Новости Татарстанской митрополии
Недавно один знакомый ревностный верующий сказал: «Хорошо, если будет война. Через неё Господь будет спасать тех, кого ещё можно спасти…» Война… «как много в этом звуке»… Думается, что только тот, кто никогда не знал войны, может нафантазировать себе подобные мысли. Потому что те, кто настоящую войну вынес, говорили иначе: «Всё переживём, только бы не было войны…» И это не воспитание прошлого поколения под таким лозунгом, а личный опыт страдания… Откуда же взялось это страшное «хорошо»?
Первое жертвоприношение сатане
Что такое война? В 4 главе книги Бытия Священной Библии описано, как было положено её начало. Первой войной стало убийство Авеля своим братом Каином. Причина сатанинская гордость: зависть, самопревозношение, которые человек своей свободной волей (в данном случае Каин) допустил до себя и не покаялся. И вот она, первая война — братоубийство. Все живущие на земле это потомки одних прародителей — Адама и Евы — братья и сёстры по крови, родственники, только очень дальние. Но, к сожалению, дети не всегда берут лучшее от своих родителей — покаяние, добродетели; часто худшее — только падшую природу. И всё то же самое происходит до сего дня — братоубийство из- за того, что кто-то решает служить сатане. Потому осознанно или неосознанно ему, ненасытному, и приносит своё кровавое жертвоприношение.
Когда ещё не было войны
В Библии мы читаем, как Господь указал пути спасения первым людям после их грехопадения: «Адаму... сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:17-19, 23). «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). То есть, со скорбями и трудностями будет протекать жизнь мужа в непрестанной заботе о «хлебе насущном», и мучительным станет рождение и воспитание детей для жены. И это не наказание строгого Отца, разгневавшегося за непослушание Своих творений. Это милосердное и кроткое указание пути, которым человек теперь может выбраться из ямы, куда загнал себя сам; хотя был предупреждён об опасности. «Проклята земля за тебя» — не потому что Господь проклинает что-то, а потому что человек должен в полной мере осознать ту высоту, на которую он поставлен Богом, а значит, и свою ответственность за каждый поступок; и для этого нужно увидеть страшные последствия своего греха. Ведь всё, что находится под властью человека, страдает от его неправд или, наоборот, обожествляется вместе с ним. «Прах ты и в прах возвратишься», — не для того сказано, чтобы унизить человека, а для того, чтобы уврачевать ту гордость, которая воспылала в нём, увлекая в ад. Слова Господа — это лекарство, которое Он даёт Своим возлюбленным заболевшим чадам. И, кроме того, Он обещает им Спасителя, Который полностью освободит от «лукавого змия», и этим наполняет их жизнь смыслом, даёт толчок «бодро», без уныния идти этим, хоть и скорбным, но путём возвращения в Рай!
Вот она, естественная спасительная жизнь человека до водворения в мире войны — возделывание земли и чадородие! Это воля Божия, возвещённая людям с первых страниц Библии. И лишь тот, кто не читал её, может думать, что «возиться с землёй» — не мужское занятие. Наверное, из таковых нередко и другие «мужские кресты» со спокойной совестью возлагают на своих жён, а потом удивляются, что жёны не хотят рожать им детей. .. А жёны, вынужденно или добровольно оставившие свою собственную «дорогу в Рай», только и чувствуют неудовлетворённость жизнью, когда внешне, казалось бы, и жаловаться не на что. И муж, служащий Господу «достойными делами», превознёсшийся над другим, с виду борющимся лишь с «тернием и волчцами», не уподобится ли тому крестьянину, который когда-то погнушался прп. Сергием Радонежским, трудящимся на огороде? А ведь именно этот святой стал победителем в войне с врагом, желающим разорить Православное Отечество... В войне с сатаной...
