Новости Алтайской митрополии
История России двадцатого века, к сожалению, насыщена трагическими событиями. Сейчас многое хотелось бы переосмыслить, переоценить. Не хочется вспоминать ошибки, но река времени необратима. Не всем по душе разговор о прошлом. Подчас прошлое тяжело ворошить. Слишком много бед, горя. Впрочем, были и победы, и успехи, была и радость.
Давайте раскроем малоизвестные страницы нашей истории – истории нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Материал данной книги составлен на основе подлинных следственных документов репрессированного духовенства Алтайского края. Рассказы позволяют читателю почувствовать то, что переживали наши отцы и деды, оказавшиеся в заложниках государственной машины.
Как не силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ибо верующие – это часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения. Но верующие испили сугубую чашу скорби. Все, имевшие хотя бы малое отношение к Церкви и религии, входили в число политически неблагонадежных элементов, и поэтому были первыми в ряду кандидатов на репрессии.
Общество по-разному воспринимало обстановку в стране в 1920-1930-е годы. Кто-то старался не обращать внимания, наивно полагая, что частые аресты всего лишь ошибка, недоразумение. Кто-то пытался чем-то обезопасить себя. Все происходило очень стремительно. Люди не успевали привыкнуть к новым условиям. Атмосфера страха все больше проникала в сознание. Неосторожное слово, тем более поступок становился роковым. Органы ЧК завели картотеку на неблагонадежных по происхождению и положению лиц, число которых составляло несколько миллионов человек. Судьба таких лиц, оказавшихся в поле зрения «органов», была заранее предрешенной.
Расправы над духовенством вызвали большой резонанс. Не столько в нашей стране, сколько за рубежом. Уже в конце двадцатых годов в среде русской эмиграции говорили о сонме мучеников и исповедников в России, хотя массовые репрессии еще не наступили.
Церковь сразу почувствовала наступление новой трагичной эпохи российской истории. Уже в начале 1918 г., когда одни, по выражению Солженицина, с щенячьей радостью воспринимали революцию, а другие были почти уверены, что вот-вот все вернется «на круги своя», на Всероссийском Поместном соборе Русской Православной Церкви было принято определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Название документа говорит само за себя. Вот один из пунктов документа:
«3) Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 Января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. 4) Устроить в Понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти».
День памяти новомучеников – 25 января – был избран не случайно. Именно в этот день 1918 года был расстрелян митрополит Владимир Киевский и Галицкий большевитски настроенными солдатами. Однако первым в лике новомучеников Российских стоит протоиерей Александр Кочуров, забитый до смерти матросами 8 декабря 1917 года. Смерть обеих новомучеников не может быть мотивирована ни какими другими причинами кроме одной: исполнители этих убийств питали нескрываемую злобу по отношению к Церкви и ее служителям. Если бы такие факты были единичными, то можно было бы говорить о несчастных случаях, но волна расправ над духовенством прошла по всей стране и стала повторялаться. Свидетельство тому – выше названное определение Поместного Собора. В то время в нашей стране нужно было иметь немалое мужество открыто продолжать священнослужение.
Для полной убедительности в том, что Церковь и ее члены были прямым объектом репрессий, нужно указать на то, что для ареста было достаточно таких улик, как наличие в доме Библии и даже рукописных богослужебных текстов. Так было, например, с епископом Никитой (Прибытковым), у которого одна из главных улик при аресте – текст службы «Всем святым в земле Российской просиявшим», утвержденный на Поместном Соборе 1917-1918 гг.
Верующие в большей степени сохраняли достоинство в страданиях. История Христианской Церкви знает множество примеров мученичества. В первые века нашей эры принадлежность к христианству была сама по себе преступной, поскольку по Римскому законодательству «новые» религии были вне закона. От христиан требовали отречения от Церкви и от Христа. В двадцатом же веке формально было провозглашена свобода вероисповедания. Однако от верующих, оказавшихся под следствием, требовали оговоров себя и других, а также признания Русской Православной Церкви контрреволюционной организацией, враждебной государству. Уже известны имена многих, выстоявших до конца. Впоследствии Церковь прославила их в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Новомученики Российские по-истине стали подобны первомученикам христианским, о которых апостол Павел написал во втором послании Коринфянам: «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:4-7).
