Новости Бакинской епархии
Епископ Митрофан (Поликарпов Николай Иванович) родился 1 апреля 1871 года в селе Источное Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Отец, Иван Петрович Поликарпов (?–1885) более двадцати лет прослужил священником в местной Покровской церкви. Прихожане любили его “за ласковое обхождение с ними, непритязательность и трезвость”. Образование Николая Поликарпова было традиционным для детей духовенства: Воронежское духовное училище (1885), духовная семинария (1891). Академического образования он в тот момент не получил, а стал учителем в приготовительном классе духовного училища. В августе 1895 года его приняли в родную бурсу на должность надзирателя. В 1900 году, покинув семинарию, он стал членом-секретарем епархиального училищного совета. Послужной список коллежского советника, кавалера орденов святого Станислава и святой Анны оставался неизменным до 1915 года.
В начале 1890-х годов Николай Поликарпов женился на дочери священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда Софье Андреевской, у них родились сыновья Владимир и Сергей. Шурин Поликарпова, Иван Ардалионович Андреевский (1875–1961) стал впоследствии известным религиозным деятелем катакомбной церкви, страдальцем за веру и многолетним узником сталинских лагерей.
Николай Иванович Поликарпов два десятилетия преподавал Закон Божий в женском училище Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе Собкевич.
Епископ Митрофан (Поликарпов) стал первым иерархом, вся жизнь которого проходила на глазах воронежцев. Церковный историк и педагог, он вступил на стезю священнослужителя, причем произошло это в самые неблагоприятные для верующих времена.
Будучи семинаристом, будущий святитель проявил себя как талантливый исследователь, превосходный историк. На протяжении всей своей жизни он занимался исследованием жизни и деятельности первого Воронежского епископа – Святителя Митрофана, канонизированного в 1832 году. Он посвятил ему множество статей, подробно исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и прокомментировал Синодик святителя.
Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Поликарпова в глубокого знатока местного церковного прошлого. Не случайно В.В. Литвинов в 1909 году назвал его “наиболее трудолюбивым исследователем истории и старины”. Труды его отличались “редкой тщательностью в сообщении исторического материала, документальностью”.
1915 год резко изменил судьбу Н.И. Поликарпова. Летом того года на фронте погиб его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии – студент Военно-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском кладбище. О судьбе второго сына и жены историка мы ничего не знаем.
В 1915 или 1916 году (документы называют разные даты) Н.И. Поликарпов поступил в Киевскую духовную академию. Там его застали революция, смена властей и распад империи. В 1919 году он завершил образование со степенью кандидата богословия. Возвратиться в Воронеж он сразу не смог, стал перебиваться случайными заработками в Киеве: работал конторщиком в сыпнотифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе.
16 марта 1922 года, “желая замолить грехи свои и своих умерших родителей и детей”, Н.И. Поликарпов принял монашество в Киево-Печерской Лавре со столь дорогим ему именем Митрофана. В течение двух лет он прошел необходимые ступени послушания – монах, иеродиакон, иеромонах. В эти же годы (1921–1923) у инока Митрофана была возможность вспомнить прежние профессиональные знания. По совместительству со служением в Лавре он состоял научным сотрудником Всеукраинской Академии наук; характер научной работы, правда, остается нам неизвестным.
Иеромонах Митрофан переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении вернуться в Воронеж. Два его письма, отправленные в августе 1923 года владыке Владимиру (Шимковичу) были перехвачены чекистами и использованы в оперативной работе. Само обращение к Владимиру, возглавлявшему епархию, которая оставалась в подчинении Патриарха Тихона (Белавин; †1925; впоследствии святителя-исповедника) и вела борьбу с обновленцами, делало очевидной ориентацию самого Поликарпова. В Воронеже он надеялся стать настоятелем Одигитриевской часовни, расположенной между кафедральным Троицким собором и Митрофановским монастырем – “двумя важнейшими центрами живоцерковников”.
5 октября 1923 года на заседании Священного Синода иеромонах Митрофан был избран епископом Бутурлиновским, викарием Воронежской епархией.
7 января 1924 года в г. Москве он был хиротонисан во Епископа Бутурлиновского Святейшим Патриархом Тихоном. В Воронеж епископ Митрофан приехал 1 февраля 1924 года. Появление в городе человека, которого хорошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило обновленцев, и они, попросту говоря, заваливают его доносами.
