Новости Алтайской митрополии
Опубликовано: Алтайский край, 2005 г.: календарь знаменат. и памят. дат. – Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2005. – С.98-102.
Деятельность Русской Православной Церкви на окраинах Российской Империи ознаменована самоотдачей и самопожертвованием ряда настоящих подвижников веры. Несмотря на значительные правительственные решения в области политического и хозяйственного освоения окраинных земель, частью которого было и распространения Православия среди коренных народов, миссионерство было уделом лишь немногих пастырей, способных в ущерб своему здоровью, материальному и семейному благополучию трудиться ради просвещения жителей Сибирской земли.
Одним из прославленных миссионеров России был архимандрит Макарий (в миру - Михаил Яковлевич Глухарев). Родился он в 1792 году, 8 ноября, в смоленском городке Вязьме в семье священника Иакова Глухарева. Начальное образование получил в домашних условиях. Затем было обучение в Вяземском Духовном училище при Предтеченском монастыре, Смоленской семинарии.
После успешного окончания семинарии в 1813 году Михаил Глухарев был определен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его, как лучшего воспитанника семинарии, направили в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой тогда был святитель Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский, много и плодотворно потрудившийся на ниве просвещения. В 1994 году он был причислен к лику святых.
В 1828 году Святейший Синод для просвещения инородцев Сибири учредил особую миссию в Тобольской епархии и тогда же поручил преосвященному Евгению (Казанцеву), архиепископу Тобольскому, выявить наиболее способных добровольцев из числа духовенства его епархии. В то время архимандрит Макарий был насельником Глинской пустыни и как только узнал о просьбе владыки Евгения, тотчас решился ехать миссионером в Сибирь. Отец Макарий подал прошение в Синод и вскоре был направлен в Тобольскую епархию.
Чрезвычайно сложным был первый период – основание Миссии - для архимандрита Макария (Глухарева). Отправляясь в далекий Алтай, основатель Миссии отказался от материального вознаграждения за свои миссионерские труды. Единственным стабильным источником дохода была его магистерская стипендия в 350 руб. в год, но скудость средств не стала препятствием для проповеди Евангелия.
В течение первого года пребывания на Алтае, архимандрит-миссионер, объезжая инородческие селения и казачьи редуты, подбирал место для первого миссионерского стана. Таковым стал улус Найминский (Майминский) в устье реки Майма. Место очень живописное и удобное в транспортном отношении, поскольку это селение находится на развилке путей в восточном и южном направлении. Миссионерский стан при архимандрите Макарии представлял собой помещение для походной церкви и несколько изб для жительства миссионера и причетников. За четырнадцать лет пребывания архимандрита Макария в должности начальника Миссии было основано три миссионерских стана: в Майме (1831г.), Улале (1834г.) и Мыюте (1839г.). Однако, постоянно действующим был только один из них – Улалинский, который ко второй половине 1830-х гг. стал центральным. Богослужения при архимандрите Макарии совершались в обычных домах или избах. Алтарная часть от остального помещения отделялась раскладным походным иконостасом. В 1838г. ”новокрещеные инородцы и другие православные христиане, живущие в Улалинском селении построили настоящую церковь”. Наибольшие пожертвования на ее строительство внесли купец третьей гильдии Андрей Михайлович Шустин (334 руб. 92 коп.) и “инородец” Карп Еремеевич Парасев (323 руб. 55 коп). Размеры первой Улалинской церкви составляли около 15 аршин в длину и восьми аршин в ширину (10,5 м на 5,6 м). Освящена она была в честь Всемилостивого Спаса, согласно антиминсу, находившемуся в Миссии. Фактически, первый храм Горного Алтая представлял собой вид скромного молитвенного дома.
Основатель Алтайской Миссии, не имея возможности вести значительные постройки, тем не менее, начал строительство каменного храма в Майме – первого каменного здания в Горном Алтае. (Это здание в перестроенном виде сохранилось до наших дней.) Основная же заслуга преподобного Макария не просто в крещении инородческого населения Горного Алтая, а в создании условий для полноценной церковности в среде новокрещеных. О.Макарий начал прививать инородцам непривычный для них оседлый образ жизни, включающий в себя весь комплекс церковных правил и обычаев. Новокрещеные христиане – воспитанники архимандрита Макария – на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике – «Незабвенном», как называли его. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в год пятидесятилетнего юбилея Миссии (1880г.) в Макариевском миссионерском стане, названном в честь преподобного Макария, инородец Софроний Чендеков построил за свой счет новый храм. С.Чендеков был крещен основателем Миссии.
