Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Важность и особенность Великой субботы в том, что, с одной стороны, это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой – это то время, когда совершается победа Господа над смертью и адом. Одним словом, смерть и воскресение в Великую субботу всегда вспоминаются вместе.
Краткая хроника событий, произошедших после пятницы, когда Христос принял крестную смерть, согласно Писанию, такова. По римскому обычаю, тела тех, кто был распят, традиционно оставались на крестах с тем, чтобы в итоге стать добычей птиц, но при этом можно было попробовать получить разрешение начальства, чтобы похоронить их.
За таким разрешением к Пилату пришел один из членов синедриона, Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа: он приобрел плащаницу (специальное дорогостоящее полотно) и попросил у Пилата выдать ему тело Христа.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Уже в субботу утром совершается следующее очень важное богослужение. Это вечерня с литургией Василия Великого, которая считается одной из самых красивых служб церковного года. Часть Литургии совершается в центре храма перед плащаницей.
После Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом, и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме, который был построен на месте горы Голгофы, месте погребения Христа, и сада, где Его, воскресшего, встретила Мария Магдалина.
В субботу примерно в полдень в храм Воскресения входит крестный ход во главе с патриархом Иерусалимским и три раза обходит вокруг часовни, возведенной над Гробом Господним. Процессия останавливается перед ее вратами. В это время в храме находится множество людей, все огни потушены. Часовню и даже самого патриарха, снявшего облачения, обыскивают полицейские – они удостоверяются, что нет ничего, чем можно было бы тайком разжечь огонь.
Затем патриарх входит в часовню и становится на колени перед Гробом Господним, моля Бога о ниспослании Святого огня. Бывает, что патриарх может молиться часами, однако каждый год в ответ на его молитвы на мраморной плите Гроба Господня появляются шарики огня. От этого огня патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем передаются народу. Собравшиеся люди с ликованием и радостью передают Благодатный огонь друг другу.
В двенадцатом часу ночи в храмах России совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоан. 16, 22).
Сразу после Полунощницы начинается Пасхальный Крестный ход и Пасхальная заутреня, в ходе которой впервые звучит возглас «Христос Воскресе!». Наступает Пасха.