Новости Алтайской митрополии
Пресвятая Троица, слава Тебе (троицкие листки)
С последней четверти ХIХ века в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре издавались Троицкие листки – доступные для разного рода людей-богомольцев, не требовавшие большого времени для прочтения, но приносящие большую духовную пользу. Мы выбрали некоторые Листки (порядковые номера указаны), посвященные празднику святой Троице и предлагаем вашему вниманию.
Троицкий листок: Тайна Пресвятой Троицы (№ 579)
Вы знаете, братья, что есть у нас великий праздник – Троицын день. Что это за праздник?
Это праздник в честь Всесвятой Живоначальной Троицы.
Икона Святой Троицы в Троицком Соборе Лавры
Истинная вера христианская состоит в том, чтобы веровать в единого Бога, во Святой Троице славимого, почитать и поклоняться единому Богу, в Троице исповедуемому.
Приступим ныне, братья возлюбленные, к этому великому учению Церкви, о вере и поклонении Богу в Троице. Приступим к учению о Святой Троице со всяким благоговением и страхом Божиим; приступим не для того, чтобы постигнуть ее высокое учение – оно непостижимо – но для того, чтобы совершенно веровать и с глубочайшим смирением поклоняться Богу единому в Троице.
Боже, в помощь нашу вонми и вразуми нас во учение сие!
Как же учит Православная Церковь наша о Боге Троице?
Слушай: Православная наша Церковь учит, что Господь Бог наш есть Бог един и вместе Бог троичен. Бог есть един по существу и троичен по Лицам или Ипостасям. Сколько же Лиц, или Ипостасей, Святой Троицы? Три Лица, потому и говорится, и в святых книгах пишется: Триипостасному Божеству поклонимся.
Какая суть Лица Пресвятой Троицы?
Первое Лицо есть Отец, второе Лицо – Сын, третье Лицо – Дух Святой: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Едииосущней и Нераздельней. И Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святый Дух есть Бог, но неразумно и нечестиво думать о Боге Троице, что три Бога. Не три, а един Бог, в трех Лицах славимый и поклоняемый.
Потому и молимся так: слава Богу единому, в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Эти три Лица различны между Собой, они различаются тем, что Отец ни от кого не рождается; Сын от единого Отца предвечно рождается; Святой Дух от единого же Отца предвечно исходит.
Верую во единаго Бога Отца; и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго.
Святой Афанасий Великий учит: "Каков Отец, таков и Сын, таков и Святой Дух. Например: несоздан Отец, несоздан Сын, несоздан и Святой Дух. Непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим и Святой Дух. Вечен Отец, вечен Сын, вечен и Святой Дух. Однако не три вечные, но един Вечный; не три несозданные, но един Несозданный, не три непостижимые, но един Непостижимый. Вседержитель есть Отец, Вседержитель есть и Сын, Вседержитель и Святой Дух. Бог есть Отец, Бог есть Сын, Бог есть Дух Святой. Господь есть Отец, Господь есть и Сын, Господь и Святой Дух. Но не три Вседержителя, а един Вседержитель; не три Бога, а един Бог; не три Господа, а един Господь".
Веруем и исповедуем в трех Лицах одно Существо, одно и то же Божество. И эту великую тайну Божества можно выразить двумя словами: БОГ ТРИЕДИНЫЙ. Но надобно, чтобы ты при этих словах тотчас припоминал их смысл и объяснение.
Повторяю еще для памяти:
1) Веруй и исповедуй в трех Лицах Пресвятой Троицы единого Бога, одно Существо, одно Божество, а не два и не три.
2) Веруй и исповедуй в одном Божестве три Лица, а не одно и не два Лица, – Отца и Сына и Святого Духа, – Отца нерожденного, Сына, рожденного от Отца прежде всех век, Духа Святого, от Отца исходящего. Тако Троица во Единице, и Единица в Троице да почитается. И если кто вздумает иначе мудрствовать, иначе своим глупым умом толковать об этом непостижимом таинстве Святой Троицы, то погибнет на веки, сам себя предаст вечной анафеме, сам себя осудит на вечные муки, как еретик и богохульник. Если кто не соблюдает этой святой веры во всей ее чистоте, во всей целости и неповрежденности, тот, без всякого сомнения, навеки погибнет.
Скажете: нельзя понять этого учения.
