Новости Алтайской митрополии

"Почитание св. благ. кн. Александра Невского в иконах Покровского собора г. Барнаула"

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Алтайская митрополия
2 Декабря 2020

Публикуем доклады участников XI епархиальных Рождественских образовательных чтений.

Приветствую всех участников краевых  XI Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

Тема доклада: «Почитание св. вел. благ. кн. Александра Невского в иконах Покровского собора г. Барнаула».

Но перед тем, как приступить к данной теме, хотел бы дать историческую справку и ответить на вопрос: - «Как Александр Невский связан с нашей малой Родиной - Алтаем».

В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра I снаряжались поисковые экспедиции для исследования рудных недр, за открытие медных и серебряных руд люди поощрялись премия. О наличии металлов на Алтае были известно давно, чем и воспользовался уральский предприниматель Акинфий Демидов. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. В 1729 г. на притоке реки Белой заработал медеплавильный Колывано-Воскресенского завода. В 1744 г. начал работать еще один демидовский Барнаульский сереброплавильный завод. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета Петровна направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события мы помним. В 1747 году императрица Елизавета конфисковала демидовские владения на Алтае, издав Указ, которым Алтай передавался в императорскую собственность. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая.

За первые пять лет с 1747 по 1752 годы на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра. Из алтайского серебра добытого на Колываниских заводах к 1753 году по заказу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена большая рака Александра Невского весом в 90 пудов (1500 кг). Этот шедевр ювелирного искусства, уникальный памятник русского барокко Елизаветинского времени находиться ныне в Эрмитаже.

Существует еще и малая рака, изготовленая в 1695 году, где пребывали мощи св. Александра Невского, она находилась в Рождественском монастыре г. Владимира. А в 1724 году сам Петра I привез ковчег с мощами благоверного князя и поместил его в храме Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Сейчас мощи находятся в главном Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 

Большая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает:

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо ПЕТРУ способствовал.

Являя дщерь Его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

Описание большой раки

Рака представляет из себя пятиярусную пирамиду, украшенную накладными литыми прочеканенными ветвями, цветами, листьями. В середине второго яруса — чеканное изображение князя Александра Невского со знаменем и его супруги Александры княгини Полоцкой с крестом. Над изображением — накладной шлем с плюмажем. По обе стороны третьего яруса — две литые фигуры ангелов, держащие в руках щиты неправильной формы с надписями, сочиненными также Ломоносовым. На правом щите: Богу всемогущему и Его угоднику Благоверному и великому князю Александру Невскому Россов усердному защитнику презревшему прещение мучителя тварь боготворить повелевшаго укротившему варварство на Востоке низложившему зависть на Западе по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263.  Усердием Петра Великаго на месте древных и новых побед перенесенному 1724 года.

На левом щите: Державнейшая Елизавета отеческаго ко святым почитания подражательница к нему благочестием усердствуя сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ея благословейной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750.

Выше ангелов, на серебряной порфире, поясное изображение Александра Невского в короне. Над изображением князя сияние из облаков и лучей, в середине вензель АН. По обеим сторонам раки, на серебряных пьедесталах, литые из серебра арматурные группы с воинскими доспехами и оружием: знамя, копье, шлем, латы, булава, бердыш. Завершают композицию два напольных подсвечника на фигурном причудливом стояке.

К концу XVIII в. иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала незначительной. В годы правления императора–освободителя Александр II было разрешено селиться на кабинетных землях Алтая. Население Барнаула стало быстро расти, поэтому количество прежних городских храмов стало нахватать. С этого времени начинается история Покровской церкви в городе Барнауле. Многих новых барнаульцев – в основном бедных людей менщанского и крестьянского сословий – раселяли на западной окраине города, за Конюшенным переулком (ныне это проспект Красноармейский) в Зайчанской слободе. Заячья слобода быстро росла, а своего храма не имела.

Благословение на постройку церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 года. Покровская деревянная церковь была построена и освящена в 1863 году. Хочу заострить ваше внимание на этой информации, что церковь состояла из двух приделов, одним из которых был придел святого князя Александра Невского. Постепенно в городе Барнауле все деревянные храмы были перестроены на каменные. Пришла очередь перестраивать и деревянную Покровскую церковь, в которую жители слободы уже не вмещались. В 1904 года строительство новой трехпрестольной каменной церкви было завершено. Главный центральный придел был освящен в честь иконы Покрова Богородицы, правый придел был посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, а левый святому великомученику Пантелеимону.

