Новости Алтайской митрополии
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): священник, военврач, верный сын своего Отечества
75 лет назад Великая Отечественная Война завершилась Великой Победой, которую Бог даровал русскому народу в особые дни духовной радости и подъема – пасхальные дни (в 1945 году Пасха была в 6 мая одновременно и день памяти вмч. Георгия Победоносца).
Победа далась нашему народу ценой огромного физического и духовного подвига, величие которого складывается из великих жизненных историй конкретных людей. При этом общий подвиг не уменьшается, а начинает сиять в разнообразии конкретного воплощения. Из бесчисленного множества реальных военных историй мы предлагаем вам всего лишь крупицу, помня, что в частностях ярко представлены общие черты Победы.
Военный врач и священник епископ Лука (Войно-Ясенецкий), бесспорно занимает почетное место среди героев – представителей военной медицины.
Внимательное изучение его целеустремленной деятельности поражает интенсивностью труда и обширностью решаемых соподчиненных задач (хирургическая практика, педагогико-наставническая деятельность, научное осмысление результатов труда, неустанная поддержка страждущих). Основанием такой жизни являлась целостность его личности в ее устремлении к Богу, к воплощению христианских добродетелей: веры и любви, жертвенности и терпения, милосердия и ревности, молитвы и покаяния. У святого врача была твердая убежденность, что человек - Его творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил исполнять. Война оказалась той ситуацией, в которой окрепли и расцвели добродетели, приведшие человека к святости.
У врача и святого человека свт. Луки многому можно научиться молодому человеку, причем не только медику.
Гражданский и профессиональный подвиг врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) основан на его религиозно-нравственном мировоззрении и является формой его священнического служения.
Имя знаменитого врача и мыслителя наших дней В.Ф. Войно-Ясенецкого, священника отца Валентина, монаха - архиепископа Луки чтимо не только медицинским сообществом, но всем православным людом. К моменту начала Великой Отечественной войны В.Ф. Войно-Ясенецкому было 64 года.
В кратком изложении его биографических сведений можно выделить вехи: рождение в обедневшей дворянской семье (отец католик, мать воспитывала детей в Православии), обучение в гимназии и одновременно в Киевской художественной школе, желание поступить в Академию художеств, внутренняя потребность помогать людям, поступление в Киевский университет на медицинский факультет (окончание в 1898 г.), отказ от научной деятельности, несмотря на яркие способности (обоснование этому находим в его словах: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом»), работа военврачом в годы Русско-Японской войны, женитьба, рождение четырех детей, работа земским врачом и блестящая защита докторской диссертации (1916 г.), смерть жены (1919 г.), рукоположение в священство (1921 г.), тайный постриг в монашество (1923 г.), неприятие революции (ссылки в Енисейск, Тутуханск, Архангельск, Красноярск, пытки).
Последняя ссылка в 1940 г. в Красноярский край с. Большая Мурта. Там он работал хирургом в районной больнице, выполняя все виды операций. Местные жители особенно были впечатлены его умением возвращать зрение слепым: весть о чудесном докторе разнеслась на сотни километров. Восхищенные его врачебным мастерством большевики спрашивали: «Как вы, врач, можете верить в Бога? Где Он?». И получали ответ: «Я много раз вскрывал черепные коробки и оперировал на мозге, но ума там не видел».
Когда началась война, Валентин Феликсович в письме И.В. Сталину предложил свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской армии. В Красноярске организовывался тогда огромный эвакогоспиталь, и Войно-Ясенецкий был назначен его главным хирургом, консультантом всех госпиталей Красноярского края. Помимо круглосуточной работы в госпитале, выполнения сложнейших операций Валентин Феликсович успевал читать лекции студентам во вновь созданном Красноярском медицинском институте, стал одной из самых ярких личностей среди первых преподавателей.
В 1943 г священный Синод приравнял его лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа, назначил архиепископом Красноярским.
Архиепископ-хирург награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а в 1946 г. - Сталинской премией I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ран.
