Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
16 Сентября 2014

Притча о брачном пире

Слово настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Нижнекамск протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 14-ю по Пятидесятнице 

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение, в котором рассказывается притча о брачном пире. В Евангелие повествуется, что собрался народ и Христос говорил притчами. Он сказал: «Царствие Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф. 22, 2). То есть Царствие Небесное подобно брачному пиру. Посредством этой притчи Господь хочет нам дать почувствовать вкус Царствия Божьего и предлагает простой и понятный образ брачного пира — праздник, веселье, радость. Как сказано в притче, «царь повелел рабам своим звать званных на брачный пир, и не захотели прийти». Очень интересно. Тебя же не сосед по площадке зовет, тебя царь зовет! Ладно бы он еще звал картошку копать или кирпичи таскать, но тебя же на праздник зовут. Тогда царь сказал рабам своим: «Идите на распутье и кого встретите, всех зовите на брачный пир». Они пошли на дороги, собрали всех, кто им встретился: и злых, и добрых. В Евангелие от Луки сказано, что собрали нищих, увечных, хромых, слепых на этот брачный пир.

Все Святые Отцы трактуют эту притчу одинаково: царь-человек — это Бог Отец; сын царя — это Сын Божий Иисус Христос; невеста — это Церковь; брачный пир — это Царствие Божие. Рабы, которые звали званных — это пророки, которых Господь посылал народу Израиля, чтобы призвать их к спасению. Но народ Израиля в большинстве своем не откликнулся на этот призыв, тогда собрали всякий сброд (нищих, хромых, слепых).

Кто такие нищие? Нищие — это мы с вами. Нищие — это языческие народы. Наши предки, было время, не знали даже имени Христова. Кто такие увечные? Это те люди, которые вели настолько греховный образ жизни, что подорвали свое здоровье. Кто такие хромые? Хромые — это неспособные на добродетельную жизнь. Кто такие слепые? Это те, которые не видя Свет Христов. Все про нас. Некоторые из нас подорвали, прогуляли, промотали свое здоровье. Добрые дела — раз, два и обчелся. Свет Христов. Какой Свет? Мы тут белого от черного отличить не можем.

Если посмотреть на церковный народ, то здесь собрались далеко не самые лучшие, далеко не самые умные, далеко не самые образованные, далеко не самые богатые, далеко не самые разумные. Апостол Павел говорит: Кто вы призванные? Мало из вас значащих, но Бог избирает ничего не значащих, чтобы посрамить значащих. Именно нас с вами, неспособных на добродетельную христианскую жизнь, Господь и зовет на Свой пир в Царствие Божье. Но в притче сказано, что если ты хочешь присутствовать на празднике, то ты должен быть соответствующе одет в праздничные одежды, в брачной одежде. Где взять эту одежду? Ее брать нигде не надо. На Востоке был такой обычай: кто приглашал на пир, тот и выдавал эту одежду. Человек приезжал издалека на верблюде, осле, лошади весь в пыли. Там кругом песок, пыль. Он приезжал, верхнюю одежду снимал, ему хозяин пира выдавал чистую праздничную одежду: «Одевайся. Милости просим к столу». Не надо было эту одежду не зарабатывать, не выкупать, не заслуживать. Если тебя пригласили, то тебе эта одежда полагается.

Святые Отцы говорят, что под брачными одеждами надо разуметь одежду праведности, чистоты и святости, то есть такой стандарт. Господь говорил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Праведность, чистота и святость — только это позволяет нам войти в Царствие Божье. Как стяжать святость, чистоту, праведность? На самом деле эта одежда праведности не наша, а это праведность Иисуса Христа, которую Он для нас приобрел на Кресте. Он нашу грязную, пыльную одежду, запятнанную грехами, страстями, болезнями одел на Себя, а в замен дал чистую без пятен, белоснежную, святую одежду праведности, причем эту одежду он приготовил для каждого, будь ты хороший ты или плохой, слепой, хромой, но тебя ждет эта одежда. Апостол Павел говорит: «Благодатью вы спасены через веру! И сие не от вас, а дар Божий» (Еф. 2, 8-9). Единственное, что от нас требуется, — это принять с благодарностью этот дар, подарок, говоря: «Господи, я принимаю, я хочу быть с Тобой».

Дальше по притче царь вошел посмотреть возлежащих и увидел человека, одетого не в брачную одежду, он сказал: «Друг, почему ты не в брачной одежде? Как ты вошел сюда?» Но он молчал. Выяснилось, что он не посчитал нужным одеть одежды, пренебрег даром Божьим, и его вывели. Так часто бывает. Человек вроде не против брачного пира, не против Царствия Божьего, но в то же время рубашечку свою греховную тоже не хочет снимать. Но так не пойдет. Выбирай: или ты туда, где тьма внешняя и скрежет зубов; или сюда, где трапеза Господняя. Подумай, Господь тебе же не коврижки предлагает. «А я хочу от жизни взять все, хочу все попробовать!» Так Господь тебе все и предлагает.

Евангелие 10 глава от Иоанна. Господь говорит: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». Ни половину, ни две третьих, а с избытком. А в 15 главе от Иоанна Он говорит: «Я хочу, что у вас была радость, и радость была совершенной». Бог — наш Отец. Самое Его большое желание — благословить нас. Надо постараться с благодарностью принять это благословение. Аминь.