Новости Алтайской митрополии
Страдающая за нас и молящаяся за нас любовь
Несколько дней назад мы вспоминали два взаимосвязанных события: революционные события 1917 г. и ее трагические последствия.
О духовных причинах русской катастрофы ХХ века можно прочитать в материале прот. Александра Шаргунова. В Барнауле на месте расстрела верующих состоялась панихида о безвинно убиенных и репрессированных в революционное время.
Сейчас это место, где совершено безусловное зло, святое - там пролилась христианская кровь за веру во Христа.
святитель Афанасий (Сахарова), епископ Ковровский |
| Нам понятно, что нельзя убивать людей и нарушать, тем самым главную христианскую заповедь любви. Но это знание все же может быть отвлеченным, особенно когда память о тех временах тускнеет (да и чувства притупляются - у нас продолжается детоубийство в виде абортов). Но оно может и должно быть оживлено рассказами очевидцев и участниками тех событий. 28 октября мы молитвенно вспоминали одного из них - репрессированного святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского.
|
Предлагаем вам, дорогие посетители сайта, познакомиться, во-первых, с выдержкой из жития новомученника Афанасия и, во-вторых, записями о владыке глубоко верующего человека - С.И. Фуделя. Одно время он разделял со свт. Афанасием тяготы ссылки и тюрьмы и делится с нами своими воспоминаниями.
Эти духовно чуткие воспоминания удивительны тем, что они будят наши чувства, реальной и даже будничной картиной трудной жизни русского православного священника в годы гонений, раскрывают мир его взаимоотношений с людьми, объясняют его нравственную стойкость и несокрушимость веры. Но, кроме того, они еще дают пищу разуму о том, как интенсивно протекает в это время (вероятно, благодаря этому времени) духовная жизнь. Тем самым воспоминания свидетеля укрепляют волю нашего современника к шествованию в верном направлении – к Источнику Жизни, ко Христу.
Автор этих воспоминаний Фудель Сергей Иосифович – религиозный философ и писатель, также незаконно репрессированный человек, длительное время проведший в лагерях и тюрьмах за исповедание веры.
***
Из жития свт. Афанасия (Сахарова) исп., епископа Ковровского
«При всех наших недостатках у нас с Вами всё же остается одна такая зацепка, на которую я крепко уповаю, — это то, что мы Твои, Господи. За имя Твоё спаси нас. При всех наших грехах мы никогда не отрекались от имени Твоего, не стыдились именоваться христианами. Поэтому мы можем дерзновенно сказать с Псалмопевцем: «Услыши, Господи, правду мою». Ту правду, что мы не отвергались Христа. Не унывайте же и Вы, родная моя. Опасна беспечность, но не менее опасно и уныние».
Из письма святителя Афанасия (Сахарова) монахине Маргарите Зуевой, 1953 год. Республика Мордовия. Лагерь для заключённых «Дубравный»
|
| Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (ст. ст.) 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Доброта и благочестие его родителей стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына. Нареченный в честь печальника земли Русской преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая так отличала преподобного. Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция, которая пронеслась по России, как смерч, пролила море христианской крови.
|
Новая власть начала грубое глумление над мощами святых угодников Божиих, истребление духовенства и разорение православных храмов. В 1919 году в ходе антирелигиозной кампании началось глумление над тем, что особенно дорого Православию, — нетленными останками святых угодников. Во Владимире, как и в других русских городах, в агитационных целях прошла так называемая демонстрация вскрытых мощей народу: их выставляли на всеобщее обозрение в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия установило в Успенском соборе дежурство. В храме стояли столы, на которых лежали святые мощи. Первые дежурные — иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов — ожидали народ, толпившийся у дверей храма. Когда открылись двери, иеромонах Афанасий провозгласил: «Благословен Бог наш...», в ответ ему раздалось: «Аминь» — и начался молебен Владимирским угодникам. Входящие люди благоговейно крестились, клали поклоны и ставили у мощей свечи. Так предполагаемое поругание святынь превратилось в торжественное прославление.
Семена обновленчества как раскольнического течения, призванного реформировать Российскую Православную Церковь, были посеяны задолго до октябрьского переворота. До революции псевдоправославные новации проникли в стены духовных школ, религиозно-философских обществ и были уделом некоторой части интеллигентствующего духовенства. Противостояние святителя Афанасия обновленческому расколу — это не столько борьба с еретическими убеждениями, сколько обличение иудина греха — отступничества от Церкви Христовой, предательства ее святителей, пастырей и мирян в руки палачей.
Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным.
| Тюрьмы: владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская. Лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии... Фото: епископ Афанасий (Сахаров) |
В 1937-38 годах его неоднократно, арестовав, готовили к немедленному расстрелу. В начале Великой Отечественной войны владыку отправили в Онежские лагеря Архангельской области пешим этапом, причем свои вещи заключенные несли на себе. В результате тяжелой дороги и голода владыка так ослабел, что всерьез готовился к смерти...
Онежские лагеря сменились бессрочной ссылкой в Омской области.
Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву. Следствие длилось полгода. Допрашивали около 30 раз, обычно ночами. Обычно допрос шел часа четыре, но однажды продолжался целых девять часов. Иногда за четыре часа допроса мог быть написан всего один лист протокола, а иногда — больше десяти листов... Ни разу на допросах владыка не только никого не выдал, но и не совершил самооговора.
