Новости Алтайской митрополии
В прошлое воскресенье в Музкомедии было не вполне светское мероприятие, большая часть зрителей и выступающих – представители духовенства, прихожане храмов. Город праздновал 20-летие Барнаульской епархии.
Для людей воцерковленных такое событие – как большой православный праздник, на который они идут с особым трепетом.
Алтайская святыня
Столько епископов в фойе театра, столько батюшек со всего края, прихожане стараются получить у них благословение, спросить совета, поздравить с юбилеем епархии. Ну а для журналистов это возможность узнать из первых уст интересные факты из истории епархии. Один из архипастырей, обладающих такой информацией, – епископ Рубцовский Роман:
– Я начинал свою службу с Покровского собора, самого древнего храма нашего города. Потом был направлен в Коробейниково, в мужской монастырь, в котором служу до сих пор и вот уже 13 лет являюсь хранителем нашей главной алтайской святыни – Коробейниковской иконы Божьей Матери. В дни юбилея Барнаульской епархии она находится в Барнауле, освящая своим присутствием наше торжество. Она уже побывала в Знаменском монастыре, Покровском соборе, Никольском храме, сейчас находится в храме Иоанна Богослова, где совершалось соборное служение в честь 20-летия Барнаульской епархии многих преосвященных, владык из разных епархий.
– Сельская служба в храме сильно отличается от городской?
– В сельском храме, если даже на службу пришла одна старушка и ради нее совершается богослужение, все равно Христос присутствует. Сегодня на богослужении мы вспоминали владыку Антония, который ради одной старушки читал пасхальный канон, когда все остальные уже торопились ехать на праздничную службу в город. Конечно, соборное богослужение в престольном городе, когда в храме присутствует большое количество народу, священнослужителей, дарит нам особую радость, которая надолго остается в наших сердцах.
– Известно, что Покровский собор хранит много исторических загадок, взять те же колокола, которые снимали с колокольни. Вам доводилось когда-нибудь узнать разгадку одной из тайн?
– Я больше знаю о Коробейниковском храме, где не раз становился свидетелем интересных событий. О Покровском же соборе помню историю из советских времен. На дворе стояли 1950-е, Советы искали способ закрыть храм, являющийся рассадником религиозного учения. И вот приходят пожарные, выписывают предписание о том, что центральный вход церкви слишком узок и не соответствует противопожарным нормам. На следующее утро обещали прислать комиссию, после чего храм должны были закрыть. Покойный отец Николай, который был настоятелем собора и благочинным церквей Алтайского края (их всего тогда было три действующих) собрал прихожан, среди них нашлись очень грамотные строители. За ночь они переделали вход, когда наутро пришла комиссия, то увидела новые крашеные железные двери и вход, расширенный на полтора метра. Так храм остался нетронутым.
– А какие истории связаны с Коробейниковским храмом?
– Недавно вышла подготовленная нами книга «Православный щит Алтая», которая стала наиболее полным собранием исторических свидетельств о нашей главной святыне – Коробейниковской иконе Божьей Матери. Там описаны и трагические события закрытия храма, хранения святыни в узком православном кругу, ее обретение храмом вновь и современные свидетельства ее божественной благодатной помощи: исцеление от различных немощей, помощь в житейских делах. Наиболее часто повторяющееся чудо – исцеление от бесплодия. Бывает, что небедные люди, исчерпавшие все современные способы лечения за границей, вдруг получают помощь от Коробейниковской иконы.
– Я знаю, что у вас в Коробейниково на сельском кладбище похоронена местная святая.
– Это в соседнем селе, Нижнеозёрном, в советское время, когда церкви были закрыты, Господь не оставил людей и даровал им подвижницу духа – Домнушку (Домника Капустина). Она своей биографией очень похожа на Матрону Московскую, которая также была очень грузная и лишена возможности ходить, сидела дома и принимала болящих. Сейчас собираются документы о причислении Домнушки к местночтимым святым.
На этом наш разговор прервался, епископ вместе со всеми поспешил поприветствовать Александра Карлина, Губернатора Алтайского края, который, кстати, был награжден на официальном праздновании 20-летия Барнаульской епархии юбилейным знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского».
Период расцвета
Губернатор в свою очередь подарил преосвященнейшему Сергию, епископу Барнаульскому и Алтайскому, картину с изображением православного храма и поздравил со сцены всех верующих:
- 20 лет назад развитие православия перешло на новый виток и совпало с огромными переменами в жизни нашего общества. Создание Барнаульской епархии в тот момент было востребовано временем. Большая работа, которой мы сейчас занимаемся, была бы неполной без духовной, которую проводит православная церковь. С приходом в Барнаульскую епархию владыки Сергия заметно активизировалась церковно-приходская жизнь. Сегодня в крае действует 183 православных храма и часовни, строятся новые церкви. Есть много направлений, по которым мы взаимодействуем с Барнаульской епархией, но самая основная – это сохранение семейных ценностей, православных традиций, духовного и культурного наследия края.
В своей речи преосвященнейший Сергий особый акцент сделал на истории Барнаульской епархии:
– Время, когда была создана Барнаульская епархия, названо годами духовного возрождения нашего народа и Русской православной церкви. Но нельзя забывать и того, что возрождению предшествовали великие падения и испытания, но Бог великим чудом сохранял тысячи и миллионы верных ему до самой смерти. Все первые пять епископов образованной в 1930 году Барнаульской епархии приняли мученическую кончину. Более чем 300 священнослужителей и монашествующих были казнены или скончались в лагерях и тюрьмах. В 1939 году в Барнаульской епархии не осталось ни одного действующего прихода, после чего она была присоединена к Новосибирской епархии. В 1943 году стараниями митрополита Новосибирского и Барнаульского открылось 11 приходов, но в 1960-е на весь Алтай остается всего три действующих храма, и тем не менее в эти годы, а также в 1970-е храмы Новосибирска, Барнаула, Бийска становятся в дни православных праздников местом паломничества людей из сел и деревень. В 1980-е годы стараниями духовенства начинают строиться храмы и создаваться православные общины. К 1994 году на Алтае было более 40 приходов. Именно в этом году случилось чудо обретения Коробейниковской иконы Божьей Матери, что словно предвещало возрождение православия на Алтае.
Владыка Сергий рассказал о роли каждого епископа Барнаульской епархии. Епископ Антоний возглавил епархию в один из самых сложных периодов для нее, не хватало помещений для богослужений, духовной литературы, именно в этот момент возрождается Барнаульское духовное училище, создается большинство существующих приходов и монашеских обителей. С 2002 года епархию возглавил епископ Максим, в эти годы Барнаульское духовное училище получило статус семинарии, расширяется миссионерская работа на Алтае.
Кстати, у некоторых светских, стремящихся попасть на это мероприятие, был свой интерес, они хотели послушать хоровые коллективы, коих при Барнаульской епархии существует достаточно много.
Конечно же, один из самых главных, открывших праздничную программу, – архиерейский мужской хор Барнаульской епархии и сводный смешанный хор храмов Барнаула. Но больше всех по понятным причинам хлопали сводному детскому хору воскресных школ Барнаула, который исполнил тропарь Пасхи «Христос воскресе» и песню «Дорогою добра» в сопровождении небезызвестного нашему читателю семейного инструментального ансамбля Бабушкиных. В финале выступил любимый горожанами оркестр «Сибирь».
Автор: Татьяна Кочетыгова