В последние годы называлось немалое количество цифр, но общее количество репрессированных в 20 – 30-е гг. ХХ столетия достоверно пока не известно. В настоящий момент обнародованы и могут быть точно установлены лишь имена тех репрессированных, которые впоследствии были реабилитированы. Активную работу в этом направлении ведут специалисты Алтайского краевого государственного архива. Они взяли на себя труд опубликовать имена всех репрессированных, дела которых прошли реабилитацию и были переданы из ФСБ в Отдел спецдокументации Управления архивного дела Алтайского края. Согласно многотомному изданию (Сноска на издание), увидевшему свет в последние годы, статистика реабилитированных после репрессий такова.
1) 1919-1930 гг.: всего из репрессированных в те годы реабилитировано 4399 человек. Из них – 135 священно- и церковно- служителей.
2) 1931-1936 гг.: всего из репрессированных в те годы реабилитировано 7352 человек. Из них – 145 священно- и церковно- служителей.
3) 1937 г.: всего из репрессированных в тот год реабилитировано 14183 человек. Из них – 263 священно- и церковно- служителей (в том числе священников – 170).
Т.о., 1,2% - репрессированных – священники. Между тем, доля священства в общем составе населения была максимум 0,05% (один священник на две тысячи человек). Следовательно, вероятность ареста священнослужителя была в двадцать с лишним раз выше, чем у обычного человека.
4) 1938-1941гг.: всего из репрессированных в те годы реабилитировано 3803 человек. Из них – 63 священно- и церковно- служителей.
Примечание: церковнослужители – пономари, иподьяконы, чтецы, певчие, сторожа.
Число всех репрессированных, разумеется, больше числа реабилитированных.
Первыми жертвами среди духовенства, как правило, стали монашествующие. Еще в начале 1920-х годов закрытию подверглись монастыри и монашеские общины. Всего на Алтае было 4 монастыря и 2 общины, из которых:
1) В 1918г. расстреляны монахи Александро-Невского скита с. Жуланихи.
2) В 1919г. упразднена Чемальская женская община-приют. Отобраны зерно, земля, здание школы, дома.
3) В 1920г. Бийский Архиерейский дом передан в пользование городской больнице.
4) В 1921г. разогнана немногочисленная братия Чулышманского монастыря, двое насельников расстреляны. Монастырские здания переданы под организацию трудовой коммуны.
5) В начале 1920-х гг. закрыты Барнаульский Богородице-Казанский, Бийский Тихвинский и Улалинский (Горно-Алтайский) женские монастыри. Первый и последний превращены в тюрьмы, а второй – в детдом.
Основными мотивами репрессий в отношении Православной Церкви и ее служителей были:
1) Первая волна. 1918-1920гг.
- гражданская война, диктатура пролетариата: неосторожные идеологические призывы духовенства, его высокий авторитет среди народа, укрывательство тех или иных личностей, наличие в церковных домах тайников с оружием (часто не имеющих отношения к самим священнослужителям), слухи о «церковных сокровищах». Репрессии представляли собой самосуд, часто - расстрел или жестокую расправу на месте.
2) Вторая волна. 1922-1924гг.
- изъятие церковных ценностей,
3) Третья волна. 1925-1929гг.
- закрытие храмов из-за якобы плохого технического и санитарного состояния церковных зданий, неуплата (чрезвычайно) завышенных налогов, наложенных на церковь.
4) Четвертая волна. 1930-е гг.
- преимущественно политические причины, «антисоветская» пропаганда, якобы проводимая духовенством (например, проповедь о конце света), «контрреволюционная» деятельность, неодобрение коллективизации и раскулачивания и т.п..
5) Пятая волна закрытия храмов. Кон. 1930-х
- отсутствие священнослужителей.
Только за один кровавый 1937 г. было репрессировано, по меньшей мере, 170 священников. Не удивительно, за 1938-1939гг. по названной причине в Алтайском крае закрыли сразу 161 церковь.
Репрессиям подвергались в первую очередь управляющие епархией - епископы. Все они были осуждены, почти все - расстреляны:
Архиепископ Иннокентий (Соколов) – этапирован за пределы Алтайского края в 1923г.
Епископ Владимир (Юденич) – сослан.
Епископ Никита (Прибытков) – трижды осужден, расстрелян в 1938г.
Епископ Герман (Коккель) – после ареста изгнан с Алтая в 1932г.
