Новости Алтайской митрополии
Доклад на секции «Православное краеведение и просвещение» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Начиная с XVIII столетия, Сибирь стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Ее огромная территория постепенно осваивалась переселенцами, шедшими вслед за казачьими отрядами. Известный историк Сибири Г. Ф. Миллер считал, что просвещение «идолопоклоннических» народов требовалось уже для пользы государства. Присоединение земель к востоку от Урала являлось, по его мнению, завершением образования многонационального и огромного по своей площади Российского государства.
В 1620 году была образована первая в Сибири епархия – Тобольская во главе с архиепископом Киприаном (Старорусенковым) В 1604 году был построен Томский городок, в 1618 году в верхнем течении реки Томи выросло новое укрепление Кузнецкий острог (крепость, ныне г. Новокузнецк) Началось практическое освоение предгорных районов Алтая и Саян. Основными опорными пунктами русских на Алтае были Кузнецкий острог (1618), Бикатунская крепость (1709), Усть-Каменогорская крепость (1720). Постепенно была создана пограничная линия редутов и форпостов. В них строились часовни и храмы, совершались богослужения.
Алтайцы кочевали южнее русских пограничных укреплений. В XVII веке алтайцы начали переходить в российское подданство.
Согласно исследованиям ученого из Новосибирска М.Н. Колоткина, наибольший расцвет миссионерской деятельности на Алтае в XVIII веке приходится на 50-е годы. Так, в 1754 году протоиерей Семеон Мефодиев сообщил в Тобольск о 47 крещенных инородцев. В 1757 году, по сообщению священника Семеона Шелковникова, говорится о крещении 82 телеутов в районе Телецкого озера, в возрасте от 1 до 84 лет. В том же 1757 году, священник Василий Иванов из Барнаульского духовного правления произвел крещение 144 человек из числа алтайцев при Колывано-Воскресенском заводе. Все они после крещения пользовались льготой – трехлетним освобождением от налогов.
Наибольший размах, согласно архивным документам, приняло крещение в 1758 году. По имеющимся данным, только священник Василий Русанов и архимандрит Михаил крестили 775 человек, из них алтайцев было около 100 человек. В Бийской крепости было крещено четыре семьи (16 человек), 84 телеута крестились в Усть-Каменогорске. Важно отметить, что не специально призванные миссионеры, а священники крепостей и укрепленных казачьих линий играли ведущую роль в распространении православия среди коренных Алтайцев в XVIII веке. В подтверждении этому можно добавить, что в период с 1763 по 1789 год во всей Тобольской епархии было всего два священника, призванных заниматься миссионерской деятельностью. Однако в 1789 году их деятельность была прекращена специальным постановлением Синода. Общая численность принявших крещение алтайцев в XVIII веке составила примерно 500 человек. Таким образом, миссионерская деятельность в этот период не сумела развиться в полной мере. Этот расцвет наступил лишь в середине XIX века с образованием Алтайской духовной миссии (АДМ).
Алтайская духовная миссия явилась структурным подразделением Русской Православной церкви (РПЦ), основной целью которой было распространение Православия и организация церковных приходов среди коренного населения Южной Сибири. Деятельность АДМ распространялась на территории современного Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области, части Хакасии, Тувы, Казахстана, Монголии.
Основана миссия в 1830 году выдающимся миссионером, преподобным Макарием (Глухаревым), благодаря успешной деятельности которого она стала лучшей среди всех духовных миссий РПЦ Российской империи в XIX- нач. XX вв. Следуя кирилло-мефодиевой традиции, все основные виды миссионерской деятельности – проповедь, обучение, богослужения — алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1919) трудами миссионеро виз язычества в православие было обращено более половины населения Горного Алтая и Горной Шории.
Основанием для образования АДМ послужил указ Святейшего Синода от 24 декабря 1828 года на имя архиепископа Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева), в котором предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 году. В Тобольскую епархию из Курской был отправлен магистр богословия архимандрит Макарий (Глухарев).
Родился Михаил Яковлевич Глухарев 8 ноября 1792 года, в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. Духовную семинарию Михаил закончил в 1813 году, а в 1814 году поступил в Петербургскую духовную академию.
Академический курс Михаил Яковлевич Глухарев окончил в 1817 году со степенью магистра богословия и был назначен инспектором в Екатеринославскую духовную семинарию. Помимо исполнения административного послушания вел курс церковной истории и преподавал немецкий язык. В том же году он назначается ректором Екатеринославского уездного и приходского училищ. Здесь, в Екатеринославле Михаил принял монашеский постриг 24 июня 1818 года. На следующий день инок, нареченный Макарием, был рукоположен в сан иеродиакона. А еще через три дня – в иеромонахи. В Екатеринославле о. Макарий прослужил до весны 1821 года, когда указом Святейшего Синода был назначен ректором Костромской семинарии. Здесь же, в Костроме, он был возведен в сан архимандрита. Затем была Киево-Печерская лавра, Китаевская и Глинская пустыни.