Иконы святого благоверного князя Александра Невского в Покровском соборе г. Барнаула

На данный момент в правом приделе нашего Покровского кафедрального собора находиться пять иконописных изображений святого князя.

Надо сказать, что перед своей смертью в 1263 году князь Александр Невский принял схиму с именем Алексей. Почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». 

Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. После канонизации стали писать иконописные изображения святого. Святого Александра изображали на иконах как монаха в схимнических одеждах, как правило со свитком в руке. Па­рал­лель­но «мо­на­ше­ско­му» ико­но­гра­фи­че­ско­му из­во­ду св. Алек­сандра Нев­ско­го су­ще­ство­вал еще и «кня­же­ский», по­явив­ший­ся уже в XVI в. В XVII в. про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся обе ли­нии ико­но­гра­фии.

Си­ту­а­ция с ико­но­гра­фи­ей Алек­сандра Нев­ско­го кар­ди­наль­ным об­ра­зом из­ме­ни­лась в 1724 г. по­сле пе­ре­не­се­ния его мо­щей в Санкт-Пе­тер­бург. В этом же го­ду был из­дан указ Свя­тей­ше­го Си­но­да (от 15 июня 1724 г.) пи­сать свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го не в мо­наше­ских одеж­дах, а в ве­ли­ко­кня­же­ских. Поэтому иконы XVIII–XIX вв. изо­бра­жа­ет св. Алек­сандра Нев­ско­го имен­но так, как уста­нов­ле­но Свя­тей­шим Си­но­дом – в во­ин­ских до­спе­хах и цар­ской ман­тии, укра­шен­ной гор­но­ста­ем, ино­гда вер­хом на коне.

Иконы князя в Покровском соборе выполненных разными техниками: фрески, иконы и мозаики, но все изображения писаны в «княжеском изводе», т.е. изображают Александра Невского как князя и полководца.

Мозаичное изображение находиться на апсиде алтарной части правого придела с внешней стороны улицы. Князь изображен со стягом – хоругвией Нерукотворного Спаса и мечем на облаках, как святой победитель.

Вторая алтарная икона находиться внутри Алтаря с правой стороны от Горнего места. На фреске князь изображен в полный рост на поле сражения с палицей, шлемом и мечем, как былинный богатырь.

Третья  писана также в стиле фрески, поясное изображение в виде иконы находиться внутри храма над окнами правого придела. Икону несут по воздуху ангелы Божии. Так обозначили иконописцы покровителя правого придела. В левом приделе симметрично расположено подобное изображение иконы целителя Пантелеимона тоже с ангелами. Здесь князь предстает пред нами как воин Христов в княжеской мантии и с крестом в левой руке, указывая правой на крест, как бы говоря: «Сим победишь!».

Четвертая икона находиться в правом верхнем ярусе иконостаса. Это икона должна находиться в местном ряду иконостаса (нижний ярус с правой стороны, после южной входной двери иконостаса), но в связи с небольшим пространством для размещения полного иконостаса икону с покропителем придела пришлось вынуждено разместить на верхнем ярусе. Аналогично сделано и в левом приделе. Икона вмч. Пантелеимона,

 покровителя придела, также расположена на верхнем ярусе с правой стороны.

Пятая - аналойная икона благоверного князя Александра временно распологается вместе с другими аналойными иконами на стене правого придела. На ней Александр Невский изображен в воинских латах, поверх которых накинута походная красная мантия, в левой руке держит крест, а в правой щит и меч, на голове одет княжеский головной убор. Эта икона была написана специально для правого придела в Иконописной реставрационной мастерской Барнаульской епархии в 2011 году иконописцем Александрой Бекетовой (на обратной стороне иконы можно увидеть клемо с обозначением мастерской).  

Дорогие братья и сестры, благодарю Вас, что ознакомились с докладом! Будем же просить молитв и помощи в трудных ситуациях у святого князя Александра, который показал нам пример правды, мужества, усердного труда и любви к сродникам, побеждая врагов Отечества, а также стяжал благодать у Бога своим смирением, рассудительностью и молитвой, побеждая врагов невидимых.

Клирик Покровского кафедрального собора г. Барнаула, протодиакон Владимир Черных