Епископ Тарасий (Ливанов) – расстрелян 1932г.
Архиепископ Иаков (Маскаев) – расстрелян в 1937г.
На территории современного Алтайского края было в:
1931г. – закрыто 17 церквей.
1932г. – закрыто 15 церквей.
1933г. – закрыто 11 церквей.
1934г. – закрыто 33 церквей.
1935г. – закрыто 44 церквей.
1936г. – закрыто 39 церквей.
1937г. – закрыто 27 церквей.
Общее количество закрытых храмов с 1931 по 1939 гг. – 356.
Кроме того, до 1936 г. были закрыты все храмы Горного Алтая, коих число 31.
В целом, до революции примерно на каждые одну-две тысячи жителей приходился священник и приход. Общее число храмов в России составляло около 35000. В Алтайском округе – около 500 приходов, на территории современного Алтайского края почти 400 приходов.
В годы Великой отечественной войны накал антирелигиозной борьбы спал. Часть приходов вновь были открыты (в том числе, Покровских собор города Барнаула).
В конце 1950-х прокатилась новая волна борьбы с Церковью, инициированная Н.С.Хрущевым. Генсек обещал теперь не за пятилетку, а за двадцать лет покончить с религиозным дурманом, а также обещал, что в 1980 г. по телевизору покажет последнего попа. Действовал он круто:
1959-1960 гг. - в Алтайском благочинии было 11 действующих храмов, в них служило 18 священников.
1961 г. – в Алтайском благочинии осталось три действующих храма, в них служило уже 8 священников.
Статистические данные взяты из издания «Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 – 1998гг.). – Барнаул: Управление архивного дела администрации Алткрая, 1999г.»
В период с 1976 по 1985 гг. число приходов возросло с 3 до 10.
После празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. число православных приходов стало стремительно расти. В настоящее время в Барнаульской и Алтайской епархии более 150 приходов.
В лике новомучеников Российских Юбилейным архиерейским собором в августе 2000 г. были прославлены алтайские святые священномученик Иаков и с ним пострадавшие священник Иван Михайлович Можирин, священник Петр Гаврилович Гаврилов, монах Феодор (Никитин), мирянин Иван Андреевич Протопопов. Все они проходили по одному делу о якобы повстанческой организации в Смоленском районе, были арестованы в сентябре-октябре 1936 г. и расстреляны 29 июля 1937 г.
Кроме того в Тульской и Московской епархиях были прославлены соответственно священномученик Никита (Прибытков) Белевский и преподобномученик Киприан (Нелидов). Уроженец Алтая епископ Никита большую часть жизни служил здесь же. В шестьдесят пять лет стал епископом Бийским. В 1920-е годы дважды привлекался к суду. В конце концов был выселен с Алтая. И уже будучи в Тульской области викарным епископом был расстрелян в самом начале 1938 г. Иеромонах Киприан – москвич. Являлся келейником митрополита Сергия (Страгородского). Арестован и отправлен в Сиблаг на строительство Чуйского тракта. Здесь и скончался в 1934 г. Похоронен у бома Коркечу, где находилась одна из «командировок» сиблага.
Еще много в нашей истории «белых пятен», и, может быть, кто-то из читателей знает достоверные факты о подвигах исповедничества верующих в своих селах, приходах… Миссионерский отдел Барнаульско-Алтайской епархии планирует продолжать публикации на эту тему. О новомучениках Алтайских уже изданы:
1) В.Ф. Гришаев. Дело архиепископа Иакова. //История Православия на Алтае. Из материалов II Свято-Макариевских чтений./ Сб. статей. - Барнаул, 2001. С. 108-114.
2) В.Ф. Гришаев. Крестный путь епископа Бийского Никиты.// Наследие. Из материалов III Свято-Макариевских чтений и собраний монашествующих.– Барнаул, 2002. С. 31-37.
3) Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова). Сост. Ю.А. Крейдун. - Барнаул, 2003. 64с.
4) Новомученики Алтайские //Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула. – 2001. С. 110-112.
Кроме того, ряд статей о новомучениках напечатаны в епархиальном вестнике «Алтайская миссия». Следует отметить также издания Управления Архивного дела, указанные выше.
Думается, что материалы данной книги помогут выявить новых святых земли Алтайской.
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
Священник Георгий Крейдун, (Барнаул, 2004).