Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
3 Февраля 2016

24 января в Высоко-Петровском мужском монастыре состоялось заседание круглого стола «Православное краеведение: музейное дело и просвещение». Заседание проходило в рамках работы Международных образовательных Рождественских чтений в секции «Святоотеческое наследие». На заседании были представлены 24 доклада. Барнаульская епархия была представлена докладом зав епархиальным музеем Н. П. Железниковой «Формирование религиозной культуры средствами музейной экспозиции». Предлагаем его вашему вниманию.

Задачи формирования духовной культуры человека, является главной целью церковного музея. Церковное  искусство может и должно  способствовать ослаблению технократических тенденций в современном обществе, осуществлять воспитательную функцию в процессе развития и становления личности. Здесь церковные музеи играют роль учебно-просветительского центра. Средства музейной экспозиции позволяют осуществлять поиск новых путей взаимодействия музея с посетителями. Любая экспозиция требует сопровождения для раскрытия своего смысла перед посетителем. Все экспозиции, созданные современными методами (эстетический, инсталляция), рассчитанные на минимальное вмешательство в процесс общения «зритель – музейный предмет», все равно  предполагают наличие текстов-пояснений (указаний, что за предмет, времени и места изготовления, авторства и т.д.). Традиционные экспозиции (систематические, ландшафтные, ансамблевые, тематические) сопровождаются научно-вспомогательным материалом (воспроизведениями и копиями, картами, схемами, диограммами и т.п. – что относится к научно-вспомогательным материалам), текстами, этикетками.

В этой среде процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходящий в музее, создает новые оптимальные отношения между человеком и  экспонатом, человеком и общественной средой.

 Значение церковного музея определяется основными  его функциями – сбор, хранение и трансляция  исторических и духовных ценностей.

Коллекционировать, собирать предметы церковного искусства у нас на Алтае начали в 20-30 годы  XX века. До этого периода к подобного рода предметам относились как неотъемлемым атрибутам храмов и церквей

Была предпринята попытка организации музеев в зданиях монастырей и храмов. Примером того времени послужил Художественный музей созданный в храме Святого Дмитрия Ростовского в г.Барнауле.

Музей действительно был открыт, но просуществовал недолго чрез несколько лет, в начале 20-х годов XX века храм был закрыт, о судьбе музейных коллекций ни чего не известно.   Возможно, какая то часть картин и икон храма была передана в Алтайский Краеведческий музей

В 1958 годe в Барнауле был создан Алтайский Государственный художественный музей. В его фондах представлена коллекция церковного искусства собранная в ходе экспедиций по территории Алтае.

В 1989 году в Барнауле открылся еще один музей  - Государственный музей истории литературы искусства и культуры Алтая. Тематическая  направленность музея подразумевала и формирования коллекции по истории православия Алтайского региона. Её активное пополнение пришлось на  1990-е годы. Коллекция включает различные предметы церковной принадлежности.

Собрание формировалось  в результате единичных  поступлений от жителей Барнаула и Алтайского края.

26 февраля 2004 года в здании Православной Епархии состоялось открытие музея «Истории православия на Алтае».      

Предпосылками открытию стали особые даты в 2004 - 2005 годов в жизни православных: 7.09.2005 исполнилось 175 лет со дня крещения первого коренного жителя Алтая, 100 – летие Кафедральному Покровскому собору, 10-тилетие восстановление епархиальной автономии на Алтае. 

Все основные критерии существования и работы епархиального музея были закреплены «Положением о музее».

Музей действует на основе Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».   Епархиальный музей является музеем исторического профиля религиозного направления. Данный музей создавался с целью воспитания уважения и любви к Родине, к православным традициям; повышения уровня знания у учащихся в области истории Отечества, в частности, истории православной культуры Алтайского края, а так же сохранения наиболее значимых событий и фактов, касающихся религиозной жизни края.

Для выполнения указанных целей, музей ставит задачи:

- документирование истории духовной жизни края путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

-организация культурно-просветительской, методической и информационной деятельности;

Согласно поставленным целям и задачам музей Истории Православия на Алтае проводит обширную деятельность, которая включает в себя  совместное участие с общественными организациями, органами образования и культуры в реализации программ направленных на улучшение воспитания и просвещение детей и подростков в православных традициях. Проводит экскурсии, выставки, творческие вечера, встречи и другие мероприятия как самостоятельно, так и совместно с государственными и общественными организациями. Музей пополняет фонды путем организации походов и экспедиций, налаживания контактов с различными организациями, устанавливает связи с другими музеями.

Музей представлен 4-мя залами с постоянными экспозициями.