В мае 1946 г владыка Лука переведен в Крым, отошел ко Господу в 1961 г.
Жизненный путь свт. Луки кажется людям, далеким от православия, внешне хаотичным и даже противоречивым, однако на самом деле он оказалась прямой дорогой к святости. На нем лежала печать Промысла Божьего, на призыв которого откликнулся живой человек – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В.А. Лисичкин, описав в своей уникальной книге этот жизненный путь, дал ему точное и емкое название: «Крестный путь святителя Луки».
Мы все, а особенно учащаяся молодежь, из истории жизни нашего знаменитого современника и святого человека можем извлечь для себя важные жизненные уроки.
Во-первых, отношение к человеку.
Сегодня остро обсуждаются нормы взаимоотношений между врачом и пациентом. И врачей, и пациентов захлестнули взаимные обиды и претензии, между ними легло разграничительной межой правовое регулирование медицинской сферы. Меняется «понятийный аппарат» медицинской практики, а за ним и «дух» врачевания: мы ввели в обиход слова «пациент» вместо «больной человек», понятием «медицинская услуга» мы заменили фразой «медицинская помощь»; мы выдумали «особую связь» врача и пациента - «терапевтическое сотрудничество»; а деятельность врача стали регламентировать «клиническими протоколами»; мы сейчас на дежурство не «заступаем», а «берем на курацию пациента»; заключаем «информированное согласие» на каждое действие (осмотр, диагностика, лечение) врача; наконец, мы вменяем в обязанность человеку сохранить свое здоровье и обеспечить себе должную продолжительность жизни и т.д. Именно все это, правовое регулирование в медицине, сейчас признается залогом оказания успешных медицинских услуг.
Тогда как военврач В.Ф. Войно-Ясенецкий показал должный характер этих отношений в реальной практике. Когда он входил в палату для обхода раненых, то больные «салютовали ему вертикально поднятыми загипсованными ногами». Профессор работал круглосуточно в операционной и за письменным столом. Он изучал не только болезнь, но и личность пациента, учитывал душевное состояние человека. Известно, что среди врачей хирурги отличаются немногословием в общении с больным человеком и предпочтением радикальных методов лечения.
Но профессор Ю. Л. Шевченко называет В. Ф. Войно-Ясенецкого отцом «человеческой хирургии», призывая в свидетельство его научный труд «Очерки гнойной хирургии», который написан с большой любовью к страдающему человеку.
Истории болезни, изложенные В. Ф. Войно-Ясенецким, много говорят о пациенте, но еще больше о враче. С каждым больным и раненым он вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Каждая смерть, в которой он считал себя повинным, доставляла ему глубокие переживания и страдания.
Деятельность знаменитого врача В.Ф. Войно-Ясенецкого открывает истину: для того, чтобы тебе «салютовали ногами», труд должен быть основан на нравственном чувстве, врач в своей деятельности должен проявлять милосердие, сострадание, заботу, долг, любовь.
Любовь к человеку предполагает и любовь к тяжелому призванию врача.
Вторым слагаемым медицинского труда, по мнению Войно-Ясенецкого, должен быть профессионализм – оказание помощи на деле, т. е. чувство любви и сострадания к больному человеку должно сочетаться чувством долга и ответственности за каждое свое действие. Невежественное отношение врача к работе может привести к возникновению болезненных состояний - от небольшой душевной, психической травмы до тяжелейших заболеваний, угрожающих жизни человека.
Настоящий профессионализм нравственно-обусловлен, т.к. рожден из «благоговения перед жизнью».
Как священник В. Ф. Войно-Ясенецкий ставит перед медицинским работником задачу - сделать сердце «храмом любви», побуждающим человека к постоянно проявлять добродетели любви и милосердия к другим людям. Человечность, основанная на любви и сострадании к больному - основа деятельности врача. Всему этому военврач Войно-Ясенецкий учил коллег и студентов-медиков.
Когда мы слышим о современной проблеме - недоверии общества к медицине, то сейчас должны понимать, что в этом не технологии виноваты, а сердце человека-врача лишилось нравственных оснований в своей деятельности.
