Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
21 Февраля 2015

С 23 февраля начинается Великий пост, подготавливающий нас ко встрече самого важного православного праздника – Воскресения Христова.

В чем смысл и польза говения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к священной истории. Уже в раю нашим прародителям была дана заповедь поста: «…От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 16-17). Нарушив эту заповедь, люди утратили целомудрие. Понятие это в Православии шире, чем принято считать, и обозначает не только чистоту телесную , но согласие души и тела с духом, подчинение их духу (образу Божию в человеке). Когда Ева и Адам захотели стать «как боги» и попробовали запретный плод, эта иерархия пошатнулась, а последовавшее затем самооправдание способствовало дальнейшему ее разрушению. Бессмертный человек заболел грехом и стал смертным. Грех – это болезнь души, любое зло по отношению к себе или другим. Человек, объедающийся или упивающийся, болеет. Собирающий богатства скупец не делает счастливым и ни себя, ни окружающих. Тщеславный и гордый поэт свысока смотрит на людей за то, что те не понимают его возвышенных стихов… Эти примеры – следствие первородного греха, когда телесные желания и душевные чувства подчиняют человека, делают его рабом страстей.

В повседневной круговерти дел часто не остается времени на самое важное, суета засасывает. Человек, откладывающий лечение, переносящий болезнь на ногах, усугубляет свое положение. Болезни душевные также нуждаются во врачевании, они менее заметны, но терзают не хуже телесных. Тоска, уныние, гнев, ненависть, зависть…– чувства не из приятных, а неудачные попытки сдержать их свидетельствуют о глубоко поврежденной природе человеческой, дисгармонии духа, души и тела. Если растение посадить корнями вверх, оно погибнет. Если пытаться тащить коня на себе, вместо того, чтобы оседлать его, вряд ли достигнешь цели. Если построить дом без фундамента, он вскоре разрушится. Если страну лишить руководителя, начнется анархия. Если наслаждаться быстрой ездой и не обращать внимания на дорожные знаки – быть аварии. Все вокруг иерархично, одно подчиняется другому. Человек – тоже система, и сбои в ней говорят о том, что что-то не в порядке.

Пост для православных христиан – это повод и посыл чуть-чуть замедлить бесконечный бег в колесе суеты и заглянуть в себя, увидеть свои болезни (страсти), попытаться с Божьей помощью бороться с ними, участвуя в таинствах исповеди и причащения. Пост – это духовное упражнение, результатом которого должно стать подчинение тела и души духу. В этом смысле объедение постной пищей - все то же торжество плоти над разумом, волей. Постник, осуждающий других, также приносит жертву не Богу, но собственной гордости. Чтобы пост не превратился в диету, не стал пищей тщеславия, нужно руководствоваться добродетелью рассуждения, а не соблюдать определенную инструкцию, таковой и нет.

Человек приходит к Богу только тогда, когда нуждается в Спасителе, когда видит свое бедственное положение. Побороть все страсти сразу невозможно, но у каждого есть особенно мучительные, их надо увидеть и с ними предстать перед Христом, зовущим: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Как и наши прародители, мы свободны выбирать зло или добро. У них было упование о грядущем Мессии, спасающем мир, а у нас есть сам Христос. Он, подобно донору, дает нам свои незараженные грехом кровь и плоть. И принимая этот бесценный дар, можно справиться с душевными недугами и восстановить первозданную природу человеческую.

Пост – время обращения к Богу, отказ от того, что удаляет от Него, время покаяния и время истинной радости, которую испытывает душа от соприкосновения с Вечным…

Ольга Дмитриева

Фото http://www.logoslovo.ru