Новости Алтайской митрополии
Доклад на конференции мулеологов в Новосибирске, 2008г.
Традиции православного паломничества уходят далеко в глубь истории. Первым исторически засвидетельствованным паломником был епископ Мелитон из города Сарды, столицы провинции Римской империи Лидии. Жил он в середине II века по Р.Х. Он путешествовал в Палестину с целью познакомиться с местами, где проповедовал Господь и Спаситель Иисус Христос. Надо сказать, что в то время христианство было гонимо и совершение паломничества во Святую Землю было связано со многими опасностями. Тем не менее паломники были даже тогда.
С течением времени и с расширением территориальных пределов Церкви появлялись и новые святые места, где жили и молились известные подвижники.
Совершали паломничества даже старцы-пустынники, которые всецело удалялись от “суеты” земной. Ходили они к святым местам пешком, а на вопрос: “Зачем они это делают?” - отвечали – “Стремимся же мы туда не потому, что считаем, будто Божество ограничивается местом – ибо знаем Его Собственные слова: не наполняю ли Я небо и землю? (Иер. 23.24), но потому, что для пламенеющих любовью дороги не только сами возлюбленные, но приятны и те места, где они бывали и беседовали» (Блаж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. - б.м., 1996.- с.191).
Не у всех сегодня имеется возможность побывать на Святой Земле, Синае или Афоне. Это общепризнанные христианские святыни. Но есть святые места и в России, и на Алтае. Несколько столетий назад Евангельское благовестие услышали народы юга Сибири. Здесь появились священники-миссионеры. Их проповедь, их жизненный подвиг были очень похожи на труды первых апостолов. Не случайно их стали называть «апостолами» Алтая. В XIX веке здесь стали строиться скромные, но величественные духом храмы, здесь стало совершаться постоянное богослужение Творцу «всея твари». Здесь происходили чудеса и знамения.
Побывав на Алтае можно соприкоснуться с реальной историей, которая сохранилась в рукотворных и нерукотворных памятниках: храмах, святых ключах, крестах, пещерах и ущельях, описанных в жизни миссионеров и новокрещенных алтайцев. Богатая, хоть и непродолжительная история христианства на Алтае представляет уникальную возможность для паломников и путешественников удовлетворить самые различные духовные, культурные и научные интересы.
Начало деятельности Православной Церкви в горах Алтая восходит к XVIII-му веку. Однако, более активная проповедь христианства связана с появлением здесь архимандрита Макария (Глухарева). Днем рождения Алтайской Духовной Миссии (далее АДМ) считается 7 сентября (ст.ст.) 1830 г., когда о. Макарий совершил первое крещение инородца.
В Алтайской миссии трудились многие выдающиеся благовестники и пастыри, чьи имена и масштабы деятельности выходят далеко за её пределы. Это в первую очередь, основатель миссии - преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), не только известный миссионер, но и ученый-лингвист, сыгравший большую роль в создании русского перевода Библии. Ныне прославлен в лике святых (память 18 мая и 7 сентября ст.ст.). Это и святитель Макарий (Невский), прошедший путь от рядового катехизатора до иерарха Первопрестольной – митрополита Московского и Коломенского (память 16 февраля). Всего из рядов Алтайской миссии вышли более десяти иерархов Русской Православной Церкви. Среди них: митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров), архиепископ Донской Владимир (Синьковский), епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий (Солодчин), епископ Бийский Иннокентий (Соколов) и др. Можно говорить, что Миссия стала своеобразной кузницей кадров, где не в учебных аудиториях, а на практике миссионерского служения формировались личности и характеры. Особенности служения в Горном Алтае требовали чрезвычайной самоотдачи и напряжения всех моральных и физических сил, что в свою очередь приводило к полному раскрытию талантов и способностей сотрудников.