Это верно, что нельзя никак понять непостижимой тайны Божества, а потому не должно отнюдь и пытаться понять ее, а должно просто веровать и верой принимать. Но должно пытаться понимать: это великое учение, эта великая тайна превыше всякого ума, даже ангельского; эту тайну ведает един только Он, Бог Триединый. Но ее должно верой принимать, потому что это учение не человеками выдумано, не от человек произошло, но от Бога, Самим Богом открыто людям. "Так научены мы от Самой Истины вечной, от Иисуса Христа Спасителя нашего; так приняли от святых апостолов; так, а не иначе учили, нам предали и утвердили вселенские и поместные соборы и учителя Церкви. То же самое содержит Православная Кафолическая Церковь наша. За эту веру святые мученики проливали кровь свою. Так и мы должны веровать от всего сердца нашего, не имея никакого сомнения, и сохранять эту веру твердо и непоколебимо; даже когда потребует необходимость умереть за нее" (Православное исповедание, часть 1, вопрос 93).
Итак, повторяю вам, православные: всяк из вас твердо знай и всегда помни, что Бог наш есть Бог един по существу и троичен в Лицах. Трудно ли это помнить? Никакого труда нет. Церковь непрестанно всякому напоминает о почитании, поклонении и прославлении Бога, единого в Троице.
Все мы крещаемся во имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа – Бога единого.
Все мы исповедуем и произносим Символ Веры: "Верую во единаго Бога Отца... и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... и во единого Духа Святого. Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго".
Все свои службы Православная Церковь начинает, продолжает и оканчивает призыванием Святой единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа – Бога единого.
Если вы слушаете, то всего чаще услышите это славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу... Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу... и прочее.
Всякое дело христианское должны вы начинать и продолжать призыванием того же великого и славного Имени Божия – Бога единого, в Троице славимого: во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Есть у нас и святые иконы, указывающие на Пресвятую Троицу, есть храмы, посвященные достопоклоняемому Имени Святой Живоначальной Троицы, есть праздники Господни, в которые Православная Церковь особенно прославляет Бога единого, в Троице поклоняемого: таковы Богоявление и Троицын день.
Но самое близкое указание, самое скорое напоминание о Пресвятой Троице – Боге едином вы имеете в сложении перстов для крестного знамения: по учению Церкви три первые перста, воедино сложенные и прямо держимые, знаменуют Бога единого, в Троице почитаемого. Поэтому каждый раз, когда поднимаешь ты руку для крестного знамения, тут же вспоминай, тотчас держи в уме имя Бога, единого в Троице.
Когда молишься Богу Отцу: Отче наш, Иже еси на небесех; или Богу Сыну: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас; или Богу Духу Святому: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... спаси души наша, – то знай и помни, что ты молишься не трем, а одному и тому же Богу истинному. Ибо Отец, Сын и Святой Дух не три Бога, а един Бог, Троица единосущная и нераздельная.
Опять же, когда слышишь первую заповедь Божию: Аз есмъ Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене: то и поминай эту заповедь так, что у тебя, христианина, нет и не должно быть никаких иных богов, кроме единого истинного Бога, во Святой Троице поклоняемого.
Все силы души моей, все мысли сердца моего, все чувства тела моего, приидите поклонимся Богу, в Троице единому Отцу, и Сыну, и Святому Духу!"
"Поклоняюсь Тебе, Пресвятая, Единосущная, Животворящая и Неразделимая Троице, Отче, Сыне и Святый Душе: верую в Тя и исповедую, славлю, благодарю, хвалю, почитаю, превозношу Тя и молю: помилуй мя, непотребного раба Твоего!"
Пресвятая Троица! Боже наш, слава Тебе!" Аминь!
Из "Бесед сельского священника к прихожанам"
Троицкий листок: Евангелие Пятидесятницы. Тропарь и кондак праздника Пятидесятницы (№270)
Праздник Кущей был у Иудеев одним из трех великих годовых праздников (другие два: Пасха и Пятидесятница). Этот праздник евреи совершали в память своего 40-летнего странствования в пустыне, и проводили очень весело. На целую неделю все выбирались из домов своих в кущи или палатки, которые устраивались на всех улицах и площадях, на крышах домов и в садах, по долинам и окрестным горам.
Каждый день во всю эту неделю, по принесении утренней жертвы в храме Иерусалимском, очередной священник, сопровождаемый множеством народа, шел к священному источнику Силоамскому, почерпал там воды в золотой сосуд, и с музыкой и пением священных песней возвращался в храм и возливал эту воду на жертвенный алтарь. Этот обряд напоминал евреям чудесное изведение воды из камня в пустыне жезлом Моисея.