Знакомство с историей города начинается с середины XVIII века, когда первые жители Барнаульского поселка и крестьяне окрестных деревень были прихожанами единственной в округе Церкви свв. Первоверховных Петра и Павла, находящейся в Белоярской крепости. В июле 1747 г. в канцелярию Колывано-Воскресенского горного завода, в ответ на прошение, пришло благословение митрополита Тобольского и Сибирского Антония на сооружение новой Церкви. Закладка храма совпала с началом плавки серебра на сереброплавильном Барнаульском заводе, на деньги которого (в основном) в 1750г. была построена первая деревянная Церковь г.Барнаула – Петропавловская

В городе с населением 12036 жителей имелось несколько школ, духовное училище, горное училище и музей, действовало шесть православных храмов и лютеранская Церковь.

Традиция гражданской жизни г.Барнаула и Алтайского края, как и всей России в целом, была неразрывно связана с православием и Русской Православной Церковью. К 1917г. в городе Барнауле действовало 17 православных храмов и 2 часовни.

Второй зал представляет нам историю Духовной Миссии в Алтайском крае. Всё это отображено в кратких биографиях алтайских миссионеров, фотографиях и газетных вырезках.

Православие на Алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности структурного подразделения Русской Православной церкви – Алтайской Духовной Миссии. Великие подвижники – Святитель Макарий (Невский) и преподобный Макарий (Глухарев) явились примером патриотического служения Церкви и Росийскому государству. Алтайская Духовная Миссия  воспитала плеяду выдающихся деятелей: миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины алтайского народа.

Сибирь, начиная с XVII века, стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Её огромная территория осваивалась переселенцами, которые шли вслед за казачьими отрядами. Алтайская Духовная Миссия, основанная архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 году,  к началу XX века являлась лучшей Миссией в Российской Империи.

К 1917 году Миссия имела 31 отделение. В 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось около 3300 детей-русских и алтайцев.

В третьем зале основную коллекцию музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, середины XIX – начала ХХ века, переданные из Покровского собора. Среди них: богослужебные книги, вышедшие из употребления, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Из облачений священно и церковнослужителей музей имеет монашескую мантию, стихарь, архиерейское облачение.

В  музейной экспозиции представлена церковную утварь – дикирии, трикирии, архиерейское кресло, иконы – Свв. Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста (ХХв.), иконы свв. Апостолов (XIX века), икона «Похвала Богородицы», икона  Иоанна Предтечи.

Четвертый зал музея - это повествование о революционных событиях ХХ в. и репрессиях, остановивших жизнь православных приходов и деятельность Алтайской Духовной миссии. Большинство школ и библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930–х годах все миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены.Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители были прямыми объектами репрессий, пик которых пришелся на 1937 год. Так например, из 263 репрессированных в 1937г. 170 человек составляли священнослужители. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. До 1936г. на территории Горного Алтая не осталось ни одного храма, число которых ранее составляло 35 церквей.

К 1945 году в Алтайском крае было открыто  три храма: в Барнауле – Покровский, в Бийске – Успенский, в Рубцовске – Михаило-Архангельский.

В четвертом зале собраны фотодокументы, свидетельствующие о репрессиях православного духовенства, поруганные иконы и конфискованную церковную утварь. Также здесь находятся письма и дневники верующих и рукописные записи богослужебных песнопений и молитв, которые втайне хранились от богоборцев долгие десятилетия.

Таким образом, музей «Истории Православия на Алтае» является необходимым звеном в региональной музейной сети  по  сохранению и изучению православной истории.   Фонды музея включают в себя практически все формы материального воплощения православной культуры: иконы, богослужебные книги, образцы церковной утвари, облачения священнослужителей, а также архивные документы и фотографии.  Православные традиции,  отразившиеся в предметах церковного искусства, составляют важную часть регионального художественного наследия.

Главной задачей воспитания в церковном  музее, становится формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к предыдущему  православному историческому опыту.

Образовательно-воспитательная функция музея может осуществляться при условии сочетания научности и образности экспозиции. Экспозиции и выставки, как результат научной работы, строится на основе музейных фондов. Музейный экспонат, обладающий информационными, экспрессивными свойствами, в условиях музейной среды имеет уникальную возможность воздействия на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности посетителя одновременно.

Средства музейной экспозиции направлены, прежде всего, на развитие у посетителей эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию, обеспечен6ия опыта, извлечения информации из первоисточника через наблюдение и общение с миром художественной культуры.

Н.П. Железникова, к.иск.н., заведующая Музеем истории Православия на Алтае