За годы деятельности православной Миссии было крещено более половины местного населения, создано несколько сот селений для новокрещенных, организовано почти сто школ грамоты и три детских приюта. Построено около ста храмов и молитвенных домов, образовано три монастыря, три монашеских общины. Просветительская деятельность АДМ заключалась как в ликвидации неграмотности, так и в издании литературы на алтайском языке.
В настоящее время большая часть памятников духовной истории и архитектуры дореволюционного периода утрачено. Однако, на территории Горного Алтая частично сохранились ряд уникальных церковно-миссионерских построек, в том числе, и деревянных.
Приведенные ниже сведения собраны в результате нескольких исследовательских поездок по республике Алтай (2000-2005 гг.), а краткие исторические справки составлены на основе архивных документов Алтайской миссии.
Храм Сошествия Святого Духа, с. Майма. Первый каменный храм и первое каменное строение Горного Алтая. Именно в Майме в 1832 г. архимандрит Макарий начал строить первый миссионерский дом с помещением для походной церкви. В 1842 г. на этом же месте по распоряжению архимандрита Макария началось строительство однопрестольного каменного храма с колокольней, возведение которого завершилось в 1845 г. В 1882 г. были пристроены два придела. За годы советской власти были снесены купол и колокольня, надстроен второй этаж. В 1997 г. возобновлено богослужение.
Храм Казанской иконы Божьей Матери, с. Улаган.Деревянный храм с колокольней в устье реки Улаган был построен и освящен в 1911 г. После упразднения был разобран и перенесен на новое место. Собран заново, но была удалена средняя часть сруба, соединяющая основную часть храма с колокольней. В таком виде здание храма было возвращено местной православной общине. В 2002 г. было возобновлено богослужение.
Свято-Троицкий храм, с. Онгудай.Деревянный храм с колокольней в честь Успения Божией Матери был построен усердием священника-миссионера К.П.Соколова (будущий епископ Иннокентий) в 1879 г. и освящен епископом Владимиром (Петровым) 24 апреля 1881 г. Средства на строительство были пожертвованы бийским купцом Алексеем Викуловичем Соколовым. После закрытия использовался как музей и библиотека. После возвращения Церкви храм был частично восстановлен и освящен в честь Святой Троицы в 1996 г. У алтаря храма похоронены первый писатель-алтаец протоиерей. Михаил Чевалков и иеромонах Платон.
Храм святителя Иннокентия Иркутского, с. Онгудай. Большой деревянный храм с колокольней на каменном фундаменте был построен на пожертвования, собранные начальником АДМ епископом Иннокентием (Соколовым) в 1908 г. 15 июля того же года владыка Иннокентий освятил храм. С 1913 г. этот храм стал основным в Онгудае, а Успенский – приписным. По воспоминаниям старожилов большой храм, вместимостью 500 человек, использовался в теплое время года, зимой служили в малом. Ныне здание храма перестроено с северного фасада и используется как клуб.
Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Паспаул. Деревянный храм с колокольней освящен 11 августа 1915 г. епископом Иннокентием (Соколовым). В годы советской власти была сделана пристройка; здание использовалось под клуб. Богослужение возобновлено усилиями местных жителей в 1995 г. В настоящее время храм восстановлен по первоначальному плану.
Храм в честь великомученика Пантелеимона, с. Бирюля (Билюля). Первый молитвенный дом в с. Бирюля был построен в 1859 – 1861 гг. Новый деревянный храм с колокольней был построен в 1885 г. на средства жены умершего зайсана А. Барабоша ее вторым мужем – бийским 2 гильдии купцом Я. И. Окуловым [7]. Освящал этот храм протоиерей Василий Вербицкий. После закрытия Улалинского монастыря в Бирюлинский храм была перенесена чтимая икона свт. Николая (присланная с Афона в 1880-е гг.). К иконе совершались паломничества до закрытия храма (в 1926-1927 гг.). В настоящее время у здания бывшего храма отсутствует купол и колокольня, а помещение находится в частной собственности.
Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, с. Александровское. В 1873 г. новокрещеным зайсаном Александром Барабошем был построен небольшой храм в честь св. Александра Невского, его небесного покровителя. Почти через 30 лет деревянный храм сгорел, но на его месте в 1901 г. появился заново отстроенный и освященный 15 января 1902г. епископом Макарием (Павловым). В ограде Александро-Невской церкви в 1878 г. был погребен ее строитель – зайсан 1-й Алтайской дючины, Александр Алексеевич Морозов (Барабош). На надгробной плите была надпись: род. В 1840 г., принял крещение в 1870 г.[8]. Ныне здание бывшего храма используется под магазин.
Молитвенный дом в честь свтятителя Феодосия Черниговского, с. Теньга. Здание бывшей церкви деревянное, построено некрещеным местным жителем Ардымаем Кульдулиным в 1902 г. В послевоенные годы перенесено на новое место без перестройки. Нынешний вид храма близок к первоначальному, сохранилась алтарная часть и притвор. Отсутствует маленький куполок с крестом, какой обычно увенчивал постройки подобного типа. Долгое время здание использовалось под склад. Ныне здание бывшего храма является безхозным.
Храм великомученика Пантелеимона, с. Мариинское. Деревянная с колокольней церковь села Мариинского была построена на средства купца Тимофея Евграфовича Мокина и освящена епископом Макарием (Невским) 14 ноября 1886 г. Идентичная по архитектуре церковь, построенная тем же купцом, была и в Усть-Кане. После закрытия Пантелеимоновская церковь использовалась в качестве клуба. Впоследствии после постройки нового здания клуба сруб храма был перенесен на новое место и использовался как складское помещение. Ныне это здание (без колокольни) является безхозным.
Сруб Никольского храма, с. Пешпельтир. Деревянный храм с колокольней был построен некрещеным местным жителем Николаем Такочаковым в 1895г. После упразднения в начале 30-х гг. из храма сделали клуб. В 1959 г. клуб сломали, а из бревен нижней части храма сделали пекарню, позже – дом для учителей. Из верхних бревен – контору, которая потом стала жилым домом.
Сруб молитвенного дома, с.Усть-Мута. Здание молитвенного дома было построено на средства церковно-приходского попечительства в 1913г. Освящен он был 6 июля 1914г. После упразднения использовался в качестве клуба. Затем здание храма было разобрано и перенесено на новое место. В настоящее время сохранившаяся центральная часть сруба храма (без алтаря и притвора) используется в качестве жилого дома.
Сохранились также здания храма в Матуре, молитвенных домов Ингурека, Язулы, восстановлен в первоначальном виде храм-памятник на катунском острове в Чемале.
К приведенному выше перечню следует добавить храмы, из бревен которых без сохранения формы были построены другие здания. К этому числу относятся Никольский храм села Турочак, Петро-Павловский храм с.Тюдрала, Никольский храм с.Чемал, Пантелеимоновский храм с.Анос, Покровский храм с. Узнезя, Алексиевская церковь с.Элекмонар, Петро-Павловский молитвенный дом с.Кара-Кудюр.
Кроме того, сохранилось несколько миссионерских административных, монастырских и школьных зданий в Горно-Алтайске (бывшая Улала), Онгудае, Чемале.
Немалый исследовательский и паломнический интерес представляют статки монастырских построек в Кызыл-Озеке (Улалинский Никольский монастырь, сохранилось три крупных келейных здания), в Чемале (Скорбященская община-приют) и Бийске (Тихвинский женский монастырь, сохранилось несколько многофункциональных зданий).
Длительное время изучением церковных памятников практически никто не занимался. Уже в наше время пришлось вести работу по организации архивных, этнографических и даже археологических исследований. Вот некоторые результаты экспедиционной работы
Остатки пещерных скитов в причумышье.