На сей-то праздник, за полгода до Своих спасительных страданий, Иисус Христос пришел в Иерусалим. Наступил последний великий день праздника (восьмой); народ толпами спешил из своих палаток в храм, чтобы отсюда возвратиться уже по домам. И вот Господь является в этот храм, и, пользуясь многолюдным стечением, указывает на обряд возлияния Силоамской воды и велегласно зовет к Себе всех, кого томит жажда духовная, кто всем сердцем ищет истины и спасения.
«В последний же день великий праздника», - так повествует об этом святой евангелист Иоанн Богослов, - «стояше Иисус» - стоял, конечно, на видном, возвышенном месте, - «и зваше, глаголя», - взывал небоязненно, громким голосом: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет!»
Кто жаждет, как евреи жаждали в пустыне безводной, чья душа томится жаждою благодати и истины, тот иди ко Мне и пей! Я — источник жизни неисчерпаемой, нигде, кроме Меня, не найдет душа ваша истинного счастья и успокоения; во Мне одном, в Моем учении, в благодати Духа Божия, через Меня на всех изливающейся, - этот желанный покой, это вожделенное утоление вашей жажды душевной. Я никого не влеку к Себе насильно, никого не принуждаю, Я призываю только желающих: придите ко Мне все алчущие и жаждущие правды, все труждающиеся и обремененные, и Я утолю вашу жажду духовную, упокою вас в обителях Отца Моего Небесного.
Мало того: «веруяй в Мя, якоже рече Писание», и сам со делается источником благодати Божией: «реки от чрева его» - из его доброго, благодатью обновленного сердца, «истекут воды живы» - потекут целые потоки благодатного учения, которое будет могущественно действовать на сердца человеческие...
«Сие же рече о Дусе (о благодатных дарах Духа Святого), Егоже хотяху приимати верующии во имя Его», особенно в день Пятидесятницы. И пророки говорили Духом Божиим, и апостолы до дня Пятидесятницы причастны были благодати Христовой, но не в такой обильной мере, и ни те, ни другие не могли сообщать другим сию благодать. Почему же? «Не у бо бе Дух Святый» (потому что на них тогда не были еще излиты дары Духа Святого в таком обилии), яко «Иисус не у бе прославлен», ибо Сам Иисус Христос тогда еще не завершил дела нашего искупления Своими страданиями, не был прославлен воскресением, вознесением к Отцу, еще не воспринял тогда всякую власть на Небе и на земле.
И слово Христово сильно подействовало на народ. Начались споры: «мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк», тот великий пророк, который должен явиться перед пришествием Христовым. «Друзии глаголаху» - другие прямо говорили: Сей есть Христос. Овии же, — те, которые не хотели уверовать, «глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? Не Писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе (родился и воспитался) Давид, Христос приидет? Распря убо бысть в народе Его ради». Так спорил и волновался из-за Него народ. «Нецыи же от них», конечно из числа неверовавших, «хотяху яти (схватить) Его; но никтоже возложи Нань руце» — никто не осмелился поднять на Него руки, потому что не пришло еще время Его страданий. Были тут и слуги фарисейские, нарочито подосланные, чтобы взять Его, но и они возвратились ни с чем к своим господам. «Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом и реша (сказали) им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек».
Так велика была благодатная сила слова Христова! Так властно было Божественное слово Его! Оно коснулось простых сердец слуг фарисейских, и вот они смело говорят своим начальникам всю истину. Но эти начальники не хотят знать истины: «отвещаша убо им фарисее», снисходительно говорят они им: «еда и вы прельщени бысте?» Неужели и вы поддались Его учению, — вы, которые умнее других, потому что всегда находитесь при нас, учителях закона? Смотрите, разве умные люди верят Ему? «Еда кто от князь верова в Онъ, или от фарисей? Но народ сей», эти темные невежи, необразованная толпа, «иже не весть закона — прокляты суть!» Так изливали свою безумную ярость на Господа гордые книжники и фарисеи.
Но и между ними нашелся один благоразумный человек: «глагола Никодим к ним иже пришедый к Нему — Иисусу Христу — нощию, един сый от них: еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит?» Зачем же вы сами идете против закона, так решительно обвиняя Иисуса, когда еще вовсе не исследовано дело Его? Это противоречие еще больше раздражало фарисеев. «Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси?» И ты, уж не из Галилеи ли? «Испытай (посмотри в священные книги) и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит».