Архимандрит Макарий от новокрещеных требовал строгого исполнения церковных правил: соблюдения постов, регулярного говения (исповеди и причастия) и посещения церковных богослужений. Воспитывал навыки ведения домашнего хозяйства как у мужчин так и у женщин. Но особенно значимым средством создания крепких христианских семей был «институт» восприемничества. О.Макарий не совершал крещения инородцев без крестных (восприемников). Причем, к самим восприемникам были очень высокие требования. В случае, если новокрещеный, взрослый или ребенок, оказывались бездомными (в следствие того, что новокрещеного могли выгнать из дома некрещеные родственники, в следствие сиротства или другого несчастья) восприемники должны были брать крестника к себе в дом. Со своей стороны архимандрит Макарий оказывал таким семьям материальную помощь: покупал скот, помогал строить избы.
Таким образом, важнейшая заслуга основателя Алтайской духовной миссии заключается в том, что он смог утвердить церковный образ жизни, принципы духовного родства среди крещеных инородцев. Архимандрит Макарий «положил твердое основание святой и животворной веры на Алтае, обратив ко Христу и научив истинному благочестию 675 душ алтайцев» (Алтайская духовная миссия. М., 1864., с.5).
За 85 лет существования с 1830 по 1917гг. в Алтайской Духовной миссии была создана структура из белее чем 30-ти миссионерских отделений, в которых находилось 40 храмов (не считая монастырских), 55 молитвенных домов и часовень, около 90 школ и более 400-т миссионерских селений. Более половины коренных жителей Алтая были крещены и исповедовали Православие.
2005 г.
I. Отделения 1-го миссионерского благочиния:
1. Улалинское отделение (образовано в 1834г.)
2. Чемальское отделение (образовано в 1849г.)
3. Кебезеньское отделение (образовано в 1857 (1861)г.)
4. Паспаул отделение (образовано в 1902г.)
5. Александровское отделение (образовано в 1902г.)
6. Тайнинское отделение (образовано в 1902г.)
7. Эдиганское отделение (образовано в 1911г.)
8. Таштинское отделение (образовано в 1913г.)
II. Отделения 2-го миссионерского благочиния:
1. Мыютинское отделение (образовано в 1844 или 1845гг.)
2. Черно-Ануйское отделение (образовано в 1856г.)
3. Онгудайское отделение (образовано в 1856 (1861)г.)
4. Чуйское отделение (образовано в 1870г.)
5. Усть-Башкаусское (Чулышманское) отделение (образовано в 1877г.)
6. Усть-Канское отделение (образовано в 1902г.)
7. Ининское отделение (образовано в 1903г.)
8. Улаганское (стан в Балыктуюле) отделение (образовано в 1904г.)
9. Чергинское отделение (образовано в 1904г.)
10. Абайское отделение (образовано в 1907г.)
11. Ильинское отделение (образовано в 1908г.)
12. Бело-Ануйское отделение (образовано в 1909г.)
13. Чибитское отделение (образовано в 1911г.)
14. Чодринское отделение (образовано в 1916г.)
15. Шебалинский стан (создан в 1917г.)
III. Отделения 3-го миссионерского благочиния.
1. Макариевское отделение (образовано в 1853г.)
2. Кондомское отделение (образовано в 1859г.)
3. Мрасское (Усть-Анзас) отделение (образовано в 1873г.)
4. Бачатское (Чолукоевское) отделение (образовано в 1890г.)
5. Созоповское отделение (образовано в 1893г.)
6. Матурское отделение (образовано в 1905г.)
7. Лебединское (Турочак) отделение (образовано в 1908г.)
8. Спасское отделение (образовано в 1911г.)
9. Тарабинское отделение (образовано в 1911г.)
10. Гурьяновское отделение (образовано в 1917г.)
IV. Благочиние помощника начальника АДМ
1. Улалинский Николаевский женский монастырь (1863г.)
2. Чолышманский Благовещенский монастырь (1864г.)
3. Бийский Тихвинский женский монастырь (1892г.)
4. Чемальская женская община-приют (1892г.)
5. Александро-Невская Жуланихинская пустынь (1911г.)
6. Матурская Иверская женская община (1913г.)
7. Казанская архиерейская церковь (1891г.)
8. Иоанно-Богословский храм при Катехизаторском училище (1896г.)
9. Свято-Димитриеский домовой храм при Архиерейском доме (1888г.).
10. Косьмо-Демьянская тюремная церковь (1899г.)