Новости Алтайской митрополии
Начало войны: Спешите идти за Христом
В этом году – 80 лет со дня начала скорбного события в нашей стране началу Великой войны. 22 июня 1941 года началась самая кровопролитная и самая разрушительная война. Первые сообщения о нападении врага по радио прозвучали из уст диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана, министра иностранных дел В.М. Молотова и местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского Сергия. В них дано не только официальное название нападения ВОЙНОЙ, но прозвучал призыв к народу страны к всеобщему подвигу во имя победы.
Митрополит Сергий сразу определил место Православной Церкви в предстоящей войне: она разделит судьбу своего народа. Но он и обратился к истокам будущей победы – массовому героизму и патриотизму русского народа в годы испытаний в которых заложена заповедь Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). В основе заповеди – Любовь: «больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь» (Толкование бл. Евфимия Зигабена).
Господь даровал нашему народу победу, но неслыханным по тяжести трудом и подвигом. Вслушаемся и вчитаемся в исторические документы начала и окончания войны.
Объявление о начале войны, обращение Левитана, 22 июня 1941 г.
«ПОСЛАНИЕ ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ХРИСТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО СЕРГИЯ ОТ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
Митрополит Сергий (Страгородский)
Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) |
| В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
|
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника. |
|
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой.
Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу.
Патриарший местоблюститель смиренный Сергий,
митрополит Московский и Коломенский
Москва
22 июня 1941 года
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Война длилась 1418 дней и ночей, на протяжении 48 месяцев боевых действий в Великой Отечественной и советско-японской войнах погибли миллионы русских людей. Окончания войны ждали во всем мире и мир наступил. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 мин подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Сообщение о безоговорочной капитуляции Германии
СЛОВО В ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 МАЯ 1945 ГОДА
…Слава и благодарение Богу!
Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих…
Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) |
| …Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния. Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру. |
Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.
Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный.
Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый – герой войны; наших дорогих и священных памятников, – всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.
|
| С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире. |
Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.
Да пройдет небеса.
Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.
Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.
Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.
«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь…» (Канон службы Похвалы Божией Матери). Аминь.
АЛЕКСИЙ,
Патриарх Московский и всея Руси
Москва, 9 мая 1945 г.
Патриарх Алексий I (Симанский)
Журнал Московской Патриархии, 1945, № 5
Патриарший собор Воскресения Христова
В главном храме вооруженных сил Российской Федерации зашифрованы основные символы войны и победы.
|
|
|
Но главное – «храм посвящен русскому воинству», нашей связи с Богом: «Мы русские – с нами Бог» - говорил Александр Васильевич Суворов. Верится, что он стал духовным символом России, прославлящим величайшую победу жизни над смертью.
Удивительным образом дополняет и углубляет приведенный нами исторический материал по Великой войне русского народа 1941-1945 гг. современное слово Святейшего Патриарха Кирилла.
13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Патриаршее слово после Литургии по случаю первой годовщины освящения главного храма Вооруженных сил РФ
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня во время Литургии читалось Евангелие от Иоанна (Ин. 17:1-13), и в этом евангельском отрывке есть стих — на мой взгляд, центральный, самый значительный, в котором как в капле воды отражается все христианство. А звучат эти слова так: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. |
Эта фраза Божественная, от Бога идущая, утверждает, что есть жизнь вечная, что человеческое существование не прекращается с биением сердца. И это действительно так, потому что с прекращением физической жизни не заканчивается человеческая жизнь. Это важнейшее утверждение — не человеческое; не Патриарх так сказал, не священник, не какой-то философ. Это слова Самого Бога, которые передает нам Евангелие: жизнь вечная.
А разве не на этом основывается, чисто интуитивно, способность одного человека отдавать свою жизнь за другого, за Родину, за родных и близких? Если бы не было интуитивного осознания того, что вечная жизнь есть, — как же страшно было бы умирать! Как много было бы случаев предательства, дезертирства! А ведь люди поднимаются по приказу командира и идут в атаку навстречу морю огня — с полным пониманием того, что из этой атаки они могут не вернуться живыми, но поднимаются и идут! Весь воинский подвиг находит свое подтверждение, свое обоснование и свой смысл в великих словах сегодняшнего Евангелия, которое читалось не потому, что мы служим здесь, в воинском храме, а потому что в соответствии с уставом именно этот текст полагается прочитать сегодня: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Конечно, в нашей обычной жизни есть много тяжелых испытаний. Каждый человек проходит через смерть близких, родных, через болезни, увечья… А как много увечий сегодня на наших дорогах! Как много людей выезжают из дома здоровыми, веселыми и не возвращаются, либо возвращаются инвалидами! В таких случаях говорят: все мы под Богом ходим. Конечно, это так, но как же ужасно, если человек, став инвалидом, потеряв возможность двигаться или работать руками, лишен понимания, что есть вечная жизнь. Но сия есть жизнь вечная, говорит Слово Божие, утверждая факт вечной жизни, и на этом должен быть основан, в том числе, и подвиг самопожертвования при защите Родины. На этих словах должны основываться воинская отвага, мужество, готовность жизнь свою положить за други своя (см. Ин. 15:13). Сия есть жизнь вечная, — и ты идешь на подвиг, отдаешь свою физическую жизнь, но помни: ты не погибнешь, ты не умрешь, ты будешь жить…
И дай Бог, чтобы это осознание непреходящего значения Божественных слов о факте вечной жизни присутствовало в сознании наших военнослужащих, когда во исполнение приказа они должны идти на огромный риск, связанный с опасностью смерти или увечья. Эти жизнеутверждающие слова, которые — еще раз хочу сказать — Сам Господь сегодня обратил к нам через Евангелие, дают обоснование всякого подвига и самопожертвования.