Человек для дьявола — место, чтобы ужалить Бога
Сатана находится в непрестанном движении, направленном против Бога. Это вечное сопротивление Любви. Его поэтому и жалко, что он никогда не сможет понять, почувствовать, приобщиться той радости, которую даёт Господь любящим Его. Он потому и страшен, что в своей тьме (которую избрал себе сам) просто не способен воспринять никакое добро, на которое способны люди; но, словно бездонная пустота, лишь рушит, извращает, издевается над всем, что прекрасного творит Господь вместе с человеком. С ним, поэтому и нельзя вступать ни в какое общение, потому что он ищет пути только для того, чтобы обмануть и погубить человека любым способом, от самого гнусного до самого «гениального». И война — это лакомство сатаны и непосредственно им одним провоцируемая ситуация. Слова апостола Павла из послания к Ефе- сянам: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миропра- вителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), — это о любой войне. Видимые, материальные причины войны — борьба за территорию, ресурсы — вторичны, это уловка тёмных сил.
Конечно, в мире идёт непрестанная война — сатаны с Богом; а поле брани — сердце человеческое, как писал Ф. М. Достоевский. Эта невидимая битва осознанно совершается христианами в Церкви Христовой и, в первую очередь, монахами, которых можно сравнить с передовым фронтом, собой закрывающим «мирное население». То, что творится в душе настоящего, верного Богу инока, никому не видимо, а это та же жестокая война — с бесами, которые пытаются склонить человека подчиниться дьяволу и служить ему — предать Бога, себя и ближних. И множество ран наносится в этих битвах, и множество убийств — только не тел, а душ...
И если не остаётся этого живого монашеского фронта, способного силой Божией стоять под натиском сил сатаны, тогда и всё «мирное население» оказывается духовно попранным, разорённым, обезображенным ворвавшимся врагом.
Настоящий воин воюет против сил бесовских
Солдат — тот же инок, но ведёт не внутреннюю брань с духами злобы, а внешнюю. Тот же враг — только теперь уже действующий через людей. Самое страшное, что, зачастую, сатана сталкивает людей-братьев, которые и не хотели бы сами друт друга убивать... Есть рассказы очевидцев о том, как в годы Великой Отечественной войны оказавшиеся неожиданно в одной воронке два идеологических «врага» — русский и немец — в этот предельный момент, сулящий кому-то смерть, вдруг видели в сопернике только человека, точно такого же «несчастного брата», который и сам не знает, почему он убивает других — и расходились мирно.
Не все предают свои души дьяволу, даже из тех, кто в армии нападающего противника. Многие неосознанно или насильственно оказываются впутанными в свои ложные идеологии, становятся «заложниками» имущих власть, которые и преданы тьме. Также не все предают свои души Богу и из тех, кто в родной освободительной армии. Ибо, если бы это было так, то такая армия стала бы непобедимой. Но условия войны провоцируют человека к жестокости, развитию других страстей, и если они проявляются даже по отношению к врагу или, более того, к «мирному населению» противника, то это уже прямое служение сатане. Ему только и надо, чтобы было насилие — на любой территории и с любой стороны. Для сатаны враг — человек, потому что в каждом человеке — образ Божий. Его он и хочет оплевать и обезобразить, а лучше, чтобы сам человек своей свободной волей предал этот Образ ему на полное растерзание. И, чем невиннее и беззащитнее жертва, тем для него злорадостнее... Поэтому настоящий воин должен помнить непрестанно, с кем он воюет! Он воюет с силами бесовскими, действующими, конечно же, и через человека. Но, если забыть главную цель, то можно самому сродниться с бесом и стать только братоубийцей.
Расставляя баррикады...
Всё то же самое можно повторить и о христианах вообще, живущих в миру — посреди множества неверующих или инаковерующих. Иногда в людях бывают греховные предрассудки и априорные чувства неприятия, например, к представителям другой веры или национальности. Иной для нас как бы «по другую сторону баррикады». А что же это за баррикада такая? Ведь действует тот же принцип: у нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем весьма много общего, какими бы они ни были, во что бы ни верили...
Впрочем, в современном обществе реально во что-то серьёзно верующих в религиозном плане просто единицы — основная масса людей имеет «постсоветскую веру», когда, приписывая себя к православным, или мусульманам, или другой конфессии, на деле и по жизни являются последователями развратной веры, которой учат нас СМИ. Такая единая сатанинская вера для всех нас, заблудившихся и неимеющих верных ориентиров.