Во-вторых, отношение к труду.
От труда, в том числе и от врачебного, все желают себе блага, при этом как часто сейчас оно сводится к количеству денег и получению от них «свободы», которая потом вдруг оказывается путем греха и ведет человека к близкой погибели физической или духовной. Но в своем желании получения благ мы пошли еще дальше.
Нас стала захватывать поэтика возрастающих возможностей влияния на организм человека. Труд стал наполняться современными технологиями, зачастую ложно называемыми медицинскими, но, по своей сути, к ним не относящимися. Эти технологии выходят на новые уровни влияния и управления человеческой жизнью, обесценивают понимание ценности человеческой жизни, вступают в противоречие с традиционными нравственными принципами.
У многих возникает ложное чувство всемогущества и вседозволенности. На этом пути мы также напрасно мучаемся или радуемся: рано или поздно, но придет понимание того, что «не туда шли и не то получили».
Иной путь предлагает нам свт. Лука всей своей жизнью. Он предлагает жить в согласии с законами Божиими. Существуют основные заповеди от Бога. Среди них заповедь о самоотвержении: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мф. 16, 24) и заповедь о любви к Богу и ближнему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22 22, 37, 39).
Если первая заповедь имеет своею целью искоренение в нас начала всякого греха – гордости и самолюбия, то вторая призывает с помощью животворной силы любви укоренять в нас вместо прежней греховной жизни семя новой, обновленной жизни, жизни святой и богоугодной, и воссоединить нас с Богом. А это как раз и означает дать человеку радость, мир, счастье.
Именно это помогает нам понять основу самоотверженного, ревностного, добровольно принятого на свои плечи, труд 64-летнего врача-хирурга Войно-Ясенецкого. Врач и священник Лука не мог не откликнуться на беду, накрывшую черной тучей нашу страну, не мог не стать причастным общему труду в битве за Россию. В своей профессии он концентрацией внимания, приложением физических сил, молитвами и помощью сотрудников смог добиться замечательных результатов в эффективности своей работы, опыт изложен для будущих поколений в замечательной до сих пор актуальной монографии «Очерки гнойной хирургии».
Этот период жизни великого врача не перестает удивлять современников своей плодотворностью: множество исследователей медицины, философов изучают и извлекают уроки для современников из его медицинского, научного, философского, духовного наследия.
Каждому из нас жизнь в своем течении непрерывно поставляет ситуации для исполнения заповедей Божиих. Поэтому христианин в своем любом труде не должен их отпускать, а тем более избегать. Их надо осознавать и сделать обязательными для исполнения, ни от чего не отказываясь.
Иначе говоря, руководствоваться призывом псалмопевца «уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира и пожени и» (Пс. 33:15).
Так какое благо получает человек в труде? Внешнее или внутреннее? Внешнее в виде материального благополучия дастся, но если оно окажется полезным. Но внутренним благом, идущим по этому пути самопожертвования, самоотдачи и преданности людям и Отчизне, по утверждению святых отцов, будет награжден обязательно каждый! Почему?
Свт. Феофан Затворник отвечает нам: «оно (благо) неотъемлемо от чистой богоугодной жизни, оно и при внешних недостатках, всякому приносит мир и радость, истекает из спокойной совести и непостыдного стояния пред лицеем Господа».
Третье - возможности познания.
Как смог врач Войно-Ясенецкий, непрерывно находящихся на напряженном «дежурстве», еще заниматься и научным творчеством, да еще и изыскивать новые способы операционных доступов и анестезий? Как при этом еще и достигнуты прекрасные результаты работы?
Вспомним о том, как до того, чтобы стать врачом, Войно-Ясенецкий прекрасно рисовал, в университете проявил рвение в учебе, в отношении к больным – желание помочь. Все это вместе создает такую благоприятную почву, в которой зерна знаний смогли пробудиться и пойти в рост. Когда все получается в труде, то возникает душевный подъем. Иногда его шутливо описывают: «Нам хлеба не надо – работы давай!». Условием получения такого результата от труда является наши сосредоточенность, внимание, трудолюбие, настойчивость, а уже эффективность труда – это дело Божией благодати.
