Новости Алтайской митрополии
Почему мы молимся «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Вот и наступил всеми любимый праздник - Покров Пресвятой Богородицы. С ним народ связывал и духовные чаяния, и пытался увидеть «знамения», т.е. приметы, прогнозирующие характер зимы. Но для православных христиан важнее другое - история и содержание праздника, смыслы, заложенные в иконографии праздничной иконы, рассказы о попечении Богородицы о людях.
Но существует такой вопрос о нашем общении с Небесной Покровительницей, на который не каждый воцерковленный человек ответит. Все мы знаем, что к Богородице мы можем молитвенно обращаться, как и к Спасителю: «Спаси нас!». Почему? Наша Заступница является Со-Спасительницей или это всего лишь поэтическая гипербола?
Ответ на этот вопрос и о празднике мы найдем в предлагаемом материале.
Содержание праздника
Основу Празднования Покрова Пресвятой Богородицы составляет событие, произошедшее в Константинополе в начале X века, при императоре Льве Философе.
Как известно, в тот исторический период Византия пребывала в бедственном состоянии: деморализованный царский двор раздирался внутренними интригами, периодически возникавшими заговорами; многие земли когда-то богатой империи находились под владычеством магометан.
Разорение грозило самой Византийской столице – Константинополю. Положение усугублялось сложностью взаимоотношений между церковной и светской иерархиями. Всё это не могло не отражаться на общем религиозно-нравственном состоянии граждан.
Во время одного из нашествий врага жители града, не надеясь всецело на крепость оборонительных стен и мощь воинского гарнизона, пребывали в состоянии ужаса. Многие граждане были близки к отчаянию. И вот народ, ища заступничества у Бога, собрался на всенощное бдение во Влахернский храм, где в то время хранилась величайшая христианская святыня – риза Божьей Матери. Среди присутствовавших на богослужении были царь и царица, царские сановники, множество разночинных людей.
Между собравшимися в храме был и блаженный Андрей Христа ради юродивый. В свое время, движимый Промыслом Божьим, он принял подвиг юродства. Бродя по улицам в рваном рубище, босым, с видом помешанного, он терпел от людей унижения, оскорбления, тычки. Между тем в очах Божьих он был праведным, святым. За верность и ревность Господь наградил его даром прозорливости. На протяжении служения Богу блаженный Андрей не раз удостаивался Откровений. На этот раз Господь сподобил его стать свидетелем славы Небесной Царицы.
Во время богослужения, к изумлению собравшихся, Андрей, вдруг, узрел свод храма отверстым. В высоте, прямо на воздухе, в окружении ангелов, апостолов, пророков стояла Небесная Заступница, Стена Непобедимая (Песн.8:10), Сама Божья Матерь. Она молилась за Свой народ, покрывала присутствовавших омофором (мафорием). Ошеломленный видением, Андрей обратился к находившемуся возле него ученику, Епифанию, спросив его, видит ли и он Небесную Владычицу, ходатайствующую за людей. Тот ответил, что видит.
Среди богомольцев произошло оживление. Разумея случившееся, люди расценили явление как знак благоволения Бога к храму и городу, окрепли духом, утвердились в надежде, что по предстательству и покровительству Богородицы, Он отвратит от них бедствие, прогонит врага. Так и произошло. Враг был побеждён, город спасён от разгрома, а жители – от насилия, разорения.
Со временем в память об этом знаменательном событии, произошедшем 1 октября, был установлен торжественный Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Когда именно он получил утверждение и распространение в Церкви, сказать трудно. Достойно упоминания, что среди греческих верующих долгое время он не пользовался широкой известностью. Вероятно, это обстоятельство было вызвано смутами, потрясавшими царский и патриарший престолы. Есть основания полагать, что своим распространением Праздник обязан даже и не Греции, а Православной Руси. По Промыслу Божьему он был причислен к разряду великих не двунадесятых Праздников Церкви.
Как Матерь Бога (по человеческому естеству), как человек, превосходящая всех прочих людей Своей святостью, нравственной чистотой (за исключением Христа), превосходящий Своею Небесною славой даже и самые высшие ангельские чины, Богородица имеет особое дерзновение ко Господу (в том числе как Ходатаица за людей).
В молитвенном воззвании к Божьей Матери «Спаси нас!» глагол «спасать» подразумевает смысловую близость со словом «спасение», понимаемом не в исключительном сотериологическом значении, но в другом.
В исключительном смысле Спасителем именуется Господь. Именно Он спас людей, воплотившись, преподав им учение веры, пример добродетельной жизни, добровольно принеся Себя в Искупительную Жертву, победив ад, проложив путь в Небесные селения, создав Церковь. В этом понимании ни Богородица, ни кто-либо другой из людей не является Его Со-Спасителем.
Вместе с тем, о каждом истинном христианине говорится как об активно стремящемся ко спасению. В этом смысле под спасением подразумевается положительный результат всех его действий (также помыслов, мыслей, желаний), направленных на единение с Богом и Его святыми, богоуподобление и наследование Царства Небесного (что значит, достигнуть спасения).
Кроме того спасением, как процессом, осуществляемым стараниями верующего при посредстве Божественной благодати, могут именоваться сами действия, в их совокупности. Мы обращаемся к Богородице «спаси нас!» или когда призываем Её помочь в избавлении от конкретных текущих (либо возможных) бед, напастей, опасностей (в том числе со стороны диавола), в ограждении от конкретных ошибок и заблуждений, грехов; или же когда просим общего содействия в достижении спасения (понимаемого во втором из выше приведенных значений).
Таким образом, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
Иными словами, молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы.
Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.
В‑третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
В‑четвертых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим”.
Величание Покрову Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, /
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.
Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы
Днесь благовернии людие /
светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!