Глубоко убежден: совершенно не случайно, что наш уважаемый Сергей Кужугетович был автором идеи, чтобы сей храм был назван в честь Воскресения Христова. Ведь Господь внушает Свои мысли не только высокопоставленным духовным отцам или духовным лидерам — Он прикасается Своей мудростью к каждому из нас, и то, что этот храм назван в честь Воскресения Христова, есть великий символ вечной жизни. Само название этого храма обращено ко всем военнослужащим: «Христос Воскрес, и все вместе с Ним воскреснем, и жизнь вечна. А потому идите смело исполнять свой воинский долг и помните, что если вы жизнь свою положили за Родину, за други своя, как говорит Священное Писание, то вы будете вместе с Богом в Его Царстве, в Его славе, в Его вечной жизни».
Как было важно на протяжении всей нашей истории, чтобы все эти Божественные мысли, которые мы сегодня восприняли через чтение Евангелия, жили в армейской среде, в среде военнослужащих!
Ведь так оно и было: полковые священники, разделявшие все трудности и невзгоды жизни в казармах и походах, поддерживали военнослужащих, вдохновляли их, вкладывали в них идею бессмертия и одновременно идею священного подвига, который совершает воин, жертвуя своей жизнью или здоровьем.
Потом наступило время, когда священников изгнали, — на их место пришли другие люди, которые не верили в вечную жизнь, вообще ни во что не верили и мотивировали необходимость подвига исключительно временными ценностями, не буду их сейчас перечислять. Но что для человека означают временные ценности, если он ушел из жизни, если его уже нет и никакого отношения к этим ценностям он больше не имеет?
Поэтому глубоко убежден в том, что подлинная мотивация подвига, жертвы по-настоящему работает только тогда, когда военнослужащий знает и верит, что с остановкой сердца не прекращается человеческая жизнь. И еще раз хочу сказать: как удивительно, что слова Священного Писания — сия есть жизнь вечная — сегодня прозвучали в главном воинском храме.
Я очень удовлетворен тем, как сегодня строятся отношения Русской Православной Церкви с Вооруженными силами. Сердечно благодарю Вас, Сергей Кужугетович, за Ваш решающий вклад в построение этой новой системы взаимодействия Церкви и Вооруженных сил. Но хотел бы подчеркнуть: если бы решения принимались только на уровне Патриарха и министра, то никогда эти решения не проникли бы в глубину жизни и не оплодотворились бы реальными результатами. Но все это получило поддержку военачальников и военнослужащих разных уровней, и в Вашем лице я благодарю всех за то, что сегодня не просто развиваются отношения Церкви и Вооруженных сил, но, несомненно, меняется духовный климат в наших Вооруженных Силах. И дай Бог, чтобы Божественная мотивация, которая проистекает из слов Самого Бога, помогала каждому военнослужащему еще более укрепляться в убеждении, что исполнение присяги и воинского долга есть священное деяние и пред Родиной, и пред людьми, и пред Богом.
Да поможет всем вам Господь именно таким образом проходить ваше воинское служение.
Да укрепит Он ваших родных и близких в понимании важности того, что вы совершаете, и да даст им силы разделять вместе с вами это непростое служение Родине.
Призываю благословение Божие на Вооруженные силы России, на главнокомандующего — президента нашей страны Владимира Владимировича Путина, на министра обороны Сергея Кужугетовича и на всех вас, дорогие военачальники и военнослужащие.
Да хранит Господь державу Российскую в мире и благополучии, да укрепляет силой Божией дух нашего народа, который в первую очередь проявляется в способности совершать воинские подвиги, и да благословит Он наши Вооруженные силы миром и способностью всегда стоять на страже священных рубежей нашего Отечества. Аминь».