Верующие люди знают это и потому молятся перед началом любого труда: «Господи, благослови», а по окончании: «Слава Тебе, Господи». В таком труде дается познание.
Но есть и иная, более высокая ступень познания, когда человек поднимается над самим трудом, обобщает, анализирует, связывает с окружающими обстоятельствами – рождается смысл своей деятельности, приходит новое понимание ее, открываются Тайны Божьи, а внешне – это выглядит как поразительные результаты труда. Однако эта ступень не всегда и не для всех достижима, это бывает лишь при сердце, очищенном от греха.
Из стен ВУЗов могут выходить дипломированные специалисты, которые мало что умеют делать. Но работодателю мало диплома, им нужен «опыт работы». Между тем, знания открываются и возрастают именно в том случае, если человек вступает на деятельный путь. Поэтому уже в студенчестве следует трудиться медику, к примеру, – на «Скорой помощи», инженеру – на производстве, педагогу – волонтером. Там они найдут радость от труда, но без Бога она неполная, а с Богом она особая, творческая.
Наконец, формирование патриотизма. Почему Войно-Ясенецкий столь горячо откликнулся на начавшуюся Великую войну? Ведь Советская Родина была к нему неласкова, «обидела» его, он, ненавидимый и оклеветанный советской властью, находился в глухой сибирской ссылке. Ответ следует находить в духовном устроении Войно-Ясенецкого, он - православный христианин.
У нашей Церкви есть понимание истории народов не как цепи случайностей, а как закономерных событий , соответствующих внутреннему состоянию народного духа. Взлеты и падения народа и страны можно понять лишь в рамках исторического осмысления извечной борьбы, ведущейся падшим духом против человеческого рода. История русского народа есть история его призвания к этому служению – обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности Православие. От этой обязанности и нас никто не освобождал.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн выделял в нашем народе драгоценное качество – державность. Державное сознание формирует в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма. «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими», так учил митрополит Московский Филарет.
Если у нас есть духовно-нравственный идеал и мы хотим воплотить его в жизнь, то для этого нужна соответствующая социальная организация, которая, в свою очередь, немыслима без державного сознания. Характер народа формируется поколениями и, выбирая себе главу, он руководствуется принципом выживания. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2).
Нам всем следует помнить, что державность - это ответственность за себя и за соплеменников, если точнее - ответственность отдельной личности за нравственное здоровье свое и общества, за крепость государства, наконец, самосознание народом своей роли церковного послушания противостоять на пути рвущегося в мир сатанинского зла.
Что в нас, современных, осталось от русскости? Что нам делать? Добрый пастырь, владыка Иоанн (Снычев) (1927-1995) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, искренне болеющий за русский народ, в своей книге "Будь верен до смерти" призывал: «Прежде всего – очистить место святое – душу человека – от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: Приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, придти с покаянием, не скрывая своего нынешнего убожества и срамоты, придти с молитвой и верой, и тогда – силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия».
Сегодняшний патриотизм заключается в нашем личном выборе стороны от линии соприкосновения НАРОДА БОЖЬЕГО и НАРОДА БЕЗЗАКОННОГО.
Врач, священник В.Ф. Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука всей своей жизнью шел к святости и стал святым, Божиим человеком – святителем Лукой, то есть достиг высшего духовно-нравственного состояния. Он причислен к лику святых в 1995 г.
Итак, только религиозно-нравственное основание всей нашей жизни позволяет стать настоящим сыном Отечества и служить конкретным делом, причем в высшей степени совершенства и при этом получить счастье.
Жизнь и философия святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
(аудио)
к.м.н., председатель Алтайского отделения Общества православных врачей.
Выступление в рамках Х Рождественских образовательных чтений
"Великая Победа: наследие и наследники"
13 ноября 2019 г.