Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ
Преподобный Сергий родился в 1314 г. у ростовских бояр Кирилла и Марии. Еще будучи беременной, стоя однажды на литургии, Мария была испугана криком ребенка, раздавшимся из ее чрева трижды,— перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской и при возгласе «Святая святым». Новорожденный изумлял родителей необычным постничеством: в среду и пятницу совсем не ел молока, в другие же дни, стоило матери поесть мяса, отказывался от груди. При крещении младенца назвали Варфоломеем,
Когда он подрос, то стал повторять слова молитв за матерью и с удовольствием ходил с ней в храм. Но когда родители отдали трех своих сыновей учиться, младший, Варфоломей, оказался таким непонятливым, что никак не мог научиться читать, чем очень огорчал родителей. Отец послал его однажды привести лошадей с поля, и там, под дубом, мальчик увидел молившегося старца. «Отче святый, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту»,— попросил Варфоломей. Инок прочел молитву и дал мальчику кусочек просфоры: «Отныне Бог дает тебе, чадо, уразуметь грамоту». Варфоломей очень обрадовался и упросил инока посетить дом его родителей. Велико же было их удивление, когда перед трапезой их сын стал стройно читать псалмы. Прощаясь, старец сказал Марии: «Велик будет ваш сын перед Богом и людьми, он станет избранной обителью Святого Духа».
С этого времени мальчик без труда читал и не пропускал ни одного богослужения. Он наложил на себя строгий пост: хлеб и вода в обычные дни, а в среду и пятницу — никакой еды. Когда Варфоломею было 15 лет, родители его, сильно обедневшие после татарских набегов, переселились в Радонеж, под Москвой. Двадцати лет Варфоломей стал просить родителей отпустить его в монастырь, но Кирилл и Мария хотели, чтобы сын дождался их кончины. Перед смертью они постриглись в Покровском монастыре.
Похоронив родителей, Варфоломей и старший брат его Стефан, овдовевший и принявший монашество, решили стать отшельниками. В глухом лесу братья поставили церковь и келью, но вскоре, не выдержав суровой жизни, Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, постриженный с именем Сергий, обретал все большую духовную силу, и вскоре около него собралось 12 иноков, искавших его наставничества Преподобный Сергий выполнял самую тяжелую работу: своими руками поставил кельи, носил воду, рубил дрова. Он же выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии. Иноки удивлялись, как, соединяя тяжелый труд с молитвой, бдением и постом, преподобный оставался бодр и крепок. По общему желанию братии, но вопреки своей воле преподобный Сергий был поставлен игуменом Умножая свои подвиги, каждый день преподобный служил Божественную Литургию, причем сам делал для нее свечи, варил кутью, молол муку, пек просфоры. Святой Сергий был не менее требователен и к братии.
Пройдя через пору испытаний нуждой, в которой Господь не оставил обитель, Радонежская пустынь стала расти и укрепляться. Однажды, когда святой Сергий молился об обители и учениках, внезапно раздался голос: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: посмотри, видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы!» И он увидел множество прекрасных птиц, влетавших в монастырь и за его ограду. Тот же голос сказал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя оно не оскудеет, если они станут следовать твоими стопами».
Имя и дело преподобного Сергия тем временем стало известно и в Иерусалиме, и в Константинополе, и на Афоне. С Афона в Радонеж пришел благодатный старец, именем также Сергий, и отдал себя под его руководство. Тогда же по благословению Патриарха Константинопольского Филофея в монастыре было введено общежитие, форма монашеского жития, которой еще не знали в этой части Руси, когда и пища, и одежда — все становится общим. Слова из послания Патриарха преподобному Сергию: «Все хорошо в твоем монастыре...» свидетельствуют о том, что в обители преподобного Сергия по образу Святой Горы господствовала Иисусова молитва, ибо Патриарх Филофей был ревностным учеником св. Григория Паламы, учившего об Иисусовой молитве, и не мог бы одобрить монашескую жизнь, протекающую без нее. Помимо внутреннего делания, преподобный заповедовал братии дела милосердия — нищелюбие, страннолюбие, уход за больными. По дороге, которую к тому времени провели мимо монастыря, приходили в него нуждающиеся в приюте, пище, духовном и физическом исцелении. Тогда же проявились духовные дары преп. Сергия: по его молитве исцелялись больные, изгонялись бесы.
Однажды святитель Стефан Пермский, проезжая в восьми верстах мимо монастыря, остановился и поклонился преподобному со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время святой Сергий, который сидел с братией за трапезой, встал и, сотворив молитву, поклонился епископу со словами: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, благословение Господне да будет с тобою». Братии же он объяснил, кого и почему он приветствовал.
Ученик преподобного Исаакий, благословленный Сергием на подвиг молчания, видел в момент благословения пламя, осенявшее руку святого. В другой раз ему чудесным образом открылось, что неизвестный священнослужитель в блестящих ризах сослужил на Литургии преподобному. На вопросы братии святой Сергий сказал, что это был Ангел, сослужающий ему всегда, но запретил им об этом рассказывать.
В другой раз во время Литургии инок Симон увидел, что по Святому Престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая Сергия. А перед причащением его Святых Таин, огонь, свившись подобно пелене, погрузился в Святую Чашу, из коей и причастился преподобный Сергий. В чудесном видении, бывшем преподобному Сергию в присутствии его ученика Михея, Пречистая Богородица, явившаяся вместе со святыми Апостолами Петром и Иоанном, обещала, что никогда не оставит его обители не только при жизни его, но и по отшествии к Богу.
В 1380 г., перед походом против татарского хана Мамая, великий князь Димитрий Донской, собрав войско, посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение преподобного игумена. Святой Сергий благословил ему в помощь двух иноков своей обители: схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Благословляя князя на ратный бой он предсказал ему победу. Во время сражения на Куликовом поле, с которого началось освобождение от татарского ига, преподобный Сергий с братией стоял па молитве и просил Бога о даровании победы русскому войску.
Будучи глубоким старцем, преподобный предузнал свою кончину, за полгода до нее благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона и завещал ему и всей братии: «Внимайте себе. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Преставился преподобный Сергий в безмолвном уединении 25 сентября 1392 г.