Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

28 Ноября 2018

Настоятель Свято-Георгиевского храма отец Алексий Овчинников дал интервью газете «Лампада».

Путь к священству

Родился я в г. Заринске 5 ноября 1980 г. Мама и папа приехали в Заринск в 1979 г., получив высшее образование в Томске, в ТГУ. Окончил среднюю школу. После окончания 11 классов около двух лет преподавал в школе эстетическое воспитание в младших классах. Потом было искание себя. В то время модно было быть юристами, экономистами, а я как-то не видел себя в этом. Не было у меня и коммерческой жилки, хотя вот у мамы свой цветочный магазин.

Наша семья всегда была верующая. Сейчас мы, конечно, различаем понятия «верующий человек» и «религиозный человек». Сегодня православных верующих у нас, по данным опросов, 75 %, а религиозных, т.е. тех, кто участвует в жизни Церкви: исповедуется, причащается, постится, старается жить по Евангелию, – от 5 до 10 %. В то время мы к религиозным людям, наверное, не относились, но к верующим точно.

Однажды я повел свою племянницу-крестницу в воскресную школу, решив, что для ребенка это будет полезно. А поскольку в школе был обычай перед занятиями деток причащать (мне очень нравится эта традиция), то я зашел на службу и там увидел, как я сейчас понимаю, Великий вход. Когда батюшки, такие красивые, под пение выходили на амвон. Меня поразила эта красота. И я подумал: «Господи, вот бы мне так же». Началось мое общение со священниками: сначала с покойным отцом Михаилом Балакиревым, потом с молодым настоятелем отцом Андреем Ушаковым. Не зря говорят: с преподобным преподобен будеши, с развращенным развратишься. Это общение сильно повлияло на меня, на мое становление, воцерковление. Я отошел от прежней жизни, от всех друзей – они были такие, что легко было от них отойти.

Когда я пришел в храм, я понял, что, оказывается, не надо притворяться, оказывается, можно быть самим собой, радоваться, плакать, не надо кому-то доказывать, кто ты (я рос-то в 90-е годы), – это было для меня великое облегчение. И вот я получил первое послушание – был водителем. Потом отец Андрей благословил меня пономарить, помогать ему на службах. Это были 2003-2005 гг. В 2004 году я поступил в Алтайский государственный университет на факультет политических наук, отделение религиоведения, на заочное обучение. В 2006 году поступил в семинарию на дневное отделение. Вскоре владыка Максим (Дмитриев) дает мне послушание иподьякона, и я сопровождаю его в поездках и помогаю на службах. На втором курсе, в 2007 году, мы подружились с девочкой из Новоалтайска (из верующей семьи, с детства ходит в храм, в СвятоГеоргиевский). Владыка Максим благословил нас, и мы поженились. В 2008 году у нас родилась первая дочка. Это было 13 апреля, а 26 апреля владыка Максим рукополагает меня в диаконы. Начинается мое служение Церкви.

Служу я в деревнях. Первая – Линьки Благовещенского района, потом Бурла (во время служения здесь в 2011 году у меня рождается вторая дочка), далее перевод в Кытманово. В 2012 году 26 февраля в Прощеное воскресенье владыка Максим рукополагает меня в священники и отправляет настоятелем в Свято-Троицкий храм в село Залесово, где я трудился два года. С Божьей помощью мы провели колоссальный ремонт, начали строить воскресную школу. Как-то у меня получалось там и с прихожанами, и с односельчанами, и с властью. Помимо основного прихода, у меня еще было четыре приписных. Замечательное время было! Тепло вспоминаю по сей день.

В 2014 году в Залесово на Антипасху приезжает новый владыка Сергий, после чего принимается решение перевести меня в Барнаул. Владыка ставит меня ключарем Покровского собора, т.е. ближайшим своим помощником как настоятеля. Это тоже становление, привыкание к послушанию, смирению, потому что уже работаешь в системе, нужно ориентироваться на людей, если возникают конфликты, разрешать их, так, чтобы не потерять любовь между собой. Сегодня, как я думаю, самое важное – стяжать любовь, причем любовь именно в евангельском понимании, жертвенную. Если человек научится любить евангельской любовью, то, мне кажется, он и спасется. Об этом надо молиться, потому что любовь – это дар Божий.

В 2015 г. владыка ставит меня настоятелем СвятоГеоргиевского храма. Вот уже три года тружусь, служу здесь. Я пришел после таких харизматичных батюшек, как протоиерей Михаил Погиблов, который очень много потрудился и сделал не только для этой церкви, но и для нашей епархии, протоиерей Анатолий Садовиков, протоиерей Андрей Басов. Конечно, когда пришел я, люди переживали, что им вновь нужно привыкать к новому настоятелю. И я по этому поводу очень сильно переживал. Но, слава Богу, всё уладилось, и в храм стали возвращаться даже первые прихожане, которые ходили в него когда-то давно. И это большая радость. Я всегда говорю на приходе: один в поле не воин, мы одно Тело Христово, мы должны вместе принимать решения, помогать друг другу, молиться друг за друга, быть одной семьей, не быть приходом, а быть общиной. И сегодня у нас полный храм прихожан. В воскресной школе 40 деток.