Забыли ослепленные злобой законники, что пророки Иона, Наум и Осия были родом из Галилеи. Никодим видел, что с ними спокойно говорить невозможно, и счел за лучшее промолчать, хотя и мог бы сказать, что Иисус родился в Вифлееме и является потомком царя Давида.
- А Господь продолжал учить народ во храме и говорил: «Аз есмь свет», истинный свет не для одной Иудеи или Галилеи, но и миру всему; Я — Тот, о Котором сказал Бог через пророка: Я положил Тебя светом язычников. Посему «ходяй по Мне», приемлющий с верой Мое учение, свято соблюдающий Мои заповеди, «не имать ходити во тме заблуждений, но имать свет животный» — будет и других просвещать светом жизни, светом Моего учения и истинного Богопознания...
Изложение Евангелия от Иоанна гл. 7, ст. 37-52, гл. 8, ст. 12
Тропарь, кондак и величание Святой Троице.
Хор Почаевской Лавры
Тропарь праздника Пятидесятницы:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе!
Кондак праздника Пятидесятницы:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Троицкий листок: О чем молится Святая Церковь в день Пятидесятницы?
Сегодня, в день Сошествия Святого Духа на Апостолов, мы, братие, с коленопреклонением все вместе будем молиться.
О чем мы будем молиться?
Мы будем молиться о том, чтобы Дух Святой сошел и на нас.
Но действительно ли вы, слушатели, этого желаете?
Желаете ли, чтобы Дух Святой Своим наитием просветил ваш ум, очистил ваше сердце, направил к добру вашу волю?
Желаете ли, чтобы вам отныне не мыслить по-своему, а мыслить так, как будет вам внушать Дух Святой?
Желаете ли не желать того, что вам нравится, а желать того, к чему Он вас будет побуждать?
Желаете ли не делать того, к чему влекут вас страсти, а делать, что Он будет вам повелевать?
Всенощное бдение, кафедральный собор Покрова Божией Матери, г. Барнаул
Если желаете, то желание ваше будет исполнено: Дух Святый сойдет на вас, будет действовать в вашей душе. Об излиянии Его на вас будет молиться вся святая Церковь; Бог и каждого из вас готов слушать: тем скорее Он услышит тогда, когда мы будем Ему молиться все вместе, вместе со всей Церковью.
Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас.
Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас.
Ничего не бойтесь, только желайте, желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошел на вас: и он непременно сойдет.
Впрочем, братие, мы не смеем ожидать от сего сошествия каких-нибудь мгновенных перемен, внезапных действий; не дерзаем думать, что вдруг просветится наш ум, вдруг очистится наше сердце, вдруг устремится наша воля к добру, как этого удостоились Апостолы. С нами все это делается постоянно и неприметно, как сказал Господь: «не приидет Царствие Божие с соблюдением» (Лк. 17; 20), т.е. приметным образом. Неприметно и медленно принимаются, растут и зреют семена в земле; еще медленнее, еще неприметнее действует на нас Дух Святой.
Мы не можем ясно знать, когда именно Он сойдет на нас, и не можем определенно сказать, что Он точно действует в нас. Одно можем и должны знать, что сила Святого Духа соединяется в нас с собственными нашими усилиями. Он действует в нас только тогда, когда мы сами стараемся что-нибудь делать; перестанете стараться - и Он перестанет в вас действовать. Дыханием воздуха мы живем, но не дышите сами: и воздух не будет действителен, и мы умрем.
Троицын день 2008 г. Степура Е.И.
Так и Дух Святой в нас действует.
Он непременно просветит наш ум, но только тогда, когда мы сами будем стремиться к свету истины, Он непременно очистит наше сердце от скверн греховных, но только тогда, когда мы сами будем желать и домогаться чистоты. Он непременно направит волю нашу к добру, но только тогда, когда мы сами будем удаляться от зла.
Наблюдали ли вы, как дождь, напоя растения, оживляет их? Так живит и нас Дух Святой. Дождь не оживит растений, если не будет в них своей растительной силы: не поможет и нам Дух Святой, если мы сами не будем усиливаться.
Итак, молитесь, братия, и ожидайте Святого Духа в простоте сердца и Он сойдет на вас. Аминь.
