Новости Татарстанской митрополии
Участники круглого стола «Государство и Церковь: от Древней Руси к Российской Федерации» политолог Владислава Филянова, историки Глеб Елисеев и Александр Музафаров, историк и философ Аркадий Малер, историк и писатель Дмитрий Володихин 14 октября обсуждали вопрос об идеале взаимоотношений государства и Церкви. Они считают, что в истории идеал взаимоотношений Государства и Церкви или симфония в некоторые непродолжительные периоды в России присутствовала.
Такую точку зрения высказал при открытии встречи Дмитрий Володихин: «иногда, периодами Церкви и государству удавалось достигнуть такого (симфонического — ред.) сотрудничества и взаимодействия». Он привел примеры такого сотрудничества со времен правления князя Владимира в X веке до последнего русского царя Николая II в начале XX века.
При этом историк отметил, что симфония во все эпохи «оставалась идеалом труднодостижимым, но при некотором усилии государства и Церкви, при взаимно направленном стремлении к тому, чтобы это состояние установить, порой удавалось его установить».
Дмитрий Володихин с уверенностью заявил, что не о каком идеале отношений в советский период не может быть и речи, но в современной России «симфония возможна при взаимном уважении компетенций», когда «государство не лезет в управление Церковью, а Церковь не пытается навязать государству что-то ему несвойственное».
Политолог Владислава Филянова напомнила, что многие государства были созданы религиозными людьми, в том числе и Россию с ее ценностями создало Православие. Она считает, что Сербия — пример, где светская власть и Церковь сегодня едины во многих сферах жизни.
Историк Глеб Елисеев сомневается, что представители власти в настоящее время готовы к построению гармоничных отношений. Причину этому он видит, что даже широкая общественность «плохо понимают, что такое Православие, что сделала и делает Церковь для истории России и как вообще это можно совместить».
Аркадий Малер указал, что государство и Церковь два отдельных субъекта, но строить в стране идеологию, где за основу будет взято не Православие — заранее обречь дело на провал. По его мнению, православие — это религия, которая существует в России уже более тысячи лет и на сегодня Русская Православная Церковь — «единственная централизованная, нерасчлененная структура на всем пространстве бывшего СССР и бывшей Российской империи».
Историк, рассматривая Россию как защитницу всемирной православной цивилизации, не видит ничего плохого в сближении Церкви и власти.
Александр Музафаров в конце беседы определил симфонию как состояние отдельной личности. Церковь и государство состоят из отдельных людей, поэтому выстраивая гармонию отношений внутри себя в итоге можно прийти определенного единения во взаимоотношениях.