Новости Бакинской епархии

Адрес сайта Бакинско-Прикаспийской епархии - baku.eparhia.ru
 
26 Января 2011

С 23 по 26 января 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Москве прошли ХIХ Международные Рождественские образовательные чтения «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».

24 января торжественное открытие в Государственном Кремлевском дворце и первое пленарное заседание возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. В своем приветственном слове Святейший Патриарх Кирилл отметил, что ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе. Рассказывая о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», Святейший Патриарх привел некоторые статистические данные:

«Хочу поделиться с вами некоторыми статистическими данными и итогами первого этапа апробации федерального эксперимента по введению Основ религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). Двадцать один регион России участвует сейчас в апробации, в ней уже приняли участие около 240 тысяч пятиклассников, и такое же количество четвероклассников включается в эксперимент с начала 2011 года. Общее количество школ, в которых преподается ОРКиСЭ, -10 тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тысяч учителей. Несмотря на то, что до конца апробации еще далеко, можно говорить о некоторых существенных тенденциях, выявившихся на начальной фазе. Хотел бы в этом разговоре опереться на данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 г. по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках подготовки к слушаниям по итогам первого этапа апробации.

Итак, абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией. Таким образом, сами факты опровергают мнение, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное – общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России – стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от Средних веков до наших дней. Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур».

Коснувшись темы катехизации, Святейший Патриарх подчеркнул, что «катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования». Предстоятель также отметил, что «сейчас нельзя ограничиваться лишь отдельными просветительскими программами, которые держатся на энтузиазме инициативных священников и мирян. Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях от приходского до общецерковного. В каждой епархии, в каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности с учетом потенциала как отдельных приходов, так и межприходского взаимодействия».

Заканчивая свое выступление, Святейший Патриарх сказал: «Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божьего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3, 17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного».

С докладами на открытии Чтений выступили министр образования и науки А.А. Фурсенко, министр культуры А.А. Авдеев, министр иностранных дел С.В. Лавров, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов, председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий.

В президиуме Чтений работали Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Торшин, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиска, министр иностранных дел России С.В. Лавров, министр образования и науки России А.А. Фурсенко, министр культуры России А.А. Авдеев, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов, председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, председатель комитета Государственной Думы по образованию Г.А. Балыхин, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы А.Н. Горбенко.

В адрес Рождественских чтений поступили приветствия Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Правительства России В.В. Путина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова, мэра Москвы С.С. Собянина.

Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Работа чтений в последующие дни проходила в секциях по 10 направлениям:

1. Катехизация и Таинства Церкви;

2. Церковь и школа: взаимодействие церковной, государственной и негосударственной систем образования;

3. Семья в современном мире;

4. Пути промысла Божия и святоотеческое наследие;

5. Церковь и общество;

6. Церковь и культура;

7. Церковь и СМИ;

8. Социальное служение Церкви;

9. Церковь и наука: пути взаимодействия;

10. Церковь и работа с молодежью.

Закрытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений состоялось в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 26 января. В рамках церемонии закрытия прошло награждение победителей и лауреатов VI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Детям, занявшим первые места, были вручены патриаршие грамоты. Все победители получили грамоты председателя Отдела религиозного образования и катехизации русской Православной Церкви и памятные подарки. Награды вручили председатель Отдела епископ Зарайский Меркурий и руководитель Фонда просвещения «Мечта» В. А. Сигаева. Также в рамках закрытия чтений были вручены награды победителям конкурса фотографий для профессионалов и любителей «Вера в России». С концертом для участников XIX Международных Рождественских образовательных чтений выступил хор Московских духовных школ под руководством игумена Никифора (Кирзина).