Новости Алтайской митрополии

Отошел ко Господу старейший клирик Алтайской митрополии игумен Паисий (Олексюк)

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Алтайская митрополия
10 Ноября 2020

На 97-м году жизни скончался старейший клирик Алтайской митрополии игумен Паисий (Олексюк).

ПРОШЛО БОЛЕЕ 80 ЛЕТ, А ОН ДО СИХ ПОР ПОМНИТ МОЛИТВУ "ОТЧЕ НАШ" НА РУМЫНСКОМ ЯЗЫКЕ: "ТАТЛ НОСТРУ, КАРЭ АНЧЕРУ СВИНТЯСКО СЭНУ МЭЛИТЭУ..."

Священник Власихинской церкви отец Паисий в молодости с отличием окончил Бухарестский университет, где преподавание шло исключительно на румынском языке. На родном украинском говорить запрещалось. Отец Паисий, в миру Михаил Данилович Олексюк, родился в августе 1924 года в городе Черновцы. Западная Украина тогда была под Польшей, а Бессарабия и его родная Буковина - под Румынией. До 1918 года отец Михаила служил в австрийской армии, а когда власть переменилась на румынскую, стал лесником. Мама Екатерина Виксич преподавала французский язык в старших классах. Миша был в семье первенцем, через четыре года родилась сестра Зоя. В шесть лет он пошел в школу, где обучение шло по-румынски. Закон Божий им преподавали с первого класса. Молитвой "Отче наш" начинались и заканчивались уроки.

БУКУРЕШТ. УНИВЕРСИТЕТ

Когда пятьдесят лет назад священник барнаульского Покровского собора протоиерей Владимир Голосов спросил Михаила, давно ли он приобщился к церкви, тот ответил: "Сколько себя помню. Еще мама на руках носила на службы".

Отец Владимир удивился: "Где у вас была такая возможность?" И тогда Михаил Данилович рассказал ему о том, как окончил гимназию в Черновцах и поступил в богословский университет Букурешта. Для украинца это была большая редкость.

- Румыны были националистами. Русских не любили и опасались. Украинский язык воспринимался в Бухаресте как русский. Если бы нашли у меня книгу на родной мове, сразу записали бы в большевики. Даже в самих Черновцах в церкви полслужбы шло по-украински, половина - по-румынски.

Когда к власти пришел Антонеску, он, как Сталин, сразу издал указ: за пуд ворованной пшеницы 10 лет тюрьмы, за большее -расстрел. После этого люди боялись поднять кошелек, лежащий на дороге. Вдруг кто-то увидит и донесет или его специально подбросили.

Русским и украинцам не разрешалось учиться в их высших учебных заведениях. Но я был круглый отличник, поэтому приняли в виде исключения. Мне легко давалось как богословие, так и юридические знания. Получив диплом, я мог стать священником или адвокатом. Но не пришлось...

Учеба совпала с войной. До 1944 года в Бухаресте стояли немцы. Румыны были их союзниками, университет никто не закрывал. Михаил продолжал учиться. Обстановка в городе была относительно спокойной.

- И воевать румыны не очень хотели, их заставляли. В плен сдавались первыми. Среди студентов тайно ходило одно четверостишие. По-русски оно звучит примерно так: "Антонеску дал приказ всех румынов на Кавказ. Там им русские так дали, что они первые побежали".

"ЧЕРНЫЙ ВОРОНОК"

В 1947 году он вернулся домой. По этому поводу за столом собралась многочисленная родня (только у его отца было восемь братьев и четыре сестры). А в три часа ночи к дому подъехал "черный воронок".

Люди в военной форме постучали, зашли, поздравили всех с семейным торжеством.

- Кто здесь Михаил Данилович? Вы? Собирайтесь, необходимо кое-что уточнить.

Сестра Зоя сообразила, кинула в котомку калачи, сало, чеснок, подала брату. Военные улыбнулись: "Ни к чему это, лишние хлопоты". Вышли во двор, аккуратно поддерживая Михаила. А как поравнялись с машиной, резко схватили за руки и забросили его в кузов, словно мешок.

- Когда привезли в тюрьму, спросили только как фамилия и где учился. А потом словно забыли. Нас, таких же молодых парней, сидело много. Из дома носили передачи, но неизвестность мучила. Через год мы объявили голодовку. Пришел прокурор: "Вас, ребята, не за что судить. Вы просто неблагонадежные, учились в Румынии при немцах. Но в Москве разберутся с документами".

И действительно, через три месяца пришел приговор сразу на 45 человек. Особым совещанием ("тройкой") все были осуждены на срок от восьми до пятнадцати лет. Тут же в вагонах нас отправили на Урал, в город Соликамск.

До этого Михаил русского языка совсем не знал. Выучил его в лагерях.

ПО ЭТАПУ

отец Паисий (Олексюк)Сначала попал на лесоповал. Но когда сильно заболел желудок, перевели в столярную мастерскую. Когда совсем дошел, определили в пожарную часть. В лагере сидело много священников. Михаил черпал у них духовную силу.

Через некоторое время его перевели в Караганду. В Карлаге ему пришлось работать на каменоломнях, тесать и обрабатывать камни. Когда закончился срок заключения, вместо освобождения снова столыпинские вагоны и отправка на поселение в Красноярск. Определили на строительство жилых домов. Возводил их на улице Сурикова, которая начинается прямо от речного вокзала, и на улице Робеспьера. Показал себя хорошим работником, поставили прорабом. Пригодились знания, полученные в Бухарестском университете, где преподавали архитектуру и строительство. Довольно быстро Михаил был признан лучшим из 28 прорабов стройтреста.

