Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
6 Января 2015

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа совершать Божественную литургию с открытыми царскими вратами по «Отче наш…» - об этом сообщает сайт Московской Патриархии.

В указе Его Святейшества от 31 декабря 2014 года говорится:

«Учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по "Отче наш..."».

Указ подготовлен в том числе на основании предложений московского духовенства. Управлением делами Московской Патриархии текст документа разослан во все епархии Русской Православной Церкви.

***

В Русской Церкви принято в определенные моменты богослужения закрывать царские врата. Исключения составляют только Литургии на Пасху и во всю Светлую седмицу, а также Литургии, совершаемые архиереями. Также такое благословение есть у некоторых протоиереев, получивших по ходатайству своего правящего архипастыря особый указ Святейшего Патриарха.

Согласно Положению о наградах Русской Православной Церкви, право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни может быть даровано не ранее чем через пять лет после награждения митрой, а право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...» — не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.

Кроме того, по указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

Почему это важно для прихожан? Объясняют священнослужители.

Чтобы радость умножилась

Фото Анны Даниловой

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря

Думаю, наши читатели знают, что на Пасху богослужения совершаются с открытыми Царскими Вратами. То, что Святейший Патриарх благословил так же служить и на Рождество, даёт возможность верующим глубже и ярче почувствовать, что оба эти Праздника – велики и близки друг другу.

Когда Божественная Литургия служится с открытыми Царскими Вратами, более явным становится единство между священнослужителями, которые служат в алтаре и молящимися прихожанами.

Потому решение Святейшего Патриарха оправданно, оно будет способствовать тому, что радость, которую дарует нам Праздник, умножится.

Рождественский подарок

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

В Указе Святейшего Патриарха написано, что, прежде всего у решения совершать Рождественское богослужение с открытыми Царскими Вратами – миссионерское значение. Этот шаг должен способствовать большему осознанию людьми сущности своей веры, пониманию своего участия в Божественной Литургии.

Святейшим Патриархом очень последовательно говорится о том, что храм должен быть настоящей живой общиной, а такая община просто не может существовать без сознательного и глубокого участия в Евхаристии. На Епархиальном собрании священников Святейший Патриарх сказал, что было бы прекрасно, если бы во всех храмах во время Литургии звучало народное пение, чтобы люди сплачивались в общей молитве, совершали общее дело.

Вторым последовательным шагом стало то, что на такой великий Праздник, как Рождество Христово, который свидетельствует о явлении в мир живого Бога, Святейший благословил служить с открытыми Царскими Вратами, как на Пасху.

Царские Врата будут открыты, чтобы явить истинный смысл Боговоплощения как действия Евхаристического: мы причащаемся Плоти и Крови воплотившегося Сына Божия. Открытые Царские Врата зримо подчеркивают, что Церковь – едина, что иконостас не разделяет священство и мирян, что Евхаристия объединяет всех во единое тело Христово, во единую общину. Да и сама Литургия становится более понятной. Когда Царские врата открыты, возникает огромное желание у каждого участвовать в Литургии, причаститься Святых Христовых Таин.

А еще это подчеркивает особоую важность торжества, ведь мы имеем радость служить с открытыми Царскими Вратами на Пасху, а теперь и на Рождество. Для всех нас, священников Москвы – это настоящий рождественский подарок.

Ощутить единство

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове (Москва)

Тот факт, что во время Рождественского богослужения будут открыты Царские Врата – имеет важно миссионерское значение. Ведь у прихожан появляется возможность увидеть происходящее во время Божественной Литургии в алтаре, у Престола, как молится духовенство. А также – ощутить единство паствы и пастырей во время богослужения.

Это единство очень важно чувствовать пришедшим в храм, когда они не просто стоят и отвлеченно молятся, а именно – участвуют в общем деле. Тем более, очень многие люди приходят в храм только на Пасху и на Рождество. Так что теперь у них и во время рождественской службы появилась возможность приблизиться к пониманию, что такое Евхаристия.

А еще при открытых Царских Вратах человек просто не сможет позволить себе отвлечься, например, на то, чтобы перекинуться парой слов со стоящим рядом. Внимание молящихся прихожан будет сосредоточенно на главном.

Врата, открытые в Царство Божие

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ

Очень важно, что Святейший Патриарх восстанавливает древнюю традицию. Ведь когда-то, в первые века христианства, пространство алтаря во время богослужения не было сокрыто от глаз молящихся.

Алтарь – символ Рая, Царствия Божьего. Открытые Царские Врата – открытые двери в Царство Божие для всех молящихся.

Открытые Царские Врата в пасхальные, а теперь и в рождественские, напоминают нам об этом. Они открываются не для священников, а для прихожан.

В других традициях, например, в Греческой Церкви, Царские Врата открыты всегда, им ничего не нужно корректировать. Я очень радуюсь тому, что в нашей Церкви сделан такой важный шаг.

Записала Оксана Головко, Православие и мир