На Алтае известны целый ряд уникальных памятников истории в виде рукотворных пещер, устроенных отшельниками. Так, в архивном фонде Бийского полицейского управления имеется рапорт за 1899 год ”о самовольном устройстве пещеры-молельни” у села Усть-Каменный Исток. Уже давно известны рукотворные пещеры в среднем Причумышье. Как минимум есть три места в этом районе, где находятся остатки пещерных жилищ монахов. Только монахи, всецело оставив обычаи мирской жизни, освободившись от житейской суеты, способны были на такой титанический труд - приспосабливать для проживания земляные “убежища”.
Несмотря на годы гонений, люди до сих пор сохраняют уважение к местам, связанным с религиозной историей. Помнят жители села Жуланиха “Святой ключ” и то, что там жили монахи, знают также их кончину. Борцы за новую власть были немилосердны, большая часть насельников скита была расстреляна.
Сейчас трудно установить, когда началось почитание Святого ключа близ Жуланихи. Документально же нам известно, что с начала 1900-х годов жители окрестных деревень уже приходили к этому роднику и пользовались его водой как святыней. Служились здесь молебны, были случаи исцелений.
В результате исследований, проведенных Миссионерским отделом Барнаульской епархии и юными археологами под руководством краеведа В.В.Кокшенева было обнаружено несколько групп пещер (в одной из них подземный храм), фундаменты монастырских строений и расчищен бутовый фундамент церкви Казанской иконы Божией Матери, под алтарем которой находился святой ключ.
О месте могилы писателя и священника М.В.Чевалкова.
Михаил Васильевич Чевалков – первый священник-алтаец, первый алтайский писатель. Сподвижник основателя Миссии архимандрита Макария (Глухарева).
Реальные шаги в поиске могилы М.Чевалкова в наше время были предприняты в конце 1990-х священником Онгудайской церкви о.Андреем Ушаковым. После опроса местных старожилов было сделано предположение, что искомая могила находится за алтарем храма. Тогда же был ориентировочно установлен крест.
Однако, не все краеведы-историки разделяли эту точку зрения. Было много других предположений. Вопрос оказался частично решенным с обнаружением архивного документа, где однозначно указано, что на территории старого храма находятся могилы протоиерея Михаила Чевалкова и иеромонаха Платона. Оставалось лишь подтвердить при археологической зачистке.
Для этого в период с 1 по 4 июля 2002 г. была организована небольшая экспедиция для профессиональной очистки и благоустройства территории храма от накопившегося за последние десятилетия строительного мусора. При проведении земельных работ к востоку от алтарной части храма Пресвятой Троицы в с.Онгудай была вскрыта современная почва на площади около 30 кв. метров. После снятия дерна и слоя современного строительного мусора (щебень, мелкий галечник, песок, обломки шифера, стекло), на глубине 15- 20 см зафиксирован горизонт, соответствующий уровню дневной поверхности хронологического периода, отстоящего от настоящего времени на 80-100 лет и обнаружено два могильных пятна..
Таким образом, не подлежит сомнению, то, что первый алтайский писатель похоронен у алтаря восстановленной церкви села Онгудай рядом с могилой иеромонаха Платона. Результаты проведенного нами исследования могли бы послужить еще одним толчком к возрождению памяти о достойном сыне алтайского народа - протоиерея Михаила Чевалкова - первого алтайского писателя и священника. Он является одним из первых представителей алтайской интеллигенции. Сегодня открылась хорошая возможность восстановить историческую справедливость и дать соответствующую оценку жизни и деятельности М.Чевалкова и сохранить то, что связано с памятью об этом, поистине, великом человеке.
Храм и акрополь Мыютинского миссионерского стана.
