Новости Алтайской митрополии
Конгресс пациентов без пациентов. репродуктивное здоровье: взгляд врача
В онлайн-формате 26-29 ноября состоялся XI Всероссийский конгресс пациентов «Вектор развития: пациент-ориентированное здравоохранение».
Наше внимание привлек Дискуссионный круглый стол №11 «Современные подходы к решению проблем репродуктивного здоровья» (модераторы Аполихин О.И., Литовченко К.В., 27.11.20 г.) - https://congress-vsp.ru/m/krs11/. Пристальное внимание к этой теме пациентов и профессиональной общественности обусловлено несомненной важностью поднимаемой проблемы, на что постоянно ссылались докладчики, упоминая Обращение Президента с его призывом решить демографическую ситуацию (15.01.20г.), и интересом к предлагаемым «современным подходам».
Прослушав в целом материал круглого стола, который был далек от дискуссии, можно заключить: «произвело сильное впечатление». А если поподробнее?
В первую очередь, поражал смысловой парадокс: участники секции взялись решать «демографические задачи страны с позиции национальной безопасности» с помощью бесплодных женщин и мужчин (?!), не брезгуя этически спорными методами (суррогатное материнство, в том числе и для одиноких мужчин).
Второе, что «покорило сердце» слушателей – состав докладчиков, слаженность их выступлений и напористость в достижении единой цели. Перед нами был достаточно узкий круг людей «одного клуба»: взаимосвязанных, взаимодополняемых, с заведомо четко обговоренной целью разгрома классической медицины с восстановлением здоровья бесплодных пар и перехода на биологизаторские рельсы искусственного размножения «человека как вида» (терминология авторов докладов).
Наконец, необычным оказались фальшивые «пациентские сообщества»: которые возглавили люди с медицинским образованием (но так и не ставшими врачами), одна из которых (ассоциация лиц с бесплодием) буквально «на ходу», в течении двух дней 28-29.11.20г. выставила в интернете лицевую сторону новорожденного сайта ассоциации, другая также имела «нулевую» активность в заявленной деятельности (Совет матерей России), что и отразилось в ее сообщении.
Попытки модератора О.И. Аполихина пригласить докладчиков к обсуждению вопроса о репродуктивном поведении (первооснова сохранения репродуктивного здоровья) потерпели неудачу.
Впрочем, там были любопытные откровения, вызывавшие оторопь у скромных персон – врачей, занимающихся диагностикой, лечением и реабилитацией женщин с нарушением репродуктивной функцией. Далеко не все, что должно привлечь всеобщее внимание, вошло в предлагаемый комментарий. Вероятно, это - тема другого разговора.
Предлагаем вам запись самого круглого стола и комментарий к нему Харченко Елены Васильевны, председателя общества православных врачей Алтайского края, к.м.н., врача акушера-гинеколога.
Текст резолюции
XI Всероссийский конгресс пациентов
27 ноября 2020 год, г. Москва
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглый стол «Современные подходы к решению проблем репродуктивного здоровья»
Мы, участники Круглого стола, состоявшегося в рамках XI Всероссийского Конгресса пациентов 27 ноября 2020 г., убеждены, что усилия по дальнейшему совершенствованию и расширению доступности репродуктивной помощи для граждан России должны быть предметом объединения усилий общественных организаций и профессиональных сообществ.
Несмотря на принимаемые меры, рождаемость в России снижается. В 2019 году суммарный коэффициент рождаемости снизился до 1,5 детей на женщину. Но в соответствии с целями национального развития до 2030 года должен обеспечиваться устойчивый естественный прирост численности населения.
Репродуктивное здоровье является одним из важнейших факторов, обеспечивающих реализацию намерений семей иметь желаемое большее число детей, и обеспечить в долгосрочной перспективе воспроизводство населения и демографическую устойчивость.
Актуализация проблемы репродуктивного здоровья населения относится к вопросам национальной безопасности и должно базироваться на самостоятельном нормативном акте, каким может стать Закон «Об охране репродуктивного здоровья населения и репродуктивного потенциала семьи». Такой подход соответствует высшему национальному приоритету – сбережению и приумножению народа, определенному Президентом России в ежегодном послании и закрепленному в конституционных нормах, защищающих брак как союз мужчины и женщины и традиционные семейные ценности.
