтобы по возможности наши местные органы образования через местные СМИ имели возможность проинформировать родителей об этом важном начинании, чтобы выбор родителей был осознанным. И на наших местных теле- и радио- каналах прошло несколько передач по этой тематике. В этот период были проведены совместные встречи с руководством Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края, с представителями традиционных религий, действующих в нашем регионе. Мы выражаем особую благодарность начальнику управления по образованию и делам молодежи, Денисову Юрию Николаевичу, его помощникам. Так как мы отмечаем, что со стороны руководства Управления образования Алтайского края не осуществлялось давления на педагогические коллективы в вопросе выбора модулей предмета ОРКиСЭ. Это особо значимо, поскольку в прошлом Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Кириллом, было отмечено, что в некоторых краях и областях имеются негативные моменты в части партнерских отношений между органами народного образования и православной общественностью. А именно, некоторые чиновники, на местах, принуждали родителей и учащихся выбирать атеистический предмет Светской этики в ущерб преподаванию Православной культуры. Такого в нашем регионе не было отмечено. Однако, мы столкнулись в нашем регионе с другой проблемой. Дело в том, что в условиях апробации данного курса, которая проходило два года назад в ряде субъектов Российской Федерации, в качестве учебного пособия были предложены пять учебников по основным модулям предмета ОРКиСЭ. В составе данного комплекта был и учебник, по Основам Православной культуры, составленный протодиаконом Андреем Кураевым. Данный учебник получил конфессиональное одобрение Русской Православной Церкви. Так же как были одобрены соответствующими религиозными организациями учебники по основам ислама, буддизма, иудаизма. Но накануне повсеместного введения данного курса вдруг появились одобренные соответствующими педагогическими органами комплекты учебников по предмету ОРКиСЭ, которые состояли только из двух модулей – по светской этике и истории мировых религий. Соответственно, родителям предлагалось выбирать из этих двух предметов. К сожалению, в большинстве барнаульских школ пошли именно по этому пути. И были закуплены комплекты учебных пособий, не включающие учебник протодиакона Андрея Кураева. Конечно, данный шаг можно объяснить осторожностью и неготовностью педагогов к преподаванию данного курса. Однако, в данном случае вообще терялся смысл преподавания этого предмета. Ибо предмет этот задумывался не только для приобретения знаний, но и как предмет, способный повлиять на нравственное воспитание учащихся.

Тем не менее, есть надежды, что эти моменты будут преодолены. Поскольку в Государственной Думе, несколько дней назад, в ходе первого чтения был принят проект нового закона об образовании, который предполагает более тесное взаимодействие религиозных организаций с органами образования в деле совершенствования преподавания этого предмета. В частности, Проект закона предполагает обязательную конфессиональную экспертизу учебных пособий, рекомендованных к использованию при преподавании данного предмета. Думается, что и в нашем регионе после окончательного принятия нового Закона об образовании также будут учтены новые положения. Однако есть и очень обнадеживающие результаты в деле введения нового предмета в школьную программу. По нашим данным в сельских школах до 40-50, а в некоторых школах до 90 процентов учащихся выбрали модуль Основы Православной культуры. Да и в городских школах, где заранее готовились к введению данного курса, также почти все родители и ученики выбрали модуль Основы православной культуры. В частности, в гимназии № 40 г. Барнаула.

Без сомнения, задачей огромной важности является расширение и усилия собственно церковных образовательных структур. В настоящее время при большинстве приходов нашей епархии действуют практика обязательной катехизации желающих принять Таинство Святого Крещения. При Барнаульской Духовной семинарии весной этого года состоялся выпуск первой группы приходских катехизаторов, которые по мере сил, уже несут послушание на приходах. Но выпускники-катехизаторы, вкусившие радость духовного образования не могут расстаться с духовной школой. И по многочисленным просьбам выпускников мы благословили проведение курсов проведения повышения квалификации.