Из поучений протоиерея Р. Путятина
Троицкий листок: Поклонение Святой Троице (№ 669)
Вся силы души моея, приидите поклонимся Богу, в Троице единому, Отцу и Сыну и Святому Духу!
Вся мысли сердца моего, приидите, поклонимся Троице, во Единице почитаемой!
Вся чувства тела моего, приидите, поклонимся и припадем, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас!
Покланяются Тебе, Пресвятая, Единосущная, Животворящая и Неразделимая Троице, Отче, Сыне и Святый Душе, верую в Тя и исповедую, славлю, благодарю, хвалю, почитаю, превозношу Тя и молю: помилуй мя, непотребнаго раба Твоего! (Трижды).
Покланяюся Тебе, Боже Отче, яко от небытия в бытие привел мя еси, образом Твоим Божественным украсил мя еси!
Покланяюся Тебе, Боже Сыне, яко честною Твоею Кровию стяжал мя еси, от законныя клятвы искупил мя еси, Крещением Святым просветил мя еси!
Покланяюся Тебе, Боже Душе Святый, яко оживил мя еси, вразумил мя еси, светом веры облистал мя еси!
Покланяюся Тебе, Боже Отче, яко дал ми еси душу Божественным и животворящим Твоим вдохновением!
Покланяюся Тебе, Боже Сыне, яко душу Твою за мя на Кресте положил еси!
Покланяюся Тебе, Боже Душе Святый, яко избавляеши душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения!
Покланяюся Тебе, Боже Отче, яко согрешающа мя не погубляеши со беззаконми моими, но долготерпиши, ожидая обращения моего!
Покланяюся Тебе, Боже Сыне, яко не хощеши смерти мене, грешнаго, но милосердно на покаяние мя призываеши!
Покланяюся Тебе, Боже Душе Святый, яко обращающася мя — не презиравши, припадающа — не отметаеши, но яко блуднаго сына приемлеши и обновлявши дух прав во утробе моей!
Покланяюся Тебе, Богу Отцу, очищающему вся беззакония моя!
Покланяюся Тебе, Богу Сыну, исцеляющему вся недуги моя!
Покланяюся Тебе, Богу Духу Святому, избавляющему от нетления живот мой!
Покланяюся Тебе, Богу Отцу, не до конца прогневающемуся, ни вовек враждующему!
Покланяюся Тебе, Богу Сыну, не по беззакониям моим творящему ми!
Покланяюся Тебе, Богу Духу Святому, но по грехом моим воздающему ми!
Покланяюся Тебе, Богу Отцу, ущедряющему мя, якоже щедрит отец сыны!
Покланяюся Тебе, Богу Сыну, знающему страстное естество мое и слабость!
Покланяюся Тебе, Богу Духу Святому, врачующему немощи моя и очищающему мя от всякия скверны!
Покланяюся Тебе, Боже Отче, яко падшаго мя возставляеши!
Покланяюся Тебе, Боже Сыне, яко погибшаго мя взыскуеши!
Покланяются Тебе, Боже Душе Святый, яко мертваго мя оживляеши!
Покланяюся Тебе, Боже Отче милосерде, упование мое!
Покланяюся Тебе, Боже Сыне долготерпеливе, прибежище мое!
Покланяюся Тебе, Боже Душе Святый, незлобиве покровителю мой!
Сие, падши ниц, на земли глаголи:
Достойно есть яко воистинну покланятися, славословити и благодарите Тя, Троице Святая, Юже вся Небесныя Силы, Херувими, Серафими трисвятыми песнями восхваляют, вси святии благодарят, всякое создание раболепно покланяется, и аз, бренный червь ползящий, пред величеством неприступные славы Твоея бездерзновенен, в надежде милости Твоея дерзаю,безстудно припадаю и молю: даждь всегда Тебе, Создателю моему, неосужденно и неленостно кланятися, Тебе единаго знати, Тебе любити и боятися, Твоя повеления храните, Твоих заповедей путем ходите, Тебе хвалите и славите до последняго моего издыхания, да и по разлучении от бреннаго ми тела и паки с ним совокуплении, не лиши мя с угодившими Тебе радостне "Свят, Свят, Свят " восклицати во веки. Аминь.
Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Митрополит Сергий, молитва в День Святой Троицы, храм св. великомученика Георгия Победоносца, г. Новолатайск