А баррикада та же самая — дьявол действует через людей, а с ним нам нельзя «иметь общение», потому что это погибельно. Но действие его далеко не ограничивается теми, кто от нас далёк — вне Церкви; он непрестанно действует практически через каждого нашего ближнего внутри Церкви... И, несмотря на это, мы должны идти навстречу друг другу, преодолевать разделяющие нас грехи, омывая их Кровью Христовою, видеть в ближнем, в первую очередь, образ Божий, затмевающий все неправды... Этот Образ, хоть искажённый, он есть во всех людях, он, зачастую, даже ярче проявляется в инаковерующих, потому что дьявол не ополчается на них с той же яростью, как на христиан, в которых Господь мог бы в совершенстве блистать... Поэтому и общаться естественно, и проявлять заботу к человеку, не выстраивая греховных искусственных (навязанных тем же самым врагом) баррикад в своей душе; но, уподобляясь Христу в любви, как Он того заповедал. Имея в себе лишь одну баррикаду перед единственным врагом — несчастным противником Бога-Любви. Наверное, поиск этой грани — не подёргать пшеницы вместе с плевелами — и есть «искусство святости»...
И искусство это непросто, поэтому и склоняется большинство христиан к исполнению «буквы», а не поиску Духа — не задумываясь о своём истинном враге и цели жизни. И на деле наш Господь, Которого дьявол «жалит в пяту», оказывается нам не нужен, не дорог, не любим: мы придумываем свои правила игры «в Бога», потому что играть легче и интереснее, чем жить реально и чувствовать настоящую боль и проливать настоящую кровь... Война и «игра в войнушку» — несовместимые вещи.
О пшенице и плевелах
И когда тот же ревностный верующий (который по личной «чистосердечной» гордости посчитал, что война — это «хорошо», и за Господа решил, как Ему легче спасать нас) задаёт вопрос: что же у нас тут делают на одной фотографии — православные иерархи вместе с представителями иных конфессий (при посещении г. Болгара после Форума православной общественности, прошедшего в г. Казани 13 мая 2014 г.) с намёком на экуменическое отступление Церкви, ответ до чрезвычайности прост: уж точно не ищут, как бы объединиться в одну религию. Скорее, наоборот, противостать этой единой, массово подчиняющей себе, сатанинской вере, в которую сейчас обращено большинство. Но и не в этом вовсе суть, которая допускает подобные встречи и фотографии. А суть выражается притчей, которую Господь изрёк Сам (Мф. 13:25-30):
«...Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень, и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Усердные слуги, заботясь о посеянном, «сейчас же готовы выдергать плевелы... но ожидают приговора от господина, спрашивая его: «хочешь ли?» Что же отвечает им господин? Запрещает, говоря: «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13:29). Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства... (А значит, и всё то, что к ним может привести). Он останавливает их в исполнении предпринятого намерения по следующим двум причинам: во-первых, для того, чтобы не повредить пшеницу; а во-вторых, потому что все неисцельно заражённые сами по себе подвергнутся наказанию.
Поэтому, если хочешь, чтоб они были наказаны, и притом без повреждения пшеницы, то ожидай определённого к тому времени... если вы, — говорит Он, — искорените их преждевременно, то лишив жизни людей, которым было ещё время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею» (из толкования на Евангелие от Матфея свт. Иоанна Златоустого). То есть, тот же самый смысл: враг-то один — дьявол (которого убить невозможно), а насколько человек предан ему или насколько человек ищет истинного Бога — это известно только Самому Богу и откроется перед всеми лишь в Его второе пришествие во время Страшного Суда, когда «всех дела обличатся». Господь не нуждается в преждевременных судьях- помощниках, которые, в отличие от Него Самого, не знают глубин сердца человеческого, не знают «конца» и не имеют того совершенного милосердия, которое и станет этим Страшным Судом.
Поэтому диалог с иными конфессиями не греховен, когда цель — не дать сатане сеять вражду, противостояние между людьми, а, наоборот, научить нас видеть Господа там, где Он есть. А заграждать уста лжи и пресекать соблазны — это, конечно, долг любого христианина. Но «...рабу... Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:24-25). Поэтому представителями в меж- конфессиальных диалогах должны быть, конечно же, только духовно зрелые рабы Господа, имеющие эти «плоды духа» — кротость, незлобие, любовь, способные стоять в истине перед лицом Божиим в самых сложных ситуациях, выходить из искушений, не погрешая. Тут необходимо свидетельство об Истине в таком Духе, чтобы не вызывать раздражение, человеческую вражду «противника». Ведь на Истину воюет только сатана, а тот, кто всё-таки ему не предан, никогда не помыслит хулу на Духа Святого (Мф. 12:31). Наверное, не так уж много таких духоносных пастырей. И беда, если они иссякнут. Потому лучше бы молиться, чтобы Господь воздвигал Себе рабов, а не безнадёжно утверждать, что беда уже настала, и все вокруг — лишь обречённые на погибель и ад. Ибо «Бог может из камней... воздвигнуть детей Аврааму...» (Мф. 3:9).