До открытия стана в Мыюте жили язычники алтайцы или телеуты. Основатель Алт. Миссии о. Архимандрит Макарий ежегодно бывал в Мыюте и признавал необходимым открыть здесь стан миссионерский. В 1839г. он построил избу в Мыюте, испросив от Томского епископа Агапита св. антиминс для Мыютинской походной церкви. Полноценный храм в Мыюте был построен только в 1873г. на средства московского купца А.М.Полежаева. А в 1903-1904гг. храм был значительно расширен.
Начало исследований остатков храмовых построек Мыютинского миссионерского стана положено еще в 2000-м году. Тогда была совершена первая поездка по Чуйскому тракту с целью выявления мест расположения православных храмов Горного Алтая. В селе Мыюта по воспоминаниям местных жителей было установлено место, где располагался Михаило-Архангельский храм мыютинского миссионерского стана. Это возвышенное место за нынешним сельским клубом, построенным вместо старого клуба, который находился до начала 1970-х гг. в здании бывшего храма.
В 2003г. совместно с д.и.н. П.В.Волковым из Института Археологии СО РАН производился более детальный поиск и обследование остатков миссионерских храмов. Оказавшись на месте мыютинского храма, удалось выяснить, что сохранилась церковная сторожка, а на территории, прилегающей к храму, находились могилы, были и чугунные плиты. Последние были растащены местными жителями для бытовых нужд. Несколько позже нам удалось обнаружить одну из плит (священника Владимира Постникова, + 1910г.)
На месте предполагаемой могилы по указанию местных жителей был сделан неглубокий шурф. Выяснилось, что в этом месте находится бутовый фундамент разрушенного храма. Было решено в будущем произвести расчистку верхнего слоя грунта для выявления точных размеров фундамента.
В октябре 2005г. был совершен однодневный выезд на место храма с целью разведки объекта и составления задач для будущей экспедиции.
В результате разведки удалось выяснить основные габариты фундамента и его характеристики. Оказалось, что бутовый фундамент был подведен только под стены средней части храма, а нижние венцы алтарной части и колокольни были положены непосредственного на грунт. Это объяснялось тем, что храм, был построен в 1873г. без фундамента, а в 1903г. храм был расширен, и под расширенной частью изготовили фундамент.
Заметно дополняли информацию воспоминания Н.Л. Родионовой-Кумандиной, внучки протоиерея Василия Посникова, полученные нами благодаря доктору филологических наук З.С.Казагачевой. Здесь содержится подробная информация о могилах, находящихся на территории мыютинского храма.
Таким образом, на территории мыютинского храма должно находиться не менее шести могил: о.Василия Постникова с женой, их дочь Ольга с младенцем, о.Владимира Постникова, о.Иннокентия Чевалкова и купеческой дочери Варвары.
Именно эти могилы и удалось обнаружить в результате экспедиции в июле 2006г. В экспедиции, организованной миссионерским отделом Барнаульской епархии, принимали участие В.В.Кокшенев с группой школьников-археологов Дома детского творчества Железнодорожного района г.Барнаула, студенты Барнаульского духовного училища. Консультировали д.и.н. П.В.Волков и к.и.н. Л.М. Чевалков.Сейчас здесь ведется работа по создании мемориала.
Представляет большой интерес сохранившийся в Артыбаше на Телецком озере корпус и паровой котел катера «Шэф». Данное судно является свидетелем миссионерских трудов Святителя Макария (Невского).
Места, связанные с памятью о новомученниках.
Политические репрессии 1920-1930-х гг., прокатившиеся по всей стране, не обошли Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России.
Церковь и ее служители были прямым объектом репрессий. Для ареста было достаточно таких улик как наличие в доме Библии или рукописных богослужебных текстов. Так было, например, с епископом Никитой (Прибытковым), у которого одной из главных улик при аресте был текст службы «Всем святым в земле Российской просиявшим», утвержденный на Поместном Соборе 1917-1918 гг.
Пик репрессий духовенства на Алтае пришелся на 1937г. – 263 человека (в том числе 170 священников). Не удивительно, что в следующие два года (1938-1939гг.) была закрыта 161 церковь.
