Новости Алтайской митрополии
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ: происхождение праздника, особенности богослужения, духовный смысл события
РОЖДЕСТВÓ БОГОРÓДИЦЫ – первый в чреде двунадесятых (важнейшие после Святой Пасхи церковные праздники) неподвижных (имеющих постоянную дату) праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 8-го (по старому стилю) или 21-го сентября (по новому стилю).
Святые праведные Иоаким и Анна молите Бога о нас!
С точки зрения христианского вероучения, рождение Пресвятой Богородицы случайным событием не было, ибо ей была отведена важнейшая роль и осуществлении божественного плана спасения человечества.
Следует заметить, что обстоятельства Рождества Пресвятой Богородицы не описаны в Священном Писании Нового Завета, но они отражены в Священном Предании, в частности - в святоотеческой литературе. Поэтому считается, что основным источником, из которого мы знаем о Рождестве Пресвятой Богородицы является Священное Предание.
Отдельные сведения об этом событии содержатся в апокрифе II века — «Евангелии Иакова». Хотя Церковь не приняла эту книгу в качестве вполне достоверной и канонической, запечатленное в ней предание, в той части, которое признавалось святыми отцами, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА
РОЖДЕСТВÓ БОГОРÓДИЦЫ. Праздник установлен в IV веке. Он посвящен «началу нашего спасения», Рождеству Девы Марии.
В апокрифе II века – «Евангелии Иакова повествуется о скорби благочестивой иудейской четы – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства.
Однажды, когда Иоаким пришел в храм, один книжник сказал ему: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле» (тогда в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия). Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! – воскликнула Анна. – Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».
И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, – сказал он, – Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой».
Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов.
«Анна была у дверей дома своего и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией (по-еврейски Мариам).
Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, Предание, запечатленное в нем, пользовалось доверием и любовью церковного народа. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы, известные западные художники (например, Джотто).
|
| |||
Благовещение святой Анне, Джотто |
| Сон Иоакима, Джотто |
| Встреча у Золотых ворот, Джотто |
Монастырь прп. Хозевита, Израиль |
| В монастыре преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке, указывают пещеру, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким. |
|
Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте.
Пещерный храм пророка Илии |
| Среди многих святынь есть здесь пещерка покаяния и плача. Сначала здесь плакал пророк Илия о забывшем Бога народе Израильском. Через многие столетия сюда пришел Праведный Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, плакать о своем неплодстве и о чаянии своем и своего народа, который более пяти тысяч лет ждал дня обетования. |
|
Вот как об этом пишет святитель Димитрий Ростовский: «Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему. Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.
— Да буду я, — молился он, — иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!
К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.
— Не буду есть, — говорил он, — и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израиле».
Именно пустыня, обильно политая слезами скорби праведника, услышала первая ангельское утешение о скором разрешении мира от заклятия на рабство греху.
Именно царство видимой смерти всего живого, стало провозвестником расцвета новой жизни.
Как все промыслительно, но недра земные, темные холодные и смиренные, становятся дворцами благодати радости и света! Удивителен промысел Божий! Так промыслом Божиим, пещеры, в которых скрывались разбойники и прокаженные, становились царскими дворцами смирения и кротости.
Пройдет немного времени, и Вифлеемская пещерка огласится радостью нового мира.
Пещерный храм пророка Илии |
| Здесь в пещерке тихо и покойно, много лет спустя здесь будет царство молитвы и подвигов многих и многих преподобных светильников вселенной. Побеждается естества чин, и неплодные становятся великими родителями Божественного плода, а пустыни цветут цветами девства и благоухают ароматом молитвы!
|
|
По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним.
Важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.
На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА
Духовный смысл праздника раскрывается в чествовании, звучащем в песнопениях Великой вечерни, малой вечерни и Утрени. Их приводит Гермоген Иванович Шиманский.
| Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)». Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова, а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова.
|
«Пронареченная от родов древних» и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога», Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной.
Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков», ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень», «Начало нашего спасения», начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение.
«Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти. Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей»и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище, храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный», «Питательница жизни нашея».
«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, <...> в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств». Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших».
Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу».
По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется». В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения», Она – «всех жизнь и очищение», «радости и спасения Ходатаица», «Еюже земная с небесными» соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание», «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом».
Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя».
«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших».
Тропарь (глас 4)
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселённей: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак (глас 4)
Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА
В честь праздника святыми песнотворцами составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».
Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий. Паремии, как и в другие Богородичные праздники, включают тексты из Ветхого Завета, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию.
| В первой паремии (Быт.28:10-17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно прообразовала Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий, воплотился (восприняв в Свою Божественную Ипостась человеческое естество) и от Которой Родился Сын Божий. | |
Во второй паремии (Иез.44:2-4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Богородицы. | ||
| В третьей паремии (Притч.9:1-11) говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Христос Спаситель. | |
«Премудрость созда себе дом», Новгородская икона, середина XVI века |
|
|
На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.
На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа.
В праздник читаются два канона Рождества Пресвятой Богородицы, второй из которых посвящен не только Рождеству Пречистой, но и Ее Введению во Храм.
Эти два события так же близки между собой, как Рождество Христово и Сретение Господне.
Канон Рождеству Пресвятой Богородицы (2-й)
Песнь 1
Ирмос: Сокрушившему брани мышцею Своею, и проведшему Израиля сквозе Чермное море, поим Ему, яко Избавителю нашему Богу: яко прославися.
Да ликовствует вся тварь, да веселится же и Давид: яко от колена и от семене его произыде Жезл, Цвет носящи Господа, Творца всяческих.
Святая святых, во святем святилищи Младенец возлагается воспитатися от руки ангеловы: вси убо верно спразднуим в Рождестве Ея.
Неплоды нераждающая Анна, но не безчадна Богу: се бо пронаречеся от родов Чистая Дева Мати. Темже естества израсти Зиждителя в рабии образе.
Тя незлобивую Агницу, Агнца Христа, Младенца от чрева Твоего приведшую в наше существо, вси, от Анны рожденную Тя, песньми почитаем.
Троичен: Три Безначальна славлю, Три Свята пою, Три Соприсносущна в Существе Едином проповедую: Един бо во Отце, и Сыне, и Дусе, славословится Бог.
Богородичен: Кто виде Отроча, Егоже не всея Отец, млеком питаемое; или где видена бысть Дева Мати; истинно паче ума обоя, Богородительнице Чистая.
Песнь 3
Ирмос: Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася на враги моя уста моя, возвеселихся о спасении Твоем.
Воспитавшися во Святая святых, Дево Пречистая Богородице, вышши явилася еси твари, Зиждителя плотию порождши.
Благословено чрево Твое, целомудренная Анно, Плод бо израстила еси девства, Юже безсеменно Питателя твари Рождшую и Избавителя Иисуса.
Тя блажит, Приснодево, вся тварь, от Анны днесь рождшуюся, от корене Иессеева Жезл Пречист Цвет, Христа израстившую.
Тя вышшую всея твари Богородице, показуя Чистая, Сын Твой, еже от Анны величит Твое Рождество, и всех веселит днесь.
Троичен: Тебе покланяемся, Отче, Безначальне Существом, поем Безлетнаго Сына Твоего, и чтем Соприсносущнаго Духа Твоего, яко Единаго Трое естеством Бога.
Богородичен: Светодавца и Начальника жизни человеческия, рождшая Чистая Богородице, явилася еси Сокровище жизни нашея, и Дверь неприступнаго Света.
Седален, глас 4
Дева Мариа и Богородица истинно, яко облак света днесь возсия нам, и от праведных предгрядет в славу нашу. Не ктому Адам осуждается, и Ева от уз свободися, и сего ради зовем вопиюще со дерзновением Единей Чистей: радость возвещает Рождество Твое всей вселенней.
Песнь 4
Ирмос: Пророк Аввакум, умныма очима провиде Господи, Пришествие Твое, тем и вопияше: от юга приидет Бог. Слава силе Твоей, слава снизхождению Твоему.
Патриарх Иаков, провидев, Спасе, величия ясно строения Твоего, вопияше Духом, ко Иуде глаголя тайно: от леторасли возшел еси Сыне мой, возвещая Тя от Девы Бога.
Ныне Жезл Ааронов, от корене Давидова прозябший, ныне Дева Чистая происходит: и сликовствует небо и земля, и вся отечествия языков, и Анна и Иоаким таинственно.
Ныне да веселится небо, да радуется же земля, и да ликуют Иоаким и Давид. Ов убо яко родитель Твой, истинно Рождшия Бога: ов же яко праотец Твой, проповедая Твоя величествия, Чистая.
Срадуется Тебе днесь, богомудренная Анно, вселенная: Избавителя бо тоя Матерь процвела еси, Юже от корене прозябшую Давидова, Жезл Силы нам носящую Цвет, Христа.
