Новости Алтайской митрополии
Православные храмы и наши души
В православном мире на протяжении всей церковной истории и до сегодняшнего дня возводятся храмы. Это было на Святой Земле и по всему миру, однако в настоящее время наиболее заметно это происходит на русской земле.
Сегодня, 26 сентября, вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.
Это торжество называется Обновление (освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (335 год)
Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
Интересна история сооружения этого храма.
После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70-ом году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2).
Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.
Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.
Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), Иерусалим
За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион" в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим.
Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.
Источник: https://azbyka.ru/
Любое событие, отмечаемое нашей Церковью, является проповедью, наставляющей в благочестии современных верующих людей. Тогда церковная история сегодняшнего дня также должна становится нравоучением, еще и потому, что мирская жизнь благочестивых царей Константина и Елены стала житием. Они показали нам еще один путь к спасению.
В наше время потребность в доброй и благочестивой жизни все более усиливается.
В нашей епархии часто открываются великолепные храмы, поновляются прежде возведенные.
Вот и вчера, 25 сентября, состоялся Чин великого освящения Александро-Невского собора в Барнауле, который совершили митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Рубцовский и Алейский Роман, епископ Заринский Серапион, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим.
|
|
|
|
|
Скоро, после переезда планетария, ожидается и начало православных богослужений в Крестовоздвиженской Церкви г. Барнаула.
Какой урок мы можем извлечь из этих событий?
В «Прологе в поучениях на каждый день года» протоиерея Виктора Гурьева приводится поучение на 13 сентября (ст. стиль) день памяти обновления храма Святого Христа и Бога нашего Воскресения:
Обновление храмов рукотворенных должно напоминать нам об обновлении храма души нашей
«<….> Рассказав теперь историю событий настоящего дня, мы в заключение желали бы дать вам назидание.
Но какое же дадим?
Ах, братие, лучше бы всего, думаем, было для вас, если бы вы от воспоминания о храме рукотворенном, перенеслись сегодня мыслию и к другому храму, храму, который есть собственно вы сами.
Не весте ли, говорит Апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3, 16). И не вы ли, братие, суть Церкви Бога Живого, назданные на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольному Самому Иисусу Христу? (Ефес. 2:19–20).
И если так, то вот мы и желали бы, чтобы вы обратили ныне мысль вашу и на самих себя и задали б себе вопросы:
Чист ли храм души вашей?
Достоин ли он того, чтобы Дух Божий жил в нем?
Подлинно ли наздан он на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу?
Не выбрано ли из-под него это основание, и не положено ли самовольно другое?
Не требует ли, наконец, и он обновления и освящения?
Да, братие, мы от души желали бы, чтобы вы размыслили об этом. И если бы подлинно нашли в своем храме что-либо требующее исправления, обновления и освящения, то скорее бы, немедленно озаботились о таковом исправлении, обновлении и освящении. Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день года / Виктор Гурьев. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 690 с