Новости Алтайской митрополии

Открытие экспозиции как призыв исполнить наказ царя Соломона

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Алтайская митрополия
5 Января 2022

По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского, в музее Истории Православия на Алтае развернута постоянно действующая экспозиция «Здравствуй, малыш!». Адрес: Барнаул, Центральный район, пр-т. Ленина, 17 или ул. Короленко, 56, первый этаж.

Торжественное открытие выставки состоится в день памяти мчч. Вифлеемских младенцев, 11 января 2022г. в 13:00.

В первую очередь на открытие выставки мы приглашаем православную общественность, тех людей, которые чувствуют в себе потребность передать людям заповедь Бога «Не убий!», рассказать о духовных основах беды, носящей имя «ненужности, нежеланности» части детей нашим соплеменникам. Однако, свою причастность к этой работе уже показали учителя, педагоги высшей школы, врачи, родительские и молодежные организации.

Мы приветствуем всех, кто считает важным внести свой посильный вклад в дело расширения пространства добра и милосердия на нашей земле, а значит противостоянию злу.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

В дни ожидания Рождества Христова, мы перечитываем книги Ветхого Завета. В книге притчей Соломоновых есть заповедь премудрого царя: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притчи Соломона 24:11). Приведем эту заповедь полнее и послушаем толкование Учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста и выдержки из бесед преподавателей высших учебных духовных заведений.

Обращаем ваше внимание, что в притче речь идет о взрослых людях, заслуженно или незаслуженно ведомых на смерть, но звучит неожиданных для ветхозаветного периода призыв премудрого Соломона – прояви к нему милосердие, отврати беду. В ситуации, когда в христианской стране убивают безвинного, когда мы даже не знаем каков замысел Бога относительно этого нерожденного человека, эти слова должны звучать еще требовательнее. Это нужно для ребенка, предотвращая его физическое истребление, это нужно для матери, отводя ее от духовной гибели, это нужно для нас, очищая наше сердце для милосердия.

***

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Скажешь ли: «вот это мы не знали этого»? а испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Притчи Соломона 24:11-12, синодальный текст)

 

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не сказано: разведай и узнай, кто они, — ведь по большей части отводимые на смерть бывают порочны; но сказано просто: спасай, — кто бы они ни были. В этом особенно и состоит милосердие. Кто благодетельствует другу, тот, без сомнения, делает это не для Бога; а кто — человеку незнакомому, тот делает исключительно для Бога. Не щади денег и, хотя бы все пришлось издержать, отдай; а мы, видя изнуряемых, мучимых, претерпевающих страдания, более жестоки, чем тысячи смертей, и часто несправедливо жалеем денег и не жалеем братьев; бережем бездушное и не думаем о душе».

 

***

«Выручай ведомых на смерть, не отстраняйся от обреченных на гибель. Ты скажешь: «Мы же не знали об этом». Но Испытующий сердца ведает, все знает Страж твоей жизни, Он каждому воздаст по заслугам» (Притч Соломона 24:10-12, перевод Российского библейского общества)

Из беседы профессора Андрея Десницкого: «Мы же не знали об этом, мы не знали об этом!» – какая постоянная фраза!

Когда рядом строятся концлагеря, происходят массовые казни, пытки,  что-то такое жуткое и потом спрашивают людей, которые мирно жили рядом, занимались своей маленькой жизнью, общались с этими палачами, карателями, пили с ними пиво, девушки танцевали, и никто не говорил даже слова дурного: «Мы же не знали об этом! Мы даже не догадывались об этом, что у нас тут концлагерь, рядом с нашей деревней! Откуда нам знать?»

Но Испытующий сердца ведает, знает Страж твоей жизни: «Ты точно не знал или ты не хотел знать? Ты точно не обладал никакими сведениями или просто ты к ним не прислушивался? Или ты сделал выбор?».

Выручай, ведомых на смерть, не отстраняйся от обреченных на гибель.

И даже не сказано правильно их ведут или не правильно, может быть это враги, они плохие, а вот просто – «выручай обреченных на смерть», помогай этим людям! Потому что в твоей жизни есть Страж, Который тебя может выручить».

***

«Избавь ведомых на смерть и выкупи убиваемых, не жалей (денег).

А если скажешь: я не знал этого, то знай, что Господь знает сердца всех, и давший дыхание всем – Сам знает все, Он воздаст каждому по делам его» (Притч. 24:10-12, перевод профессора П.А. Юнгерова)

 Из беседы священника Стефана Домусчи: «И для нас, сегодня, как это ни страшно, но для Соломона значительно чаще встречалась эта мысль, что есть люди, попавшие в плен, есть люди, находящиеся в рабстве до сих пор и Соломон, он не говорит своему сыну: «Выкупай родственников, выкупай знакомых», он говорит просто: «Избавь ведомых на смерть и выкупи убиваемых».

Кто такие «ведомые на смерть»? Если понимать прямо то, о чем говорит здесь Соломон, то он не указывает, что это захваченные разбойниками люди, это люди, которые ведутся на смертную казнь. Естественно, что в рамках Ветхого Завета, смертная казнь применялась для преступников, был суд, люди рассуждали, как правильно поступить, были мудрецы, которые об этом рассуждали и выносили вердикт.

И вдруг Соломон говорит своему сыну: «Избавь ведомых на смерть и выкупи убиваемых, не жалей (денег)». Т.е., это вряд ли можно посчитать прямым запретом на смертную казнь, но «избавь ведомых на смерть», т.е. помоги человеку, который оказался в очень страшной ситуации, которого сейчас убьют, постарайся спасти его от этого, постарайся, чтобы он имел возможность измениться. Ведь в идее возможного изменения преступника лежит, в первую очередь, идея не применять смертную казнь. Потому что человек может измениться, может покаяться.

Важно и то, что «А если скажешь: я не знал этого, то знай», что Бог Сердцеведец. Т.е. ты не должен говорить неправду: если ты действительно не знал, то ответственности на тебе никакой нет, нет никакого с тебя спроса. Но если ты скажешь, что ты не знал, хотя на самом деле ты знал, то Бог воздает каждому по делам его.

Эти слова можно применять к любой ситуации, в которой мы начинаем лукавить с Богом. Мы не знали, как устроен Закон Божий, мы не знали, как надо было поступить, мы не знали, что человек в беде, так нельзя рассуждать. Если мы действительно не знали, то это – одно дело. Но очень часто мы знаем и не поддерживаем такого человека. И Бог оказывается здесь праведным Судией, Который воздает каждому по его делам».

Организаторы выставки «Здравствуй, малыш!»