В начале 1829 года, о. Макарий написал прошение в Св. Синод о его переводе в Сибирь и «употреблении» на дело миссии. Прошение было удовлетворено и о. Макарий выбрал местом своей миссионерской деятельности Алтай. 7 сентября 1830 года о. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску именем Иоанн. Этот день принято считать днем образования АДМ.
В поисках места для первого миссионерского стана о. Макарий активно путешествовал по Алтаю, первоначально выбор его пал на Улалу. Первую литургию в Улале о. Макарий отслужил 21 мая 1831 г. Однако, более приемлемым местом стало поселение Найминское (совр. Майма), очень удобное в транспортном отношении.
Одной из самых больших заслуг основателя миссии считается создание алтайской азбуки. Им были сделаны первые переводы из алтайских наречий, таким образом, было положено начало письменности, которая была разработана на основе кириллицы. В 1841 году архимандрит Макарий составил на русском языке извлечения из Священного Писания, назвав их «Алфавитом Библии».
Обращая алтайцев в Православие, миссионеры устраивали новокрещенных на оседлое жительство в с. Майма и других окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. К 1844 году (последний год служения о. Макария) в миссии насчитывалось 15 сотрудников, три церкви, три стана, две школы, четыре поселения для новокрещенных алтайцев.
К 1865 году была переведена и напечатана на алтайском языке божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, было получено разрешение Синода о совершении богослужения на алтайском языке. Миссия так же занималась активной благотворительной деятельностью: обучение алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству и проч., лечением больных (делались прививки от оспы), помощью бедным.
Известный востоковед Н. И. Ильминский, активный участник православного миссионерского движения, в последствии так отзывался о миссионерской деятельности архим. Макария: «По силе и благодати Божией, явились нерукотворно, т.е. без человеческой миссионерско-научной и искусственной подготовки и выправки, два миссионерских огня в Сибири: Иннокентий Иркутский и Макарий Глухарев..». Так, за время пребывания архим. Макария начальником Миссии на одно из алтайских наречии, телеутское, были переведены: Четвероевангелие, несколько апостольских посланий из кн. Деяний; многие псалмы и выборочные места из Ветхого Завета; краткая Священная история; краткий катехезис митр. Филарета; огласительные поучения и сборники молитв.
В конце 1842 года, архим. Макарий подал в Синод прошение об освобождении его с поста начальника Алтайской миссии по состоянию здоровья. Св. Синод определил его настоятелем Троицко Оптина монастыря Орловской епархии близ г. Болхова. Здесь архм. Макарий и прослужил последующие три года до своей кончины 18 мая 1847 г.
В 1880 году центр АДМ был перенесен в г. Бийск. И с этого времени ее начальники стали носить епископский сан. В 1883 году Улалинское центральное училище было преобразовано в Бийское миссионерское катехизаторское училище. При поддержке Православногог миссионерского общества Алтайская миссия окрепла и в материальном отношении.
К 1917 году миссия имела 31 отделение, включающие 434 селения с числом крещенных алтайцев до 46 729 человек. В состав миссии входили три миссионерских монастыря: Николаевский Улалинский женский, Благовещенский Чулышманский мужской, Бийский Тихвинский женский и две миссионерские иноческие общины – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1917 году в миссии действовало 84 школы.
Завершение деятельности АДМ связано с установлением Советской власти. Духовенство и многие верующие подверглись репрессиям, монастыри храмы церковные школы были закрыты.
Возрождение Православия среди алтайцев началось в конце 80-х годов XX века. В период после празднования тысячелетия крещения Руси стали открываться православные приходы в городах и селениях где прежде находились станы АДМ. На сегодняшний день они вошли в состав Барнаульской, Кемеровской, Абаканской, Горно -Алтайской епархий.
Юбилейный Архиерейским собором в августе 2000 года, архимандрит Макарий (Глухарев) причислен к лику святых. Чествование памяти преподобного Макария, просветителя Алтая, согласно Деяниям Юбилейного Священного Архиерейского собора о канонизации – 15/28 мая. Достойный христианского пастыря путь и достойное признание.
В докладе использованы материалы исследований протоиерея Георгия Крейдуна – профессора, доктора искусствоведения; Павла Коваленко — зав музеем истории Алтайской духовной миссии, г. Бийск.
Наталья Петровна Железникова,
кандидат искусствоведения, заведующая музеем «История Православия на Алтае», управление Барнаульской епархии