Сегодня очевидно, что необходимо не только говорить о разделении ответственности за здоровье общества между государством, каждым членом общества и бизнесом, но и солидарном участии в охране, укреплении и сбережении.
Необходимо законодательно зафиксировать принцип социального контракта, когда объем медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, рассчитывается в соответствии с приверженностью профилактике, сохраняя гарантии государства по охране здоровья граждан.
Слабым звеном в сбережении репродуктивного здоровья остается мужчина, отец. Если для женщин в течение десятилетий создавались система охраны материнства и детства, то охрана мужского здоровья, в том числе репродуктивного, осуществлялась по остаточному принципу. И в целом роль отцовства принижалась. Поэтому одновременно с мерами охраны репродуктивного здоровья мужчин, требуются меры поддержки ответственного отцовства, поддержка многодетных отцов. Потребуются изменения в законодательство, отражающие суть новых конституционных поправок поддержки семьи и ответственного отцовства.
Для решения существующих проблем репродуктивного здоровья населения необходимы комплексные системные меры:
1. Учесть при создании предлагаемого закона «Об охране репродуктивного здоровья населения и репродуктивного потенциала семьи»основные направления:
- создание единого государственного регистра лиц репродуктивного возраста на основе ЕГИСЗ с обязательным участием всех медицинских учреждений, которые оказывают услуги по профилю «репродуктивное здоровье», вне зависимости от формы собственности;
- создание единого порядка, регламентирующего функционирование национального криобанка для хранения биологического материала мужчин и женщин (яйцеклетки, ткань яичника, сперма);
- создание траектории репродуктивного здоровья с конвергенцией по группам здоровья первичной и вторичной профилактики в программе диспансеризации мужчин и женщин фертильного возраста;
- проведение популяционных скрининговых программ, в том числе с вовлечением военнослужащих, учащихся, студентов;
- дополнение корпоративных программ компонентом «Охрана репродуктивного здоровья работников»;
- проведение адресных мероприятий в группах здоровья, с вовлечением НКО и волонтерских организаций.
2. Создать доступную дорожную карту по сохранению биологического материала в криобанке для женщин 18-45 лет с онкологическими заболеваниями и/или риском их развития.
3. Дополнить национальный календарь профилактических прививок, включением вакцины от вируса папилломы человека для профилактики ВПЧ-ассоциированных и онкологических заболеваний у мужчин и женщин.
4. Внести изменения в процедуру заключения государственных контрактов на поставку вакцин по расширению срока контракта на период до трех лет, что обеспечит заблаговременное планирование производства, и гарантированные поставки в необходимый срок.
5. Дополнить ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»определением:
- понятия «генетическая технология»;
- порядка проведения клинических исследований и экспертиз медицинских технологийв независимых институтах;
- порядка маршрутизации пациентов при подозрении или выявлении генетических заболеваний для проведения неинвазивной пренатальной диагностики (НИПТ);
- порядка привлечения к ответственности за последствия применения медицинской технологии и недостоверные диагнозы.
6. Дополнить действующий личный кабинет «Моё здоровье»на портале госуслуги направлением репродуктивное здоровье для эффективной маршрутизации пациентов с бесплодием и/или факторами его развития.
7. Дополнить государственный портал непрерывного медицинского образования направлением репродуктивная медицина для подготовки специалистов в области репродуктивного здоровья.
8. Обеспечить информирование населения по всем каналам коммуникации по повышению значимости в обществе культуры многодетности; формированию ответственного репродуктивного поведения и традиционных семейных ценностей.
9. Необходимы изменения в действующее законодательство, отражающие суть новых конституционных поправок поддержки семьи и ответственного отцовства:
- ввести семейное налогообложение, как альтернативу налогообложению доходов физических лиц, с понижающими коэффициентами при вступлении в брак и появлении каждого ребенка в семье;
- снизить ставку подоходного налога для лиц, прошедших диспансеризацию в календарном году;
- дополнить Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» статьей «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков»;
- разработать проект федерального закона «О поддержке многодетных семей», предусмотрев в нем «семейный отцовский капитал», который предоставляется при рождении трех и более детей в одной семье в размере федерального материнского капитала;
- предусмотреть двухнедельный оплачиваемый«непередаваемый отцовский отпуск» по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
- предусмотреть снижение пенсионного возраста для отцов при наличии детей на три года при рождении и воспитании 3 детей и 1 год за каждого последующего ребенка.