«Трудно быть богом...»
И война — это никогда не воля Божия, это всегда воля сатаны. И «желать войны» ради благой цели — это, как раз, ревность искоренить греховное общество, лишить жизни людей, которым ещё есть время перемениться, осознать свой погибельный образ жизни, покаяться, стать пшеницей. У Господа бесчисленно много способов заботы о нас, и каждого несопротивляющегося Он ведёт к спасению 24 часа в сутки.
Мы привыкли всех и всё, в том числе и Бога, вписывать в свой образ мыслей и делать из этого выводы, что именно хорошо и правильно, и как нужно жить, а необходимо себя вписать в Его Образ, в Его мир, который никогда не объять своим мышлением. Глина не способна понять горшечника, она только может исполнить назначение, которое горшечник ей определил. И каждым своим словом человек сам себя обличает, нужно только услышать себя, чтобы осознать свою болезнь и обратиться к Врачу.
Но не надо забывать, что сатана всегда с разных сторон подходит к человеку, и, если с одной действовать не получается, тогда хитрее способы находит, чтобы увести человечество в ад. И как только для него не будет возможности прямых извращённых убийств, например, через аборты или если большинство людей не захотят враждовать, и не будет больше войн, тогда, видимо, в полную силу начнёт соблазнять своим лживым льстивым духом о всемирном водворении «любви» и «свободы» (которых на самом деле никогда и не знал сам) — антихристовом царстве. Но знающим Тебя, Господи Иисусе Христе, помоги не прельститься, ибо невозможно Дух любви променять на бесовский дух лести. Как же сделать, чтобы больше людей узнало истинный Дух Господень? Ведь только они и будут заграждать воцарение на земле дьявола (а значит, и максимальной власти зла во вселенной). Ответ, наверное, в собственной совести каждого христианина.
И, несмотря на то, что мы знаем пророчество: «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (Фес. 5:3), — это не означает, что нужно от «мира» бежать к войне точно так же, как, зная слова Самого Иисуса, что конец придёт, когда Евангелие будет проповедано по всей земле (Мф. 24:14), не означает, что его нужно прятать, чтобы «избежать конца». И проповедь Евангелия и хранение мира заповеданы Господом, и конец приближается, и верные Господу, с упованием на Его милосердие, не должны бояться его.
Ей, гряду скоро! Аминь.
Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20).
И, что действительно «хорошо» — так это было бы научиться ценить тот «мирный путь спасения», который Господь даровал каждому из нас. Не роптать на «терния», которые нужно просто терпеливо выпалывать изо дня в день. И, наоборот, благодарить за эти посильные жизненные скорби. Ведь это ещё не тотальный произвол зла, а только счастливая возможность, хоть «в поте лица», но следовать обратно Домой.
Но, даже когда это зло придёт, оно, несмотря на всю свою власть, будет тоже всего лишь «под Богом». А те неизмеримые скорби, которые будут вынуждены вытерпеть христиане последних времён, необходимы им самим, чтобы стать готовыми встретить Христа. Ведь мы за усопших молимся — об очищении их от грехов посмертно, а самые последние «верные» встанут перед лицом Господа, не вкусив смерти. «Смертью» станет для них сама «жизнь на земле» при антихристе. Впрочем, можно надеяться, что любящие святые во главе с Пречистой Девой Богородицей будут приносить свои слёзные молитвы за находящихся в «царстве смерти» гораздо более действенно, чем мы сейчас за родных усопших...
А чтобы не быть теми, кто лишь на своих ошибках учится, давайте спросим у множества украинских беженцев, чему научила их война! Может быть, их опыт, перенятый нами, действительно поможет Господу спасать нас.