Новости Алтайской митрополии
Про жизнь
В нашей жизни случается многое. Но люди всегда приходят на помощь друг другу. Все более активными в своей деятельности становятся социальные службы государственные и церковные, сфера их деятельности все время расширяется. Но результат нас не всегда устраивает. Почему? Может дело в нас самих?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в этой истории, похожей на рождественскую сказку. Но, поверьте, такие бытописания были и раньше, случаются и сейчас. Более того, мы тоже можем стать ее участником, только бы не оскудела в нас любовь, все покрывающая, только бы не опустились наши руки в оказании помощи людям, «взятым на смерть»: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притчи Соломона 24:11).
Жили-были две сестры.
Старшая Валя - красавица, успешная, богатая.
Младшая Зойка - горькая пьяница.
Насчёт красоты к тому времени, о котором идёт рассказ, уже нечего сказать было: 32-х летняя Зойка больше на древнюю старуху была похожа.
Сама тощая, лицо синюшно-опухшее так, что и глаз не видно, тусклые волосы, давно не знающие ни мыла, ни расчёски грязной паклей торчали в разные стороны.
Валю упрекнуть не в чем, немало приложила времени и денег, пытаясь вытащить сестру из трясины алкоголизма:
в дорогие клиники её возила,к бабкам-колдуньям - всё бесполезно.
Купила ей квартирку уютную,
но оформила на себя, чтобы Зойка за бутылку не променяла.
Через полгода из обстановки в квартире оставался только грязный матрас, на котором и лежала умирающая сестра, когда Валентина пришла к ней попрощаться, так как уезжала за границу на ПМЖ.
А Зойка уже и говорить не могла, силы были только приоткрыть глаза и через щелки между опухших век увидеть на фоне грязного, давно немытого окна неясный силуэт.
Рядом валялись пустые бутылки, которыми щедро делились с Зойкой местные пьянчуги.
Не смогла Валентина бросить сестру, как потом жить с этим?
Совесть замучает.
Решила она для очистки этой своей совести увезти Зойку к тетке в деревню.
С теткой Ольгой сестры почти не общались, знали только, что есть у покойной матери сестра, которая много лет назад навещала их, привозя деревенские гостинцы: варенье, румяные душистые яблоки, сушеные грибы.
Помнила Валя только название деревни.
Подумала: _на похороны не звали, значит, скорей всего, тетка жива.
Попросила помочь знакомого мужчину, завернули Зойку в одеяло, уложили на заднее сиденье машины и поехали в деревню Самоварово.
Деревню нашли, дом тетки Ольги тоже нашли.
Да и что там искать-то было: четыре жилых домишки - вот и вся деревня.
Зойку в одеяле уложили на теткину кровать, Валентина выложила на стол деньги со словами:
помирает она, а мне ехать надо, тёть Оля. Деньги на похороны – может, приеду когда, чтобы хоть могилку найти.
Тут и на оградку и на памятник хватит.
И ключ от Зойкиной квартиры тетке отдала.
А кому ещё-то?
От чая отказалась и уехала...
Тетка Ольга, 68-летняя, ещё бодрая одинокая женщина, развернула Зойку,
убедилась, что та ещё дышит и пошла кипятить самовар.
Пока самовар грелся, она нарезала в термос сушеной травки из холщовых мешочков, всыпала каких-то ягод, потом заварила всё кипятком и оставила настояться, плотно закрыв крышку.
Три дня она поила Зойку травяными настоями с мёдом, почти насильно вливая в рот чайной ложечкой каждые полчаса.
Даже ночью.
На четвертый день в рацион добавила молоко своей козы Марты.
Тоже чайной ложкой.
Потом в ход пошли овощные отвары и куриный бульон.
Курицы у тетки тоже были свои.
Немного, всего семь, но она не пожалела и двух пустила на бульоны для умирающей племянницы.
Через месяц только Зойка самостоятельно смогла сесть в кровати.
Тетка Ольга её стала на саночках в баню возить (зима уже была), закутает в платок пуховый да в одеяло и везёт.
А в бане тоже разные травки заварены и Зойку этими настоями тетка Ольга мыла.
А потом волосы Зойкины расчешет и они пахнут травой и летом...
Одинокая тётка Ольга вложила всю свою нерастраченную любовь и заботу в племянницу и выходила её.
Вот так, чайной ложечкой вливая в умирающую Зойку вместе с настоями частички своей доброй души.
Дорогие клиники и колдуны не смогли спасти погибающую девушку,
а родная тетка смогла.
Зойка выжила.
Окрепла от вкусного, пахнувшего клевером молока козы Марты, от утренних нежных омлетов из свежайших яиц.
Волосы стали шелковистые и блестящие.
На щеках появился румянец.
И оказалось, что она красавица с голубыми глазами.
Потихоньку стала помогать тетке по дому, потом и в хлеву: научилась доить Марту, собирала каждое утро свежие яица.
Еду они готовили простую, почти всё со своего огорода.
Зойка, вернувшись с того света, не вспоминала свою прошлую жизнь, ей нравилась эта, новая, с чистого листа.
Она стала видеть, как встаёт утром солнце, как бегут по небу белые облака, как распускаются весной цветы.
А в прибрежных зарослях местной речки появилась утка с маленькими утятами и Зойка ходила их кормить булкой.
А ещё у неё открылся один талант.
Тетка Ольга научила девушку вязать крючком.
Сначала Зойка вязала салфеточки, потом они съездили с теткой в город, накупили много разных мотков шерсти, и Зоя стала вязать большие пушистые шали с удивительными узорами.
Посыпались заказы на необыкновенную красоту. Зойка стала хорошо зарабатывать.
Через три года красавица Зойка увезла любимую тётю из глухой деревни Самоварово в тихий городок на берегу тёплого моря, где сложив теткины сбережения и свои - за продажу эксклюзивных шалей, купила для них небольшой уютный домик с маленьким садом.
По утрам коза Марта, доставку которой специальным фургончиком оплатила Валентина, сорвав с нижних веток яблони очередное яблоко, неспеша пережевывает его и задумчиво смотрит на море.
Там, в теплом море, недалеко от берега купаются две любимые ею женщины...
А знаете, что самое замечательное в этой истории? Она реальная…
***
Для того, чтобы сверить свои мысли, родившиеся в душе после прочтения этого повествования, с наказами святых отцов, приведем вам цитаты из писем святого преподобного Амвросия Оптинского (цит. по Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – изда 2--. – Москва: ДАРЪ, 2007. – 352 с)
- ...Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10). Ибо любящий ближняго, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13:8). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия.
- Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дявол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.
- Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет.
- От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
- Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: Возлюби ближняго твоего, как самого себя (Мф. 22:39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды (см. Еф. 6:14), т.е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих (см. Мф. 5:44).
- Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение.
- К этому присоедини и Нагорную проповедь Господа в 5, 6 и 7-й главе от Матфея. Помни и сказанное в псалме: Все пути Господни милость и истина ( Пс. 24:10), т.е. должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение, а от себя самих требовать всякой истины – исполнения заповедей Господних.