Его управляющий направил Михаила на реставрацию исторического памятника - Покровского собора на бывшем Московском тракте. Здесь встретился с епископом, с которым был в лагере на Урале, и с протоиереем Владимиром Голосовым, который отбывал срок в Белоруссии, а досиживал его в Красноярске. Когда срок кончился, его назначили служить в Покровский собор Барнаула. Михаила он забрал с собой.

Барнаул Михаил Данилович впервые увидел в 1956 году. Здесь он наконец получил паспорт, стал работать шофером. Покровский собор к тому времени разваливался. Михаил проводил в нем все свободное время, помогал отстраивать и реставрировать. Будь его воля, остался бы в нем служить.

В 1958 году устроился на металлозавод. Одновременно заочно поступил в Московскую школу профсоюзов. Вскоре его избрали председателем завкома. Через девять лет перешел на моторный завод мастером в чугунолитейный цех. Так и работал бы там, но в 1975 году упал с высоты в бункер. Травма, инвалидность.

- В те годы я познакомился с Владимиром Бавариным. Он и рекомендовал меня на работу в агитпункте Островского микрорайона. Стал председателем совета по работе с несовершеннолетними. В восьмидесятые годы работал в школе N 83. Ребятишек очень люблю, скучал по дочери с сыном, которые остались в Красноярске.

СЕМЬЯ

Однажды, уже после освобождения, Михаил с друзьями зашел в красноярский Дом офицеров на танцы. И сразу увидел Эмилию. Она оказалась украинкой из Тернополя. Ее родители были высланы в Сибирь, Эмилия училась в мединституте, хотела стать хирургом. При этом лучше всех танцевала и пела. Михаил оказался достойным кавалером, вспомнил уроки танцев, полученные в гимназии.

Когда молодые соединили свои судьбы, друзья говорили Михаилу, что он женился на принцессе. Но счастье оказалось недолгим. Эмилия заболела неизлечимой болезнью. Несколько лет она боролась с ней. Все это время Михаил не решался перевезти жену в Барнаул и мотался между двумя городами. Болезнь победила. Рано овдовев, Михаил решил окончательно остаться в Барнауле. В августе прошлого года ему исполнилось 80 лет. Сын Саша, дочь Ольга и четверо внуков зовут его к себе в Красноярск, но он не хочет расставаться со службой в церкви.

- Еще там, в Красноярске, митрополит новосибирский Варфоломей хотел рукоположить меня в священники. Но не разрешили в КГБ, срок-то я отбывал не как священник. В 1986 году ездил в Бухарест на встречу выпускников университета, повидал знакомых. С нашего курса собралось одиннадцать человек. Молебен отслужили по-румынски. Не забыл.

ЧТО ГОСПОДЬ ДАЕТ...

На родину он так и не вернулся. В Черновцах живет его сестра. Последний раз виделся с ней в 1993 году.

7,58 KbВ молодости Михаил пробовал что-то изменить в своей судьбе. Сначала три года прожил в Москве и в Загорске, но захотелось вернуться в Барнаул. Еще через несколько лет его пригласили работать в Киев, дали квартиру. Но стали одолевать частые приступы малярийной лихорадки. Промучился год, после чего профессор медицины вынес вердикт: "Здесь вам не климат. Уезжайте назад в Сибирь".

Барнаул стал для Михаила Даниловича второй родиной. Здесь у него много друзей и знакомых. Владея несколькими специальностями, Михаил Данилович находил время для спорта. Например, до 1980 года летал на планерах, выполнив норматив мастера спорта, прыгал с парашютом. При этом оставался верующим человеком, постоянно посещал церковь. Монашество принял десять лет назад в Знаменском монастыре, получив имя Паисий. Сначала направили дьяконом в Никольский храм, потом стал иеромонахом, нес службы в Чарышском и Залесовском районах. А в последние годы помогает священнику Власихинской церкви отцу Александру. Но главное место приложения его сил - часовня в краевой психиатрической больнице на поселке Новосиликатном. Он сам оборудовал в помещении на первом этаже. Больным нужна духовная поддержка.

Как говорит священник, 80 процентов детей, которые лечатся в этой больнице, - детдомовские и интернатские. Поэтому их надо поддерживать не только морально, но и материально. Благодаря добрым людям удается устраивать для них праздники, подкармливать булочками, молоком, конфетами. Отец Паисий называл много имен своих добровольных помощников: Тамара, Людмила, Александра, Надежда Петровна, Валентина Ивановна и другие. Эти женщины отрывают деньги от себя, покупая для больных ребятишек муку, творог, сметану, колбасу, ухаживают за ними. Приносят вещи. "Я благодарен людям", - несколько раз повторял священник.

- Ни о чем не жалею. Что Господь дает, то и принимаю. И если он посылал мне испытания, значит, так было нужно.

СЕСТРИЧЕСТВО МИЛОСЕРДИЯ

Первое в епархии православное сестричество милосердия создано в краевой психиатрической больнице на поселке Новосиликатном. Его духовником стал иеромонах Паисий (Олексюк), стараниями которого в больнице оборудована молельная комната-часовня.

К нему ходят верующие со всего поселка Новосиликатного, ведь другой церкви здесь нет.

 Людмила ЕРМОЛИНА (фото автора),
"Алтайская правда", 8 июля 2005 г.