Троичен: Славлю Безначальна Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущную Троицу Несозданную, Ейже предстоят Серафими благоговейно, зовуще: Свят, Свят, Свят еси Боже.
Богородичен: Пребезначальное Начало начало приемлет из Тебе, Богородительнице, плотским временем, и пребывает собезначально, и воплощся Слово Отчее, и Духу соприсносущное, сохраняя Божественное достоинство.
Песнь 5
Ирмос: Господи Боже наш, мир даждь нам, Господи Боже наш, стяжи ны, Господи, разве Тебе иного не вемы, Имя Твое именуем.
Пречистое Твое Рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Твое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся.
Днесь да веселятся ангельстии чини, песньми да ликуют сущии из Адама: родися бо Жезл, Цвет возрастивший Христа Единаго, Избавителя нашего.
Днесь Ева разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы, о Рождестве Твоем: Тобою бо от тли избавихомся.
Слава Тебе прославльшему неплодную днесь: родися бо Жезл присноцветущий от обещания, от Негоже прозябе Христос, Цвет жизни нашея.
Троичен: Слава Тебе, Отче Святый, Боже Нерожденне: слава Тебе, Сыне Безлетне, Единородне: слава Тебе, Душе Божественный и Сопрестольный, от Отца происходяй, и в Сыне пребываяй.
Богородичен: Бысть чрево Твое Солнца носило: пребысть чистота Твоя якоже прежде невредима, Дево: Христос бо Солнце, яко от чертога Жених, явися из Тебе.
Песнь 6
Ирмос: Яко воды морския, Человеколюбче, волнами житейскими обуреваюся, темже яко Иона, тако вопию Ти: возведи от тли живот мой, блатоутробне Господи.
Святую святых сущу, целомудреннии родители Твои, Чистая, возложиша Тя в храме Господни воспитатися честно, и уготоватися в Матерь Ему.
Неплоды и матери ликуйте, дерзайте и играйте безчадныя: безчадна бо неплоды Богородицу прозябает, яже избавит от болезней Еву, и клятвы Адама.
Слышу Давида поюща Тебе: приведутся Девы во след Тебе, приведутся в храм Царев. И с ним Тя и аз, Дщерь Цареву, воспеваю.
Поем святое Твое Рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто Богозванная и Дево: славят же с нами Ангелов чини, и святых души.
Троичен: В Тебе Троическое таинство поется, и славится Чистая: Отец бо благоволи, и Слово вселися в Тя, и Божественный Дух Тебе осени.
Богородичен: Златая Кадильница была еси, Огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята, и человеческим зраком в Тебе видеся, Богородительнице Чистая.
Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Икос
Молитва купно и воздыхание, неплодства и безчадства, Иоакима же и Анны благоприятное, и во уши Господни вниде, и прозябе Плод живоносен миру. Ов бо молитву на горе творяше: ова же в саде поношение ношаше: но с радостию неплоды раждает Богородицу, и Питательницу жизни нашея.
Песнь 7
Ирмос: Халдейская пещь огнем распаляемая, орошашеся Духом, Божиим предстоянием, отроцы пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Празднуем, Чистая, и верно покланяемся святому Твоему Рождеству, поюще Сына Твоего, Имже избавихомся древняго Адамова ныне осуждения.
Ныне Анна веселится, и вопиет хвалящися: неплоды сущи родих Божию Матерь, Еяже ради осуждение Евино разрешися, и яже в печалех болезнь.
Адам свободися, и Ева ликует, и вопиют духом к Тебе Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы, явльшуся Христу.
О, чрево, вместившее Божие Селение! О, утробо, носившая небес Ширшую, Престол святый, мысленный Кивот Священия.
Троичен: Отца прославим, Сына, и Духа, во Единстве Божества Троицу Пресвятую, Нераздельную, Несозданную, и Соприсносушную, и Единосущную.
Богородичен: Ты Бога Едина родила еси Дево преславно, Ты естество обновила еси Рождеством Твоим, Марие, Ты Еву разрешила еси первородныя клятвы, Богородительнице Чистая.
Песнь 8
Ирмос: Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй морю предел песок, и содержай вся, Тя поет солнце, Тя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, яко Содетелю всех во веки.
Сотворивый преславная неплодней утробе, отверзый Анны нераждающая ложесна, и Плод ей дав, Ты Боже Святый, Ты Сыне Девы, Ты от Сея плоть приял еси, Присноцветущия Девы и Богородицы.
