Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
«Радуйся, Божие к смертным благоволение, радуйся, смертных к Богу Дерзновение».
Акафистное пение давно любимо верующими. Вне времени поста акафисты очень часто служатся в храмах. «Радуйся!», – обращаемся мы к тому или иному угоднику Божию, к Богородице, к Самому Спасителю, и что может быть прекраснее молитвы, которая «не ищет своего», не просит ничего временного и суетного, а лишь прославляет святость. А между тем, в уставе ничего не сказано о служении акафистов. Так неужели это самочинная традиция?
На самом деле, греческий устав, воспринятый и Русской Православной Церковью, один раз в году все-таки предписывает служение Акафиста, и притом дивного – Акафиста Божией Матери, Царице неба и земли.
Акафист Божией Матери, единственный «уставной» Акафист, стал образцом для написания множества других.
Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть.
Все акафисты по сути своей – хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены сообразно 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос – архангельским приветствием «Радуйся...» Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей.
По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках Таинство воплощения, а в икосах – величие Пресвятой Девы.
Особенность субботы пятой седмицы Великого поста в том, что акафист входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь сразу, а раздельно, в четыре приема. Каждая часть начинается и кончается пением кондака: «Взбранной Воеводе...» И, зная историю создания этого Акафиста, понимаешь, почему первый эпитет, которым верующие обращаются к Богородице, – именно «взбранная», ведь в переводе с церковнославянского это значит «непобедимая».
«Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48), – сказала Божия Матерь еще до рождения Спасителя, и, действительно, это пророчество исполняется уже две тысячи лет.
Ни об одном из святых нельзя так сказать – чтобы его прославляли «в роды родов», все, всегда и непрестанно! И ведь мы чтим Богородицу не просто за единичный великий подвиг прошлого, который имеет решающее для человечества значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви не только не прекращаются, но и возрастают.
Служба «Похвала Пресвятой Богородице», совершаемая ближе к концу Великого поста, не просто напоминает о некогда бывшем в Греции чуде, но укрепляет нас в вере и надежде воскресения, показывая чудесный пример того, чем может стать человек, чем стала Сама Богородица – Царицей Неба и Земли. Ведь Церковь постоянно учит нас, что к святости призван каждый.
«Радуйся, чудес Христовых начало…», – торжественно поем мы сегодня, обращаясь к Божией Матери. А уже через две недели – Страстная Пятница, когда будет сбываться грозное пророчество Симеона Богоприимца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк. 2, 35). Дева Мария будет стоять у креста, на котором умирает Ее Сын, и это будет начало Его главного чуда – Вокресения.
По материалам
Интернет