Новости Алтайской митрополии
"Формирование патриотических ценностей подрастающего поколения на основе духовной добродетели (опыт работы воскресной школы Покровского собора)"
Публикуем доклады участников XI епархиальных Рождественских образовательных чтений.
Формирование патриотических ценностей подрастающего поколения на основе духовной добродетели
(опыт работы воскресной школы Покровского собора)
Гриневич Лариса Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент АГИК
С чего начинается Родина? (хорошая песня, добрая, теплая, даже любимая с детства). Можно долго рассуждать о патриотизме, но при этом не забывать, с чего все начинается.
Многих людей, которых мы можем опросить, скажут: «Патриотизм начинается с любви к своим близким, ведь именно их человек начинает любить с малых лет. Затем он начинает любить город, где он живет, ему знакомы улицы, дома, проспекты. Познавая сущность его народности, он неосознанно способен полюбить и свою Родину, пораждающую в нем самоотверженность во имя страны, в которой ему суждено было родиться и прожить, по возможности, всю жизнь.
Мы видим ключевое слово «любовь». Эта благородная добродетель отпечаталась и в гимне любви апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).
В этих словах отпечаталась и максима духовной свободы человека, который способен любить. Отдача всего доброго, без требования чего-либо взамен. Человеку, к сожалению, довольно сложно на словах понять и принять ценность любви. Скорее всего, он будет подразумевать под любовью высокое чувство. Но добродетель – это целый комплекс, из которого складывается личность. Личность Бога – полнота любви.
Евангельские заповеди, данные Иисусом Христом людям. Заповеди любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим» (Мф 22:37).
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44-45).
Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).
Прежде чем говорить о патриотизме, хотелось более четко определить, что будет являться основой формирования патриотических ценностей наших детей. За основу мы возьмем духовную добродетель.
Добродетель – философский и религиозный термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей).
Рассмотрим некоторые духовные добродетели, которые могут стать основой формирования патриотических ценностей подрастающего поколения:
Любовь – побуждает к служению человеку, возникает желание помочь, защитить, восполнить всякую нужду, не считаясь с собственными интересами.
Вера, надежда и любовь являются теми подлинными силами, которые сообщает нам Бог и которые с помощью благодати Божьей человек может взрастить и развить в себе, чтобы иметь «жизнь в избытке» (Ин 10, 10).
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13).
Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел. Это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36).
Великодушие – добродетель, внешними проявлениями которой являются отсутствие злопамятства, снисходительность, готовность бескорыстно поступиться своими интересами во имя большей цели.
Сострадательность – уникальная добродетель, она открывает наше сердце не только всему человечеству, но вообще всему живому.
Доброта – добродетель тесно связана с духовным развитием личности, ее совершенствованием.
Терпение – отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения».
Смирение – это не душевная не телесная добродетель, а духовная. Добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Противоположная гордыне.
Щедрость – добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим.
Кротость – добродетель, сочетающая добродушие с твердостью духа, качество, тесно связанное по смыслу со смирением и скромностью.
К.Д. Ушинский, классик педагогики, писал, что все воспитание заключается в выработке добрых навыков и нравственных привычек. И хотя он имел в виду чисто практические, бытовые привычки (умение рано вставать, например), естественно, на первом месте в шкале ценностей находятся добродетели.
«Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:22–25).
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому педагогу, целесообразно продумать собственную идеологию формирования патриотизма.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей. Трудно, но педагог должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм – это благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека, опять же через духовную добродетель. Чем выше культурный уровень человека, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым педагогом. Какие, например рекомендации, можно дать для родителей и педагогов в целом:
Язык. «Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, традиции должны протекать по-русски; существенны семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.
Песня – ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения.
Молитва – Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы – русской силы. Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви. Он найдет пути – и в глубину русской истории, и на простор русского возрождения.
Сказка – Сказка дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, – легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.
Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами святых людей и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русский характер героя – даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Поэзия – Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать – искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно – национальный пророк и национальный музыкант.
История – русский человек должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь».
Что такое армия? Это есть сосредоточенная волевая сила государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть передано подрастающему поколению его педагогом. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена – его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, – родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание – значит содействовать этому распаду и исчезновению.
Каждый ребенок должен вообразить пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, – так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.
Всякий человек с раннего детства должен почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд не есть болезнь, и что работа не есть рабство; что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы».
Все, что нам необходимо делать постоянно, – это обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К примеру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: «Мое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным Отечеству».
«Пусть вдохновляет мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова, героев Великой Отечественной войны, все кто пострадал за Веру и Отечество.
Патриотизм – это не абстрактное понятие, это отношение человека к окружающей среде, людям. Патриотизм сам по себе не возникает, его надо сформировать. Для этого у человека должны быть какие-то ориентиры.
Для патриотического воспитания подрастающего поколения необходимы знания истории России и Русской Православной Церкви, понимание роли Православия в государственной, общественной и личной жизни ее граждан.
«Судьбы народа, – пишет Иван Александрович Ильин, - сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего».
В рамках деятельности воскресной школы Покровского кафедрального собора, педагоги формируют патриотические ценности через духовные добродетели. В рамках предмета Закон Божий дети знают, что Господь Бог, есть любовь, и только полюбив ближнего своего, человек может полюбить и все, что его окружает. Проявив милосердие, ребенок может помочь ближнему своему. Так, можно говорить обо всех духовных добродетелях, которые ложатся в основу патриотических ценностей и их формирования. Не важно, что перед тобой, Родина, семья, поле с цветами, автобусная остановка, если ты имеешь в сердце любовь, милосердие, сострадание, ты не причинишь зла. А если понадобится защищать кого то или что то, то такой человек всегда проявит мужество, героизм и все те духовные качества, чему его научила семья, школа, жизнь.
С нашими детьми мы проводим беседы, мероприятия, экскурсии, праздники. Это все, наверное, как у всех, и надеяться на быстрое формирование патриотических ценностей не стоит, это как ступени к Небу – длинною в жизнь.
Так же можно рассмотреть методы патриотического воспитания:
Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания подрастающего поколения – это личный пример родителей, педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться, но и передаваться им напрямую.
Другими, не менее действенными методами, являются: сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой); анализ рассказанного, после проведенной беседы; знакомство с русскими традициями; мероприятия с вовлечением родителей; просмотр фильмов; посещение музеев и другое.
Православно ориентированная педагогика считает, что только с того момента, когда человек осознает себя связанным со своим народом, когда он начинает чувствовать себя принадлежащим к определенной «нации», его личность открывается в нем во всей своей полноте. Поэтому национальное чувство, (безусловно, без примеси тщеславия и гордости), является одним из ценнейших проявлений духовной жизни человека.
Не случайно любовь к родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский называл симптомом духовной жизни. Поэтому как проявление духовной жизни в человеке, любовь к Родине соподчинена тому, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.
Только патриотическое воспитание на основе духовной добродетели способно заложить крепкое основание для единения русского народа и обеспечить сохранение единого культурного пространства в нашем государстве.