Новости Алтайской митрополии
Православное молодежное объединение «Слово» начало свое существование в 2004 году. Один из его основателей – Павел Тайченачев (ныне священник и настоятель прихода Петропавловской церкви с. Кош-Агач Горноалтайской епархии). По его словам, в начале нулевых в церковном воздухе Барнаула витал вопрос о создании молодежного кружка, где молодежь могла бы встречаться, общаться, дискутировать, совершать дела милосердия ради Христа, вместе изучать Священное Писание.
Для многих приход в «Слово» стал приходом в Церковь. Ребята, которые приходили в кружок, начинали участвовать в совместных занятиях, мероприятиях, крестных ходах. В итоге они воцерковлялись, становились православными людьми, смогли переосмыслить свои взгляды по многим важным жизненным вопросам.
Иерей Павел Тайченачев рассказал о молодежном православном служении и возникновении миссионерского кружка «Слово» нашему корреспонденту.
– Отец Павел, при каких условиях появилось «Слово»?
– Условия были очень благоприятные. Настоятелем Никольской церкви в то время был протоиерей Михаил Капранов. Очень образованный и разносторонний священник, он был примером для нас, учащихся Барнаульского духовного училища. Еще в начале 1990-х годов, во время возрождения Барнаульской епархии, о. Михаил проводил катехизаторские занятия в среде барнаульской интеллигенции. Многие люди воцерковились благодаря беседам с о. Михаилом. Вскоре у него появилась идея проводить подобные беседы среди православной молодежи.
Когда я был учащимся Барнаульского духовного училища, то обратил внимание, что общаться православной молодежи, в общем-то, негде. Для многих молодых людей в Церкви насущный вопрос – найти спутника жизни. Где и как познакомиться с близкими по духу людьми? Не во время же службы!
Первый наш опыт организации православного молодежного служения состоялся в 2001–2002 годах, это был хор верующей молодежи «Благовест» при Покровском соборе. Потом возникли хорошие условия при Никольском храме.
– Расскажите о причинах появления такой общности. Трудно ли было вначале?
– Изначально наш клуб назывался «Миссионерский кружок ˮСлово“». У нас был особый логотип, который придумал Евгений Бобров, библиотекарь при Никольском храме. Девизом нашего кружка были слова из Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20).
Еще одной причиной появления кружка «Слово» была деятельность известного барнаульского проповедника Игнатия Тихоновича Лапкина. На протяжении долгого времени он проповедовал Евангелие, так что вокруг него даже образовалась небольшая община, их называли «лапкинцы». Занятия Игнатия Тихоновича проходили, в том числе, в Политехническом университете в Барнауле. Его занятия представляли интерес для интеллектуалов, для тех людей, кто хотел глубже изучать основы веры. «Лапкинцы» в то время находились в оппозиции к руководству Барнаульской епархии, критиковали его и даже юридически относились не к Московской Патриархии, а к «зарубежникам». Несмотря на это, многие люди, стремившиеся изучать Евангелие, присоединялись к общине Лапкина. А церковной епархиальной альтернативы его занятиям не было.
Тогда мы решили взять на вооружение методику Лапкина по воцерковлению православной молодежи и всех тех, кто хочет быть ближе к Богу и обрести веру. Мы развесили объявления в барнаульских храмах, приглашая приходить молодежь, ребят и девушек, которые находятся в духовном поиске и желают утвердиться в вере.
Я тогда трудился в Никольской церкви сторожем, пономарем и катехизатором. У меня был широкий спектр послушаний. Занятия нашего кружка благословил настоятель протоиерей Михаил Капранов.
Вначале, когда я шел на занятия, я часто думал: «Наверное, никто не придет. Для кого я буду рассказывать?» И страшно было, и сомнения были.
На первое занятие пришло четыре человека. Среди первых участников «Слова» были Лариса Тумялис, две подружки-журналистки Валя и Лена, Евгений Бобров, братья Громовы – Алексей и Александр, братья Клименко – Федор и Дмитрий, а также их отец Владимир Федорович. В основном в кружок приходили учащиеся барнаульских вузов, люди, которые были на пути к Богу и искали основание для своей веры.
Но потом людей стало приходить все больше. При подготовке к занятиям по толкованию Евангелия каждый дома готовил отрывок по церковному календарю, объяснял его для всех присутствующих, как он это понимает. А ведущий чтений был «самый хитрый», он готовился по толковому Евангелию, и потом всем объяснял, как надо понимать на самом деле!
Кроме занятий, были поездки в различные лечебные учреждения – туберкулезный диспансер; психоневрологический диспансер, где трудился отец Паисий (Олексюк). Там он устроил часовню. Для нас были очень поучительны беседы этого радостного человека с чувством искрометного юмора и твердой и глубокой верой. Отец Паисий сразу стал для нас родным и близким человеком.
– О его склонности к сватовству ходят легенды.