Среди памятных мест, связанных в именами новомучеников особо значимы следующие.
1. Место расстрела заключенных в сосновом бору нагорной части г. Барнаула, около бывш. Богородице-Казанского монастыря. В 1991г. общественность и духовенство города Барнаула установили каменный обелиск с надписью: «Невинно убиенных пусть сила правды воскресит». Здесь регулярно служатся панихиды и заупокойные литии.
2. Ключ в с. Сорочий Лог. Документально известно, что здесь были расстреляны одиннадцать жителей села в числе коих был церковный староста. По преданию расправы над верующими здесь были многократными. Почитание ключа установлено с начала 1920-х гг. Паломники сходились к этому месту из всех близлежащих областей и краев. В 1925г. верующие на Ключе построили часовню. Но вскоре ее разобрали члены местной комсомольской ячейки. Ныне здесь устроен Иоанно-Предтеченский скит Барнаульского Знаменского монастыря. В 2002г. здесь была освящена церковь в честь Новомученников и исповедников Российских.
3. Святой ключ на месте Александро-Невской пустыни в с. Жуланиха Заринского р-на. В 1919г. насельники Пустыни были расстреляны красными партизанами. Здесь же они были погребены в братской могиле, вырытой собственными руками. В 1994г. по сведениям старожил установлен крест на месте братской могилы. С 2000г. 29/16 июля ко дню памяти новомученников Алтайских из г. Заринска в с. Жуланиха совершается крестных ход верующих.
4. Командировка Сиблага (концлагерь) у бома Коркечу в Онгудайском р-не республики Алтай. Место мученической кончины и погребения преподобномученика Киприана (Нелидова). преподобномученик КИПРИАН (Нелидов). Он был канонизирован в феврале 2002г. в г.Москве. Был келейником митрополита Сергия (Страгородского), служил в Иоанно-Богословском храме на Тверской. Был арестован и в 1933г. отправлен в Сиблаг. Здесь 16 июня 1934г. в одной из «командировок» на строительстве Чуйского тракта в Горном Алтае он умер и был похоронен. Летом 2002г. по просьбе родственников преподобномученика Киприана Миссионерский отдел Барнаульской епархии провел экспедицию по поиску лагеря Коркучи, где был заключен иеромонах Киприан. Удалось не только обнаружить место лагеря, но и по воспоминаниям монахини Екатерины (Чичаговой) восстановить схему лагерных построек.
5. Камень скорби на месте Бийской тюрьмы НКВД, где был в частности расстрелян священномученик Иаков (Москаев). Архиепископ ИАКОВ и с ним пострадавшие священник ИОАНН Михайлович Можирин, священник ПЕТР Гаврилович Гаврилов, монах ФЕОДОР (Никитин) и мирянин ИВАН Андреевич Протопопов. Все они проходили по одному делу о якобы повстанческой организации в Смоленском районе, были арестованы в сентябре-октябре 1936 г. и расстреляны 29 июля 1937 г. в г.Бийске. Прославлены Юбилейным Архиерейским Собором 2000-го г.
В результате новых исследований список сохранившихся в том или ином виде церковно-исторических памятников может быть расширен. Но, к сожалению, из-за того, что не все эти здания возвращены Православной Церкви, продолжается их утрата. Так в 1996 г. в результате бесхозности полностью сгорело величественное здание Троицкого храма с. Черный Ануй. В середине 1990-х гг. раскатаны на бревна молитвенные дома сел Иня и Чибит, Бельтир.
Таким образом, активная миссионерская, исследовательская работа, организация паломнических поездок не только являются востребованными сами по себе, но должны способствовать сохранению и возрождению остатков церковных памятников старины. И, как результат, значительно сможет активизироваться процесс восстановления первоначального предназначение церковно-миссионерских строений и учреждений.
2007-2013 гг.