На новый уровень в настоящее время выходит и преподавание в воскресных школах. При этом мы считаем важным в воскресной школе не только преподавать некий стандарт знаний, но воскресная школа должна становиться культурным и духовным центром приходской жизни, а значит и фактом духовной жизни своего села, или района города. В нашей епархии с целью межприходского взаимодействия традиционно проводятся фестивали «Юные голоса Алтая» и конкурс театральных коллективов «Жар птица». Данные мероприятия проводятся в соработничестве с профессионалами высшей школы и представителями муниципальных и государственных структур власти.

В настоящее время епархиальными структурами составлен подробный реестр воскресных школ, руководства, руководителей и учащихся певческих детских коллективов. Планируется, что в ближайшее время Правящим архиереем, епархиальным советом будут утверждено время проведения семинаров для руководителей и преподавателей воскресных школ. В ходе проведения данных семинаров запланировано проведение круглых столов, открытых уроков, будет организована практическая помощь преподавателям в составлении и ведении документации, учета знаний учащихся, а также будет осуществляться методическая помощь в выборе программ, проведении итоговых экзаменов, паломнических поездок, совместных мероприятий, епархиальных конкурсов.

Важным традиционным мероприятием стало проведение в нашей епархии общероссийского конкурса педагогов «За нравственный подвиг учителя», который мы также проводим в соработничестве с Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края. Наличие данного конкурса способствовало консолидации учительства, неравнодушного к проблемам духовно-нравственного образования и воспитания в нашем регионе. Именно этот конкурс расширил ряды православных педагогов. Способствовал росту контактов и взаимопонимания между сферой образования и Церковью.

В условиях возрастающей роли развития институтов гражданского общества нам необходимо создавать новые общественные организации и активизировать работу уже созданных, чтобы реальная работа по распространению и утверждению ценностей, несущих подлинную духовность нашим согражданам и, прежде всего, детям и молодежи была активизирована.

В нашей епархии уже действуют православно ориентированные общественные организации: Общественный родительский комитет, Общественное родительское собрание , Ассоциация православных педагогов Алтая, организация православных врачей.

Сегодня мы также ожидаем выступлений некоторых руководителей этих общественных объединений.

С чувством искренней радости мы приветствуем в этом зале высоких гостей - уважаемых ректоров ведущих высших и средних учебных заведений г. Барнаула. Еще в ходе I Рождественский чтений были высказаны пожелания по расширению формата Чтений. И в этом году, несмотря на предпраздничные сложные, сессионные дни все представители ВУЗов откликнулись на наше приглашение войти в состав оргкомитета Чтений. Именно попечением ректоров ВУЗов и их помощников были организованы секции наших сегодняшних чтений. Ряд секций завершили работу, несколько продолжат свою работу сегодня и в последующие дни. Мы очень благодарны за конструктивную помощь нашим коллегам. Мы также признательны за снисхождение к нашим организационным, методическим погрешностям, выявившихся в ходе подготовки к Чтениям. Но пока только в начале этого пути и нам необходимы ваш опыт, помощь и советы. С тем, чтобы с помощью Божией, дело развития и совершенствования нашего образования развивалось в конструктивном русле.

В заключение своего выступления мне бы хотелось поблагодарить ректора Барнаульской государственной педагогической Лазаренко Ирину Рудольфовну за традиционно доброе взаимодействие и предоставление этого прекрасного зала для многих важных церковно-общественных мероприятий. Для нас большая честь, что III Рождественские образовательные чтения проходят именно в прославленном педагогическом ВУЗе.

Завершить свое выступление мне бы хотелось вновь, обратившись к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Наша общая задача состоит в том, чтобы выявить и сформулировать систему нравственных ориентиров, суметь передать молодому поколению знания о нашей собственной духовной и культурной идентичности. К решению этой комплексной задачи должны подключиться все здоровые силы общества, включая Церковь, другие религиозные конфессии, систему духовного и светского образования. Только трудясь все вместе, мы сможем обеспечить достойное будущее нашей молодежи, нашему народу, нашей стране».

Хочется всем пожелать продуктивной работы и интересных докладов. А также поздравить всех с приближающимся празднованием Рождества Христова и гражданского Новолетия!

Благословение Божие да пребудет над всеми нами.

Благодарю за внимание.