Новости Алтайской митрополии
Театральный фестиваль воскресных школ – кто-то скажет, что это оксюморон. Что общего может быть театральным искусством, тем более, столь скомпрометированным сегодня безудержными «экспериментаторами», и приходскими школами, цель которых – духовное воспитание детей, знакомство их с церковным учением? Но организаторы барнаульского фестиваля «Жар-птица» уверены: духовный театр – это обращение к давно забытым формам воспитания детей.
История
Истоки духовного театра в нашей земле уходят ко времени царствования Петра Великого, когда из Киевской земли для миссионерского служения в северных регионах России были приглашены высокообразованные проповедники и ученые мужи святители Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский. По прибытии на свои кафедры в Ростов и Тобольск первым делом они открыли школы для священнослужителей.
При этих первых семинариях святители стали заниматься образованием и воспитанием будущих пастырей, в том числе и с помощью театральных постановок на духовные темы. Тем самым они «воцерковили» сценическое искусство, показав для последующих поколений, что любое творчество, а тем более театральное, несет в себе большие возможности не только общекультурного развития, но и духовного воспитания личности.
Таким образом, можно сказать, что святители Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский являются основателями и покровителями духовного театра в России.
Пожалуй, этот опыт миссионерской деятельности имеет особую актуальность в наше время, когда детям не хватает друзей, живого круга общения, возможностей для личного творчества, поводов для выражения высоких мыслей, чувств, православного мироощущения.
«Жар-птица» на Алтае
В Барнаульской епархии зародилась идея театрального фестиваля, который получил название «Жар-птица». Для проведения фестиваля было испрошено благословение приснопамятного Патриарха Алексия II, который в резолюции от 30 сентября 2008 года ответил: «Проведение епархиальных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и приобщения к отечественной истории и красоте родной и духовной культуры − благословляется».
С этой идеей епархия вышла на уровень государственных управлений по воспитанию и образованию детей. Идею поддержали, и в итоге учредителями фестиваля стали Барнаульская епархия, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Театральный центр при Краевом дворце молодежи. География фестиваля – благочинные округа, расположенные на территории Алтайского края.
Таким образом зародился детский театральный праздник, благодаря которому воскресные школы сельских приходов могут посетить другие города, а также и столицу Алтайского края − Барнаул. Фестиваль помогает сближать педагогов и детей разных воскресных школ, выстраивать дружественные взаимоотношения между ними.
Это событие не ежегодное − за прошедший период в Барнаульской епархии было проведено три православных театральных фестиваля. В 2009, 2011 и 2014 годах в «Жар-птице» в обей сложности приняли участие 255 детских творческих коллективов из воскресных школ и светских учебных заведений Алтайского края − 2868 детей и подростков.
Все это потребовало серьезной работы по подготовке специалистов и выбору репертуара, который бы отвечал целям фестиваля. Педагоги воскресных школ не являлись театральными специалистами, поэтому именно им в первую очередь была оказана методическая поддержка, даны необходимые навыки для творческой работы. В то же время многие приходы привлекли специалистов в театральном деле, которым была необходима помощь в новом направлении деятельности – духовном театре.
Были организованы специальные семинары. Форма учебы – мастер-классы по таким дисциплинам, как сценическая речь, мастерство, тренинги, инсценировка. Многим педагогам они дали творческий импульс для нового дела, а творческие показы в конце семинаров закрепили знания.
Нежданные союзы
Фестиваль «Жар птица» сформулировал подход к репертуару детского православного театра. Первый фестиваль был посвящен русской народной сказке, но также были номинации: былина, житие, апокриф. Второй был посвятили житийным сказаниям и Библейским историям, третий − духовной притче.
Развитие фестивального движения и освоение новых тем открыло новые формы сотрудничества, что зачастую приводит к возникновению неожиданных творческих союзов. Так, например, в гроде Камень-на-Оби воскресная школа Покровской церкви, детский образцовый театр «Колосок» при музыкальной школе №1 и клуб исторической реконструкции «Сибирские коты», объединившись, поставили замечательный спектакль «Как князь Владимир Русь крестил». Так небольшой приход создает спектакль, в котором взрослые и дети вместе играют увлекательную историю.
Но самое главное − подобные спектакли становятся важным событием в жизни города, села, поселка. Это новое явление православного театра: церковные приходы объединяют творческие коллективы, привлекают специалистов, для которых фестивальное движение «Жар птица» становится уроком православного воспитания.
Два подхода
Основным принципом театрального творчества в свете православного воспитания мы бы назвали отношение к человеку, его восприятие. Духовное начало в человеке может быть понято правильно, только исходя из учения христианской антропологии об образе Божьем в человеке как начале личности.
Сегодня деятели культуры, обсуждая тему «Церковь и театр», видят основным противоречием принципиально разное отношение к человеческой природе. Современный театр «благословляет человеческую сложность и утверждает: каждая часть твоей натуры достойна жизни». Такая точка зрения базируется на стереотипах о многоликости театрального процесса.
Опыт проведения фестиваля «Жар-птица», пожалуй, помог формулировать принципиальное различие между светским и православным театральным творчеством. По нашему мнению, театр нуждается в целостном человеке, так как это показывает его духовную красоту. Только через добро, любовь, соборность, свободное движение сердца раскрывается истина о спасении.
Протодиакон Владимир Черных,
председатель Барнаульской епархиальной комиссии по культуре,
А.И. Вахрамеева,
директор Театрального центра при Краевом дворце молодежи
В основе публикации –
доклад на секции «Православие. Воспитание. Театр»
XXIII Международных Рождественских образовательных чтений