Уже в середине февраля епископа Митрофана разыскивают чекисты (адресов, где он мог жить, было несколько: часовня на Старо-Конной площади, дом шурина Иоанна Андреевского, квартира брата, Федора Поликарпова). В тот момент нашли его по адресу: улица Солнце Свободы, дом 44, квартира Домашева. С епископа взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении церкви: со стороны государства он считал декрет закономерным, а для церкви полезным.
Но собственные слова Поликарпова о лояльности к власти мало что значили в сравнении с доносами священников-обновленцев из Митрофановского монастыря о том, что он “мутит” не только против “Живой Церкви”, но и “против Соввласти и большевистской партии”. Они уверяли, что “Поликарпов привез из Москвы от бывшего Патриарха Белавина золотые кресты для подкупа попов на пропаганду против коммунистов. Один крест уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского”.
Не мудрствуя долго, чекисты определили епископу Митрофану кличку “монах” и установили за ним тайную слежку. Копилка фактов быстро пополнялась. 9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря говорил проповедь антисоветского содержания. Ему “поддакивал контрреволюционный поп” Стефан Ширкевич. 10 марта: в Бутурлиновке ожидается приезд ставленика Патриарха Тихона. Желая возврата к старине, многие приходы отказываются от священников, лояльных к Советской власти. 14 марта: служил в Воскресенской церкви вместе с архимандритом Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда. Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к Патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах агитировал за тихоновцев, против Советской власти.
Итожа наблюдения, чекисты делали вывод: “В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика за веру”.
Понимая, что действия епископа Митрофана не выходят за пределы церковной жизни и сознавая шаткость собранного компромата, чекисты предложили ему уехать из Воронежа, угрожая в противном случае арестом. 13 марта 1924 года епископ представил в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того, чтобы избежать заключения и спасти свой живот. 22 марта Митрофан, не проживший в Воронеже и двух месяцев, был арестован. Допросы носили формальный характер, виновным он себя не признал. 8 апреля в Доме заключенных его освидетельствовал врач: “следовать на север может”. На следующий день последовало объявление об окончании следствия. В обвинительном заключении предполагалось дело Поликарпова направить в Особое совещание для заключения его на три года в Архангельский лагерь.
Из г. Воронежа епископ Митрофан был сослан в г. Бугульму Самарской области. 20 января 1925 года он был назначен епископом Бугульминским, викарием Самарской епархии. Некоторый период временно управлял Казанской епархией.
Неожиданно в судьбе епископа Митрофана произошли перемены, в 1925 году он вновь был арестован. Его отправили в Бутырки, следствие несколько раз продлялось, его даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особого совещания последовало только 19 июня 1925 года: высылка в Оренбургскую область на три года. В феврале 1928 года его досрочно освободили, разрешив выбор места жительства по собственному усмотрению.
В сентябре 1928 года епископ Митрофан приехал в Москву и обосновался в Даниловом монастыре.
В 1931 году был назначен на Бакинско-Прикаспийскую кафедру с пребыванием в г. Баку. Руководил Успенской православной, так называемой тихоновской, общиной. По воспоминаниям современников епископ Митрофан был небольшого роста, прекрасным проповедником и пользовался большим почитанием у верующих, что вызывало ярую ненависть обновленцев. Служил Владыка Митрофан весьма редко, но часто исповедовал людей. Часто проводил с верующими беседы на темы Священного Писания, в которых на библейских примерах призывал паству к терпению и мужеству.
За произнесение слова в память императора Петра I и поминовение его имени на панихиде был обвинен в контрреволюционной деятельности и арестован 29 января 1933 года.
7 мая епископ Митрофан был приговорен к 3 годам местного заключения, а 31 мая 1933 года Правительственная Комиссия Аз. ССР постановила направить его как социально опасного в концлагерь ОГПУ.
23 января 1934 года был освобожден из-под ареста с условием выезда за пределы Азербайджана в двухдневный срок.
Скончался 16 декабря 1934 года и был погребен на городском кладбище Чембрикенд.
Епископ Митрофан в составленном им самим завещании просил, чтобы его будущий преемник по Бакинской кафедре при прекращении гонений на веру перезахоронил его останки в кафедральном соборе г. Баку.