Но вот объявлен приговор: 8 лет заключения в Мариинских лагерях Кемеровской области, прославившихся своей жестокостью. Работы для «идейных врагов соввласти» назначались самые тяжелые и грязные.
Однако ни при каких обстоятельствах владыка не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая стон, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога!». И первым запевал: «Хвалите имя Господне». И пение это его оживляло. Вновь пришедших узников владыка ободрял: «Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!»
На Соловках владыка Афанасий заразился тифом. Ему угрожала смерть, но Господь явно хранил Своего страдальца, и владыка выжил буквально чудом.
Но при этом постоянном утомлении владыка видел духовную пользу — возможность проявить силу своей веры. Он неизменно держался устава Святой Церкви, никогда не прерывал молитвенного правила, молясь не только келейно, но и в обществе своих сокамерников. Даже в лагере он строго держал посты, находя возможность готовить постную пищу.
В августе 1941 года Преосвященный Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, обнимающее все стороны жизни нашего Отечества. В периоды заключений владыкой были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира»...
9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного.
С окружающими владыка держался просто и задушевно, находил возможность духовно утешать тех, кто «с воли» обращался к нему за поддержкой. Никогда нельзя было увидеть его праздным: то он работал над литургическими заметками, то украшал бисером бумажные иконки святых, то ухаживал за больными.
7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Вначале владыка поселяется в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебск) Ярославской области, но затем выбирает для места жительства поселок Петушки Владимирской области.
Утешением для владыки были богослужения в Троице-Сергиевой лавре — ведь он, помня свой монашеский постриг в ее стенах, всегда считал себя в числе ее братии. Несколько раз владыка сослужил Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому). На одном из богослужений владыки Афанасия молящиеся заметили, что во время Евхаристического канона он ходил над полом храма, его как будто плавно выносила из алтаря какая-то волна...
Владыка Афанасий тяжело переживал новый этап либеральных гонений на Церковь в период «оттепели», умножал молитвы русским святым и Матери Божией — Покровительнице Руси. Он даже свой уход на покой стал рассматривать как уклонение от борьбы с наступающим злом и хотел просить назначения викарным епископом, но подорванное здоровье не позволило продолжить общественное служение. Как бы тяжела ни была жизнь владыки Афанасия, он никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах, лагерях, ссылках он преисполнялся какой-то удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, возникла удивительная в литургическом смысле служба Всем русским святым. Она получила свою законченность после обсуждения с иерархами, которые были заключены вместе с владыкой Афанасием.
Смерть матери побудила владыку не только к горячим сыновним молитвам о ней, но и к написанию фундаментального труда «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», который был высоко оценен митрополитом Кириллом (Смирновым).
Годы исповедничества веры Христовой в лагерях и тюрьмах, как бы ни были они тяжелы и ужасны, стали на жизненном пути владыки Афанасия не потерей, а приобретением. Они стяжали его смиренной душе тот благодатный свет духа, которого так недостает миру. На этот внутренний свет сразу со всех сторон потянулись люди, каждый со своими наболевшими жизненными вопросами. И люди эти встречались с человеком чистой души, наполненной непрестанной молитвой.
Однажды на вопрос «Как спастись?» он ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые Дела. И хуже всякого греха — отчаяние». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, — очищать душу слезами покаяния.
Еще в августе 1962 года владыка Афанасий начал говорить, что ему пора умирать. Но вот приблизилась смерть. Владыка уже не мог говорить, погруженный в молитву. Однако в пятницу вечером он тихо сказал в последний раз: «Молитва вас всех спасет!». Затем написал рукой на одеяле: «Спаси, Господи!»
| В воскресенье 28 октября 1962 года, на память святителя Иоанна Суздальского святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее... После прославления епископа Афанасия в лике святых Новомучеников и исповедников Российских, его мощи 14 октября 2000 года были обретены и 15 октября торжественно перенесены в Богородице-Рождественский мужской монастырь г. Владимира, где и ныне почивают.
|
***
песня Колодники в исполнении Елены Камбуровой |
| Из воспоминаний С.И. Фуделя «Поэтому сидение наше в этом вятском сарае было неуютное, и мы были рады, когда нас вызвали на этап, построили и повели. Скоро мы миновали центр и пошли пустырями. Был хороший зимний вечер с добрым русским снежком, тихо опускавшимся на землю. И вдруг – я сразу даже не понял, откуда пошел звук, – все эсеры тихо-тихо запели: «Динь-бом, динь-бом. Слышен звук печальный. Динь-бом, динь-бом. Путь сибирский дальний...» Сдержанный звук голосов сливался со снегом и вечером. О, русская земля!»
|
С. И. Фудель
ЕПИСКОП АФАНАСИЙ
Фотографии свт. Афанасия (Сахарова) в разные периоды жизни
|
| Свт. Афанасий (Сахаров) Ковровский и протоиерей Иосиф Потапов. Петушки, 50-е г |
епископ Афанасий (Сахаров), 1962 год
Источник: С.И. Фудель. Воспоминания. Часть вторая, глава VII
17.XII.75.
| ||
Тюремная фотография Фуделя Серея Иосифовича |
| фотография Фуделя Серея Иосифовича после тюрем и ссылок |