Новости Алтайской митрополии

Прихожане Покровского собора призывают изучать историю храмов

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Алтайская митрополия
27 Июля 2020

Нашей памяти страницы

«Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам».

(А.С.Пушкин)                  

Не так давно начал функционировать сайт Покровского собора. И мы решили разместить на нем информацию о священниках, которые служили в нашем храме. Но задача эта оказалась непростой. Дело в том, что нет данных даже о местах их захоронений. В частности, сейчас мы разыскиваем могилу протоиерея о.Николая (Юдина), под руководством которого Покровский собор (тогда церковь) восстанавливался в 1944-47 гг. Во время безуспешных поисков его могилы на Булыгинском кладбище Барнаула я почему-то вспомнила, как ездила в 2013 году в село Дровосечное Орловской области на могилу своего деда, погибшего в 1943 году. Вспомнила, как водили меня по школьному музею Великой Отечественной войны, как бережно там собраны документы о солдатах, погибших на этой земле. Меня приятно удивило количество писем, написанных детьми родственникам погибших (ведь интернета и электронной почты тогда не было!) – переписка длилась буквально до нулевых годов, пока хоть какие-то свидетели довоенной жизни  солдат были живы. Сельские школьники вместе с учителями на протяжении десятилетий ухаживают за братской могилой. Память о наших дедах там до сего дня СВЯЩЕННА!

От картин воспоминаний недавнего прошлого я мысленно возвращаюсь уже в свое детство. Хоть боевых действий в Сибири не было, но свой Мемориал Славы на Площади Победы у нас тоже есть. И у нас в школах были музеи героев войны, и у нас велась поисковая работа. А главное, был Почетный караул (Пост № 1) у вышеназванного Мемориала. Почетную вахту несли школьники Барнаула круглый год (кроме времени летних каникул). Это было маленькое счастье – неделю или две два раза в год законно уклонятся от учебы! Правда, в промежутках между собственно караульной службой, у нас были ежедневные занятия строевой подготовкой на плацу (здание караульной службы Поста № 1 и плац располагались рядом со старым ж/д вокзалом), а также теоретические занятия по истории Великой Отечественной войны и истории самого Мемориала. Ведь кроме четырех школьников, которые стояли в карауле, по чаше бетонного редута (для тех, кто не знает или подзабыл символику нашего Мемориала, я ниже сделала примечания) ходил еще один  школьник-гид, который следил за порядком и отвечал на всевозможные вопросы посетителей Мемориала. По моим воспоминаниям самый часто задаваемый вопрос был: что за музыка звучит на Мемориале? И я в который раз отвечаю: «Грезы» Шумана.

На Мемориале мы стояли целый день (по-моему, по 30 минут каждая группа, в ЛЮБУЮ погоду), а обедали по талонам в столовой сразу за зданием штаба караула.  Зимой мы несли вахту в белых дубленках, стилизованных под обмундирование сибирских дивизий в годы войны.

(на фото личный караульный состав Поста № 1, школа № 41. Г.Барнаул, март 1983 г.)

Примечания: помимо скульптуры «Прощание», на Мемориале Славы установлена стела, символизирующая окончание войны (воткнутый в землю штык, с двух сторон которого размещены барельефы по темам «Сибиряки и фронт» и «Сибиряки и тыл»).  Сама площадка, где размещены щиты с фамилиями наших земляков, погибших в ВОВ, обустроена как бетонный редут в виде разорванного с двух сторон кольца.

Но к чему эти воспоминания? А вот к чему. В нашем храме действует воскресная школа. А в Алтайской митрополии таких школ десятки, да еще прибавим семинарию. Это же целая армия молодых людей. Почему же мы не знаем истории жизни наших священников, места их упокоения? Такими огромными силами мы могли бы открыть музеи истории при каждом храме (хотя бы виртуальные). Нас никто не обязывает строить Мемориалы. Но провести поисковую работу и создать реестр мест захоронения священников, служивших в храмах нашей митрополии (а также особо почитаемых прихожан, которые в трудные годы для нас восстанавливали храмы, не жалея ни времени, ни средств), наша молодежь, на мой взгляд, могла бы. И тогда можно было бы отследить состояние могил и, если необходимо, привести их в порядок. Это наша святая обязанность! Попутно дети изучали бы историю своего храма, и он стал бы для них чуточку ближе. А история – это судьбы конкретных людей. Или я не права?

Алла Суняева,

руководитель киноклуба при Покровском кафедральном соборе