Новости Алтайской митрополии
Крестный ход в Коробейниково: диакон Константин Филатов
Диакон Константин Филатов: «Здесь все происходит по воле Божией»
Один из главных «виновников», то есть организаторов крестного хода «Барнаул – Коробейниково» – диакон Константин Филатов. Этот крестный ход лично для отца Константина двадцать второй по счету. Улучив минутку прямо во время движения, мы с отцом Константином поговорили о насущном..
– Отец Константин, мы в пути уже пятый день, очевидно, определились какие-то особенности этого крестного хода, уникальные моменты…
– Ничего особенного. Мы идем по своей воле, своими силами. Нас ведут Матерь Божия и Господь. И все, что случается с нами, происходит по воле Божией. Какие бы проблемы ни возникали, на все про все у меня одна мысль в голове: не печалься, Матерь Божия все устроит, сделает так как надо. Нет транспорта? Матерь Божия пошлет! Нет денег на хлеб? Матерь Божия даст!
Мы второй год идем по этому маршруту. И сегодняшний маршрут чем-то отличается от прошлогоднего, потому что бескрайние просторы нашей Родины не позволяют ходить по одной и той же дороге – она все время меняется! Вчера после Красноярки дороги расходились в разные стороны. В прошлом году мы пошли в одну сторону, в этом мы с отцом Андреем Ушаковым решили идти другими путями. И вот, свернув налево, мы не смогли найти нужную нам дорогу. Долго ехали какими-то проселками, и вдруг выходит навстречу отец Сергий Солдаткин, который увез свою машину в Белово и возвращался обратно, чтобы пойти пешим ходом вместе со всеми. Он нам указал правильную дорогу. Так Матерь Божия через посредство отца Сергия вывела нас на правильный путь.
Мы уже второй год идем, минуя населенные пункты, не раздражаем местное население в период пандемии коронавируса. И самое главное – мы не идем по федеральной трассе. Во-первых, идти по асфальту очень тяжело: мимо мчится множество машин, под вопросом безопасность движения. А самое главное – мы никого не напрягаем своим присутствием!
Каждый день совершаем Литургии…
– В новом храме на колесах!..
– Да! Это Божье чудо, которое сотворилось по молитвам нашего митрополита Сергия, по его благословению в рекордно короткие сроки! Его сделали буквально за четыре месяца! Потом начали благоукрашать. В ходе движения крестного хода мы обнаружили какие-то недостатки, все четко фиксируем, чтобы уже к следующему крестному ходу на гору Синюху все было исправлено. Этот мобильный храм ни к чему абсолютно не привязан. В храме на колесах есть замечательное место, которое называется диаконник. Это место для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений. И там у нас есть встроенный холодильник, где хранятся просфоры и все остальное. Благодаря чему мы абсолютно ни от кого не зависим.
– Продуктов хватает?
– Люди сами питаются. Мы обеспечиваем крестный ход только кипятком. Но, надо отметить, что продуктов, которые нам люди привозят из деревень, столько, что их хватит как минимум еще на неделю. Вчера в Володарке, где есть святой источник (Ильинский родник близ Володарки Топчихинского района, Рубцовская епархия, благоустроен в 2020 году и назвал в честь Пророка Илии – ред.), члены общины встретили нас с иконами, принесли много еды деревенской. Очень жалко, что у них пока нет храма. Милостью Божию эти люди очистили источник, поставили часовню на месте разрушенного храма, который был построен в 1860 году. Верующие на месте алтаря поставили крест, раскопали фундамент, расчищают место. В этой деревне остались всего два старинных купеческих дома, которые поражают своими объемами и красотой. Там сохранились резные элементы наличников.
– Говоря о перспективах… Маршрут этот перспективный и народу нравится. Как думаешь – вернемся к старому маршруту или это зависит уже не от нас?
– Одно хочу сказать: мы тут ничего не решаем. Все решает Матерь Божия и Господь. Угодно будет Матери Божией и Господу, чтобы мы шли этим маршрутом, который проходит по полям, заброшенным деревням, где нет храмов, так и будет. И даже проходя по деревне, где нет храмов, все равно люди отзываются. Вот село Красноярка на берегу Алея. Жители села попросили, чтобы их покрестили. У них там есть прекрасный построенный храм. Мы пришли туда, владыка Роман совершил Таинство Крещения над семью жителями Красноярки. Причем, было две девочки. Это были внучки фермеров, которые построили этот храм. Село удивительное. Семья – удивительная. Люди вкладывают свои деньги, заработанные трудами на полях, не в какие-то собственные нужды, а в развитие села. Они построили храм, детскую площадку, облагораживают село, облагородили кладбище. И это все сделала одна небольшая семья! Муж Тамары, старосты этого храма, сам католик – построил православный храм для жены – православной христианки и других жителей села! И это маленькая семья обеспечивает работой всю деревню!
– Храм действующий?
– Да.
– А почему же тогда храмовый священник не покрестил этих семерых жителей?
– Он болеет. И вообще священников на селе в Рубцовской епархии не хватает.
– Итак, этот крестный ход для тебя, отец Константин, двадцать второй по счету. Лет через восемнадцать тебя, как некогда Моисея, может быть, отправят на покой. Готовишь ли ты себе достойных преемников, которые продолжат высокую крестоходовскую миссию?
– Мы присматриваемся к молодежи. Есть много замечательных молодых ребят, в которых чувствуется искра Божия, способных возглавить руководство крестным ходом. На самом деле это не очень сложно. Главное – иметь заточку в мозгу! Вот подходит весна и твой мозг из положения ноль переводится в положение один и говорит тебе: «Крестный ход! Надо делать это, это и это».
