Новости Алтайской митрополии
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Официальное название в Русской Православной Церкви праздника Сретение Господне – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Сретение Господне – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрёт, пока не увидит исполнения пророчества.
|
| Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
|
Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдёт душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.
ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЛОВЕ ПАСТЫРЯ
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры, сегодня мы празднуем Сретение Господне. Само славянское слово «Сретение» означает встреча. В сегодняшнем Евангелии мы слышали о встрече младенца Христа, принесенного в Храм Господень Девой Марией и Иосифом обручником, со старцем Симеоном и праведной старицей Анной. Господь сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить», - это исполнилось и в этом празднике.
***
Ветхозаветный закон повелевал на сороковой день после родов посвящать первенцев Богу, и мальчик приносился в Храм Господень. Согласно закону Моисееву, в этот день приносилась жертва всесожжения и жертва во оставление грехов. Богатые люди приносили ягненка и голубя, а кто был беден две горлицы или двух птенцов голубиных. В этот день впервые в истории человечества был посвящен Богу младенец Христос ради нашего спасения. Он единственный чистый и непорочный первенец, жертва от всего рода человеческого, приносится и посвящается Богу Отцу.
***
Главным действующим лицом праздника кроме младенца Христа и Его Пречистой Матери является праведный Симеон Богоприимец. Кто такой этот праведный Симеон? Почему ему уделяется такое внимание? Мы знаем из Евангелия, что он был благочестив и праведен, и достиг святости, и Дух Святой пребывал с ним. Согласно преданию, Симеон был переводчиком Священного Писания и жил примерно около 300 лет до Рождества Христова. Когда египетский царь Птоломей Филадельф захотел иметь у себя в Александрийской библиотеке перевод священных книг с еврейского на греческий язык, он пригласил 70 мудрых переводчиков, в числе них и был Симеон.
***
Когда он переводил книгу пророка Исайи и дошел до пророчества о Христе, где сказано «се, Дева во чреве приимет и родит Сына», он засомневался в этом, так как это превыше естественных законов. Он захотел исправить слово дева на слово жена, но был остановлен силой Божией не делать этого, и получил откровение и обетование Господне, что он не умрет до того, как сам своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Получается около 300 лет ждал этот древний старец этого дня встречи со Христом. Праведный Симеон олицетворяет собой весь Ветхий Завет, который так ждал и жаждал увидеть пришествие Спасителя, и что было обещано пророкам праотцам, он увидел лицом к лицу и телесным, и духовным зрением. Когда он взял на руки младенца Христа, он благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром». Исполнившись пророческого духа, старец предсказал будущее о Христе, о верующих и неверующих в Него, о страданиях Богородицы при Кресте Господнем. Еще была здесь и праведная Анна, дочь Фануилова, вдовица 84 лет, которая в молодости своей овдовела, и служила Богу постом и молитвой при Храме Господнем. Ей так же за ее чистоту и святость было открыто Богом, что принесенный ныне в Храм младенец - это Миссия, Господь Христос.