Затворяяй бездну, и отверзаяй ю, возносяй воду во облацех и даяй дождь, Ты давый Господи, от неплоднаго корене прозябнути Анны святыя пречист Плод, и родити Богородицу.
Делателю мыслей наших и Насадителю душ наших, Ты неплодную землю благоплодну показавый, Ты древле сухую, родовиту, благокласну, бразду плодоносну соделал еси Анну святую, Пречист Плод израстити Богородицу.
Приидите вси узрим, яко от чертога мала, Божий Град ныне раждаемый, иже от двери утробныя исход имущую, вход же не ведущу общения: Един Бог Зиждитель Сею пройде стезею странною.
Троичен: О, Троице Присущная, Единице Собезначальная! Тя поет и трепещет множество Ангел, Небо и земля, и бездны ужасаются, человецы благославят, огнь работает, вся послушают Тебе, Троице Святая, со страхом, яже в твари.
Богородичен: О, новейшаго слышания: Бог, Сын Жены! О, безсеменнаго Рождества! Безмужная Мати и Рожденное Бог! О, ужаснаго видения! О, зачатия страннаго Девы! О, несказаннаго Рождества! Истинно паче ума вся, и видения.
Песнь 9
Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
Достойное, Богомати, Твоея чистоты Рождество наследовала еси, чрез обещание: иногда бо неплодней, Богопрозябен Плод вдалася еси: тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
Исполнися вопиющаго пророчество, глаголет бо: возставлю скинию падшую священнаго Давида, в Тебе Чистая преобразившуюся, Еяже ради всех человеков персть в тело создася Божие.
Пеленам покланяемся Твоим Богородице, славим давшаго Плод прежде неплодней, и отверзшаго ложесна нераждающей преславно. Творит бо вся, елика хощет, Бог Сый Самовластен.
Яко дар Тебе, Богородице, песнопение от Анны рождшейся верно дароносим: матери Матерь, девы же Деву Едину славословяще покланяемся Тебе, поем и славим.
Троичен: Чужде есть беззаконным славити Безначальную Троицу, Отца, и Сына же, и Святаго Духа, несозданное Вседержавство, Еюже мир весь содержится, манием Державы Ея.
Богородичен: Вместила еси во утробе Твоей, Дево Мати Единаго от Троицы Христа Царя, Егоже поет вся тварь, и трепещут вышнии чини: Того моли, Всечистая, спастися душам нашим.
Светилен
От неплодныя днесь Анны Цвет произыде Богородица, вся благовония Божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: Юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных Превышшую.
Материалы для изучения:
О Богородице в Библии. Новый Завет о жизни Богородицы повествует следующее:
- Мф.1:16, 1:18–25, 2:11, 2:13–15, 2:19–23, 12:46–50, 13:55
- Мк.3:31–35
- Лк.1:26–56, 2:4–7, 2:16–52, 8:19–21
- Ин.2:1–12, 19:25–27
- Деян.1:14
Работы догматического характера
- Богоматерь Христос Яннарас
- Всесвятая В.Н. Лосский
- Приснодева Богородица прот. Георгий Флоровский
- Точное изложение православной веры свт. Иоанн Дамаскин
- Изложение учения Церкви о Божией Матери свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О Преблагословенной Деве-Матери Господа нашего Иисуса Христа архиеп. Алексий (Ржаницын)
О почитании Божией Матери
- Миссионерские письма свт. Николай Сербский
- Почитание Божией Матери свящ. В. Рубский
- Богородица и святые игумен Иларион (Алфеев)
- Как Церковь чтила и чтит Божию Матерь свт. Иоанн (Максимович)
- О почитании Пресвятой Девы Марии протопр. Михаил Польский
Об истории жизни Богородицы
- Богородица Дева Мария, родившая, Иисуса, Христа. Житие
- Земная жизнь Богоматери Е. Поселянин
- Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви
- Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы
- Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей В.А. Николаев
- Жизнь Пресвятой Богородицы: по книгам Четьи-Минеям А.П. Глинка
Разнообразные работы о Богородице
- Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице прот. Геннадий Фаст
- О Божией Матери свящ. К. Пархоменко
- Заступница Усердная схиархим. Пантелеймон (Агриков)
- Матерь Света схиархим. Пантелеймон (Агриков)
- Царица моя Преблагая Илья Кабанов
- Пресвятая Богородица в России Е.С. Полищук
- Подражание Пресвятой Богородице
- Величие Пречистой Девы Богородицы
- Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице
При составлении материала использовались статьи, содержащиеся на сайте https://azbyka.ru