– Как думаешь, Матерь Божия ждет нас всегда?
– Я в этом вообще не сомневаюсь! Как Она может нас не ждать?! Она же нас любит – сирых, убогих, немощных, грешных!
– Сколько помню, тебя всегда поддерживает в трудных походных условиях супруга Ольга Викторовна, несмотря на свое не очень крепкое здоровье. Человек занятый, доктор биологических наук, профессор, она тем не менее бросает все дела и идет в крестный ход снова и снова…
– Она моя боевая жена! В этом году она мне говорит: «Слушай, я не могу уже! Не пойду в этот крестный ход, потому что физически уже не могу спать в палатке, терпеть невзгоды. Мы старые больные люди!!» Я ей четко сказал: «Мать! Ты можешь, конечно, не ходить! Но ты же идешь к Божией Матери, это во-первых. А во-вторых, ты не просто идешь, ты обеспечиваешь наш быт! Ты помогаешь всем! Это твоя большая лепта – быть рядом со своим мужем в крестном ходу!
– Быть его опорой!..
– Да. Опорой, надеждой. Я не забочусь ни о еде, ни о чем. Все делает она, несмотря на то, что у нее много хлопот, забот по работе в университете. Но она бросила все и пошла вместе со своим мужем!
– Я бы ее поставил в пример всем остальным женам! Несмотря на все свои немощи…
– Ей говорят: «Ну куда ты идешь!» А она: «Куда же я своего дену! Кто с ним рядом будет?!» Это прекрасно, когда рядом есть человек, который тебя понимает…
– Кто из священников идет?
– Бессменный духовник крестного хода, мой духовный брат и наставник протоиерей Андрей Ушаков, с которым мы уже вместе много-много лет. Он возглавляет духовную часть. И вот мы каждый год перед крестным ходом – за неделю-две – проезжаем, осматриваем маршрут. Об отце Андрее нужно сказать отдельно: это уникальнейший человек, с которым мы понимаем друг друга с полуслова! Буквально одно движение его руки, и я понимаю смысл: надо идти вперед! Или надо остановиться. Незримо и зримо тоже он идет всегда впереди крестного хода. Если я иногда подъезжаю, чтобы решать оргвопросы с местными властями, то он идет от и до! Он тоже устает, но… Если бы таких пастырей у нас было побольше, это было бы чудо. Из других батюшек это, конечно, Петр Лисицкий уже много лет ходит. В этом году впервые идет иеромонах Сергий (Волков). Самое удивительное здесь вот что. Батюшкам, которые идут, говоришь: «Ты сегодня исповедуешь». Или: «Ты сегодня вынимаешь частицы и служишь». И все беспрекословно делают. Не надо никого заставлять. Не зря сказано: «Невольник не богомольник». В крестный ход идут именно те отцы, которые хотят идти, которые понимают, что такое путь, который нужно пройти своими ногами. И это отрадно! Если раньше священников отправляли в крестный ход по разнарядке, то теперь…
– Сейчас такого нету?..
– Нет! Я до последнего момента не знаю, кто пойдет в крестный ход. Вчера появился отец Сергий Солдаткин! Прекрасный батюшка! Отец Виталий Скворцов первый раз идет в крестный ход. Его история появления в крестном ходу такова. Он настоятель храма в Мамонтово. Много лет функции водовоза исполнял раб Божий Анатолий. Это бывший руководитель крупного предприятия по производству валенок в Мамонтово. Он каждый год бросал все свои заботы руководителя и шел крестным ходом, людям привозил воду и поил их. По семейным обстоятельствам он отбыл с территории Алтайского края. И вот мы созваниваемся с ним накануне и он говорит: «Очень хочу в крестный ход, но не могу!» Я ему: «А кто будет возить воду?». Он: «Я решу вопрос!» И он созвонился с отцом Виталием, объяснил ситуацию. Так отец Виталий стал водовозом. Но не только. Он служит, исповедует. Я вижу: он проникся крестным ходом. У отцов, которые впервые попадают в крестный ход, горящие глаза! Это глаза истинных пастырей, которые готовы помогать людям. Отец Виталий из таких.
Или отец Илья Гурьянов – это особый случай. Его любят прихожане, любят паломники. Тоже исповедует людей, служит с нами.
– Радует, что дети идут крестным ходом!
– Да. Детей очень много. Исходя из многих лет руководства крестным ходом, а начинал я его с простого грузчика вещей в автомобиль отца Михаила Жуйкова, мы его авто ласково называли «жуйковозка». Матерь Божия так устроила, что со временем я стал организатором крестного хода. Мне это нравится. И вот я наблюдаю: этот ребенок был еще совсем маленьким, его на руках носили, а сейчас смотришь – это уже большой человек, почти женатый, юноша или девушка. И ты их узнаешь только по родителям, которые начинали с тобой. 23 года – это немалый срок. У первых детей уже есть свои дети. То есть крестный ход – это живой организм!
– И это школа духовного возрастания!
– Да. Дети смотрят, как молятся их родители. Конечно, они тоже устают за день, но вечером у них откуда-то появляются силы! И они начинают играть! Но утром, когда ты стоишь рядом с чашей, вот они, дети, сложив на груди руки, стоят без родителей перед чашей без всякого принуждения, по своей воле идут на исповедь и причастие. И мне кажется, что их из родителей никто не подгоняет.
– Твои пожелания читателям «Алтайской миссии»?
– Как говорит наш незабвенный, бессменный схимонах Иоанн, вчера отметивший свои 78 с половиной лет: «Братья! Крестным ходом надо идти всем для спасения души, для спасения России!» Я думаю, что он прав!
Беседовал Владимир Клименко
(Продолжение следует).