***
Дорогие братья и сестры, задумаемся, в чем суть сегодняшнего праздника и какое отношение он имеет к нашей современной жизни. Суть торжества – это встреча всего человечества в лице праведных Симеона и Анны с Богочеловеком Иисусом Христом. Этот праздник свидетельствует нам, что Тот, которого ждали и провозвещали пророки, и пришел во плоти на землю, и эти люди - живые исторические свидетели и очевидцы этому таинству. Удивительно то, что не первосвященникам и фарисеям открылся Христос, а старцу и старице, которые постом и молитвой очистили свое сердце от страстей и стяжали Духа Святаго. И для нас с вами очень важна эта встреча праведного Симеона со Христом. Господь говорит через псалмопевца: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Христос явил, открыл себя миру, Он нам дал Святую Церковь, Священное Писание и Предание, Святые Таинства. Он желает и жаждет того, чтобы мы искали и познали Его. А по-настоящему встретить и познать Христа можно только Духом Святым, как пишет об этом прп. Силуан Афонский и другие святые отцы. А путь к этой встрече и к познанию Христа в Духе Святом показан нам примером праведных Симеона и Анны. Это хранение заповедей Господних, пост, молитва и покаяние. А главное условие нашей встречи с Господом, чтобы она была для нас во спасение, а не в осуждение, - это чистота сердца, как сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
***
| Для полноты нашей радости важна встреча не только с Богом во Христе, но и с человеком. Например, встреча с духовным отцом или матерью, которые показывают нам путь ко спасению и приводят ко Христу. Для многих встреча человека - это обретение верного друга или второй своей половинки, встреча именно с тем человеком, кто становится нами самым любимым и близким, и не только по телу, но прежде всего по душе, по духу, по единомыслию и единодушию с нами. |
Еще праздник Сретения Господня наталкивает нас на мысль, что каждая наша встреча с человеком посылается нам Богом для нашей пользы, ведь в жизни нам приходится встречаться с разными людьми, порой неверующими или неприятными нам. Будем учится и из этих нежеланных нами встреч извлекать духовную пользу, а пользу мы получим, если мы научимся, по слову Христову, любить ближнего своего, кто бы он не был: плохой или хороший, враг или друг. Нужно в каждом человеке видеть красоту души и образ Божий, благоговейно и трепетно относится к каждому человеку, уважая его позицию и взгляд на жизнь, не посягая на его личность, а просто любя его.
***
| Дорогие братья и сестры, в праздник Сретения Церковью установлено праздновать день православной молодежи. Всем нам известно, что молодежь - это будущее нашей страны, поэтому очень важно, какие приоритеты будут поставлены в их жизни, потому что всё это отразится на нашей Родине. Если на первом месте у нашей молодежи будут такие ценности, как Бог, семья, нравственность, то можно ожидать возрождения, а если главные ценности будут материальными, эгоистичными, потребительскими, то хорошего из этого ничего не выйдет.
|
В молодости человек имеет много жизненной энергии, энтузиазма, он стремиться все узнать и попробовать. Хотелось бы пожелать молодым людям и всем нам того, чтобы эту энергию любви и познания, которую заложена в нас Богом, мы направили не на красоту этого земного бытия, не на душевные и телесные удовольствия, которые предлагает нам мир, а на дела любви, на поиск, познание Бога и любовь к Богу и ближнему. Дух человека так сотворен Богом, что он не может насытиться ничем земным, тварным. И даже если мы будем иметь все богатства, все удовольствия этого мира, мы не обретем в них упокоения. Только во Христе, в Боге может упокоится, ощутить полноту бытия наш дух, наше сердце.
***
Да сподобит и нас Господь в нашей жизни на земле по молитвам Богородицы, святых праведных Симеона и Анны той долгожданной встречи со Христом в нашем сердце.
Аминь!
Проповедь иеромонаха Севастиана в Спасо-Преображенском соборе после Божественной Литургии на Сретение Господне
ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, КИРИЛЛА В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. СЛОВО НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (как достигнуть блаженства Сретения Господня?)
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ. СЛОВО В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ИКОНЕ
Много мы найдем икон, фресок, картин, посвященных празднику Сретения Господня. Однако сердце лежит к творчеству святого преподобного Андрея Рублева, величайшего русского иконопица. Поэтому и предлагаем вашему вниманию рассказ об иконе Сретение прп. Андрея Рублева.
Андрей Рублёв. "Сретение".
Благовещенский собор Московского Кремля.
Андрей Рублёв. "Сретение"
А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» - встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…
На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней Обручник.
Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.
Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.
| ||||
| А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, - таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни - придется укорениться в мире только через жертву.
| |||
Андрей Рублёв "Сретение" |
Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея - и здесь он не расходился с традицией - ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.
Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».
Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.
ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ПЕСНОПЕНИЯХ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ТРОПАРЬ, КОНДАК, ВЕЛИЧАНИЕ.
|
| Что поется в этот день в храме? ПРЕПОДОБНЫЙ РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ. КОНДАК НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
|
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ПРАЗДНИКИ