Под покровом Божьей Матери – в Коробейниково

Всё это началось в 2003 году. Один парень сказал мне: «Ты не представляешь, какое это спасительное дело». И я пошел. Собрал рюкзак, спальник и пошел. В домашних тапочках, и не было ни одной мозоли. Конечно, крестные ходы ни с чем не сравнимы. Это общение с православной молодежью, это научение вере православной, реальный опыт христианской жизни. Есть такой человек, все его зовут Андрон. Хиппи, рокер и всё такое. Он пришел в крестный ход: «Я пришел посмотреть, как православные время проводят». И потом он стал ходить с нами в крестные ходы, стал исповедоваться, причащаться, посещать храм. Потому что «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». В Церкви благодать Святого Духа преосуществляет человека из плохого в хорошего. Какой бы человек ни был, приходя в храм, он меняется. И вот в крестном ходе тоже происходит такая метаморфоза.

В крестный ход в Коробейниково я ходил девять раз. Сейчас, конечно, не удается быть полноценным участником. День-два. Послушания благочинного и настоятеля много времени и сил требуют. Когда с кем встретишься из крестного хода в Барнауле – разобнимаешься. Потому что становимся друг другу родными, когда идем под покровом Божьей Матери. Это необъяснимо для неверующих людей, так же как Церковь, все мы Тело Христово.

Церковь и малая Церковь

Где-то читал, что Церкви Христовой и малой Церкви нужно одинаково сил отдавать. Матушка у меня понимает, что есть вопросы, которые надо решать. Раз владыка тебе сегодня это доверил, значит, ты можешь это понести. Конечно, стараешься и дома помогать, всё делать. Детей воспитываем в православной вере. Матушка – регент церковного хора в Белоярске в храме Иверской иконы Божьей матери. Соответственно и детки с ней при храме. И на клиросе, и в воскресной школе (матушка преподает там церковное пение). Также мы сами физически трудимся и детей приучаем к труду. Сейчас гаджеты отнимают очень много времени, а огород помогает привести в чувство. Вот тебе грядка – прополи ее. Детям надо ставить конкретную задачу и требовать ее выполнения, потому что дети по своей сути потребители. Дашь им телефон– будут сидеть в нём сутками. Поэтому надо от детей требовать, но всё с любовью. Понятно, что бывают какие-то недопонимания, но Господь Своей милостью всё покрывает. Бывает, что и поссоримся с матушкой, а как без этого. Все мы люди живые.

Я пытаюсь и для своих детей быть другом. Я говорю им: из любой ситуации есть выход, надо только вовремя на нее среагировать. Не нужно бояться делиться с родителями, если, например, что-то произошло в школе. Надо ребенка поддержать. Все мы люди, все мы делаем ошибки.

Приходят на исповедь – мое дело ни в коем случае не осудить человека, а помочь ему. Он пришел к Богу исповедоваться, а ты всего лишь свидетель. Надо помочь человеку дойти до Бога, а не осуждать. Почему люди становятся «людьми с низкой социальной ответственностью»? Кто-то, может, от своей лености, а может, в жизни что-то произошло, и сломался человек. А кто виноват? Да мы виноваты. Может, мы мимо прошли. Может, мы доброго слова человеку не сказали, а он ждал от нас этого доброго слова. А мы мимо прошли, потому что у нас ведь всё хорошо. Некоторые рассуждают: «Если я могу, то, значит, все могут». Неправда.

В 2004 году, когда я жил в Барнауле у своих знакомых, я увидел обычную жизнь большинства людей: утром подъем, чай-бутерброд, все говорят «до свидания», кто в школу, вуз, кто на работу, вечером приходят, что-то по-быстрому сварили, поели, потом телевизор, потом спать. И так каждый день, каждый месяц, каждый год. И я понял, что не хочу так жить. И вот сегодня, когда Господь дает мне возможность помогать людям, я это очень ценю. Когда помогаешь людям, а они приходят и благодарят, что в их жизни что-то изменилось, – я испытываю колоссальное удовольствие, что Господь через меня сделал жизнь этих людей лучше, что я был к этому причастен.

Сейчас говорят, что очень тяжело спастись. Я вспоминаю, как апостол Петр спросил: «Господи, кому возможно спастись?». И Он ответил, что человекам это невозможно, но Богу. Это чаяние на Бога, что Господь спасет, Господь помилует, Господь даст жизнь вечную. Знаете, что суда можно избежать? Господь говорит: «Не судите, и не будете судимы». Хотя у нас, конечно, это плохо получается. Но ничего, потихоньку, помаленьку. Бывает, конечно, и уныние находит. И вот тут малая Церковь помогает: приходишь домой, тебя дети встречают, они живы-здоровы. И это дает стимул больше времени проводить на послушаниях. Но когда дети начинают болеть, меня это из колеи выбивает. Зато тут наступает искренняя чистая молитва, когда начинаешь плакать и у Бога просить помощи, милости, когда дома надеваешь подрясник, епитрахиль, ставишь чашу с водой и начинаешь служить молебен о болящих с водосвятием. Надо молиться дома. Старец Гавриил Афонский, ученик Паисия Святогорца, так сказал: «Творите каждый день Иисусову молитву и читайте Евангелие – и всё будет у вас хорошо». Но не всегда получается, к сожалению. Что мешает? Лень. Гордость, саможаление. Стараемся. Осознание того, что ты священнослужитель, дисциплинирует.

Об увлечениях

Не охотник, не рыбак, не спортивный болельщик, хотя как патриот могу поболеть за свою страну. Люблю паломничество. Стараюсь читать. Очень люблю Шукшина, это для меня что-то особое, родное.

Беседовала Марина Боровикова,

газета «Лампада», ноябрь 2018 г.

Отец Алексий в Святом Иерусалиме, около храма Рождества Христова