– Отец Паисий – наш добрый ангел. Ведь у нас сегодня система поиска спутника жизни немножко деформирована. Сейчас нет таких традиционных отношений, когда родители сватают молодых. Поэтому отец Паисий нам объяснял, как правильно к этому относиться – без истерики, ложного стеснения. Это очень хорошо, когда можно поговорить с взрослым опытным человеком, который может помочь советом.
– Известны случаи, когда семинаристы встречают свою невесту в «Слове». Что ожидает будущую матушку?
– Я думаю, девушку, которая осознанно вышла замуж за семинариста, ожидает только семейное счастье – говорю это по личному опыту. Я глубоко в этом убежден!
– Поездки к детям продолжаются и сегодня. А как проходили ваши встречи с детьми? Что главное в таком деле?
– Главное – любить. Когда вы приходите к детям, вы стараетесь делать лучшее и говорите такие слова, которые согрели бы их сердце. Мы действовали подобным же образом. Сделали огромную книгу формата А1 (это ватман) с изображениями икон церковных праздников, природы. Вносили ее к детям на голове, ставили, открывали страницу и рассказывали о сотворении мира, церковных праздниках, пели с ними песни, сценки показывали, привозили кукольный театр, где-то раздобывали подарки. Это было самое настоящее социальное служение, которое продолжается и сейчас.
– В Барнаульской епархии действует Школа катехизаторов святителя Макария Алтайского, где любой православный человек может получить богословское образование. Как реализовывать полученные знания? К чему обязывает знание основ Православия?
– Меня настораживает слово «обязывает». Просвещением людей нужно заниматься не «из-под палки», без принуждения. В нашем обществе особо активно действуют сектанты. За счет того, что они более активно миссионерствуют, чем православные, они многих обращают в свою веру. Мы должны благодарить Бога, что у нас есть возможность открыто проповедовать. Мы должны воспринимать миссионерское служение не как тяжкую обязанность, а как большую радость. Нужно подойти к нему творчески, найти такой формат проповеди, чтобы мы могли свободно беседовать о Боге, Которого мы любим.
В конце девяностых, вскоре после крещения, я работал на Барнаульском железнодорожном вокзале в православном киоске от церкви Иоанна Богослова (тогда она еще была маленькой и деревянной). Я продам на сто рублей, а наговорюсь на тысячу! Люди из интереса подходили и задавали вопросы о Боге. Домой оттуда уходил с приятной усталостью. Может быть, в ком-то доброе зерно посеял.
И сейчас мы могли бы найти формы общения в молодежной студенческой среде посредством нашей богатой церковной культуры. Такие формы необходимо искать, чтобы «Слово» не было местом собрания странных, отчужденных от мира людей. Мы христиане, а значит, открыты для общения всем желающим познать истину. Сектанты очень активны в своих проповедях, почему же мы пока не имеем такого дерзновения?
Волейбол, фильмы и тортики – это прекрасно, но не они должны быть главным содержанием наших встреч в «Слове». Главное – познание Бога. Нужно развиваться.
– В чем заключается духовная ошибка человека, который молится, постится и старается делать добрые дела потому, что «так должно быть», а не потому, что он этого искренне желает?
– Всегда нужно понимать и помнить, ради чего ты это делаешь. Вообще ничего не нужно делать «из-под палки». Когда ты занимаешься делом непонятно зачем, это всегда чувствуется. Не хочется – не делай, никто тебя не заставляет.
– За десять лет в «Слове» сложились десятки супружеских пар. По семейным обстоятельствам они перестают к нам приходить. Батюшка, чего вы пожелаете нашим преемникам, новеньким, которые вот только к нам пришли и начинают узнавать Православие?
– В русской культуре есть такое явление – хоровод. В летнее время молодежь собиралась на деревенской улице, они общались, танцевали, играли вместе. Но в этот круг не принимались семейные пары, потому что у них уже другие заботы, другой образ мыслей. По возрасту участников «Слова» – это подобный «церковный хоровод». У семейных людей меньше времени остается на общение. Они уже прошли через это, им с молодыми уже не интересно. Это нормально.
А тем людям, которые приходят им на смену, желаю слушать свое сердце и делать то, что оно подсказывает. Нужно стараться искать свой путь. Для каждого из нас Господь приготовил счастливый путь. Мы должны молиться Богу о том, чтобы Он нам этот путь открыл. Когда человек угадает свой путь и будет ему следовать, то будет счастлив.
– Во время поиска своего пути бывает очень трудно и томительно. Особенно неокрепший в вере Христовой человек совершает много ошибок. Когда Господь привел меня в «Слово», я заканчивала филологический факультет АГУ, и теперь моя жизнь связана с филологией. Я все еще не вижу своего пути, на котором могу послужить Богу.
– Филолог – это в переводе с греческого «тот, кто любит слово». Слово – это Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы. То есть ваша жизнь связана со Словом, и это самое главное! В какой форме будет реализовываться в вашей жизни служение Слову – в письменной или устной или, быть может, в форме наставничества – вопрос второстепенный. Главный выбор вы уже сделали.
– Благодарю вас за интервью!
– Слава Богу за все.
Беседовала Вера Короткова