Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
6 Января 2015

Православные христиане готовятся встретить светлый праздник Рождества Христова. Информации о грядущем событии более чем достаточно, однако, несмотря на обилие самых авторитетных источников и первоисточников, главное христианское торжество продолжают окутывать откровенные заблуждения и мифы.  С просьбой развенчать мифы, связанные с некоторыми народными обычаями, и рассказать о церковных традициях празднования Рождества Господа нашего Иисуса Христа мы обратились к руководителю Миссионерского отдела Казанской епархии протоиерею Сергию Титову.

-В день Рождества Христова каждый христианин особенно остро чувствует свою сопричастность Богу. Подобно тому, как в небе загорается Вифлеемская звезда, в наших сердцах в этот светлый день загорается огонек надежды на то, что пропасть, возникшая однажды между Богом и человеком, может быть преодолена, – начинает повествование отец Сергий.

-Надежду на преодоление, надежду на лучшее Господь дает нам через свое чудесное рождение и через следующие за ним крестные страдания, смерть и Воскресение.

 Спаситель мира приходит на Землю не как царь, а как обычный человек; рождается не в каком-нибудь дворце, а в хлеву, показывая тем самым, что каждый человек, вне зависимости от своего социального положения, сопричастен Богу и дорог Ему.

Вот почему к Рождеству мы относимся по-особенному, не как к одному из праздников, а как к самой важной встрече в своей жизни, встрече с нашим Господом и Спасителем. Для каждого из нас очень важно подготовиться к этой встрече, подойти к ней с чистым сердцем и с чистыми помыслами. Содействовать нашей подготовке призван установленный Церковью многодневный пост. Он не такой строгий как Великий, но такой же важный и продолжительный.

В последний день поста, именуемый Рождественским сочельником, христиане традиционно полностью воздерживаются от еды. Впрочем, полное воздержание является не строгим церковным установлением, а благочестивой традицией, которую верующим обязательно нужно подкреплять соборной молитвой.

И сочельник, и сам праздник Рождества православные христиане встречают в храме. В Рождественскую ночь во всех приходских храмах и монастырях нашего города по традиции пройдут ночные богослужения. Тысячи людей соберутся вместе, чтобы прославить пришедшего в мир Господа, чтобы получить Его святое благословение и соединиться с Ним в единстве. Это единство человека с Богом, можно ощутить только в храме на богослужении, и, конечно, никакие альтернативные варианты встречи одного из главных христианских праздников не принесут нам полноты радости от общения с Господом.

Не доставит истинной радости и не принесет пользы участие в откровенно языческих обрядах, которые люди, по ошибке часто смешивают с православием. У некоторых христианских традиций действительно есть языческие корни, однако Церковь дает этим народным обычаям и традициям совершенно новое наполнение и осмысление. Это касается и масленичной недели, предваряющей Великий Пост, и святок, которые мы будем праздновать с Рождества до Богоявления.

Само празднование благословляется Церковью, ведь в желании прикоснуться к волшебству и сотворить чудо, ничего плохого нет, тем более что рождение в мир Спасителя остается самым величайшим чудом в истории человечества. Однако пока христиане пребывают в ожидании чуда, в ожидании встречи с Богом, которая призвана ознаменовать начало новой вечной жизни, языческие сердца стремятся приобщиться к совершенно иной магической силе. К силе, которая привлекает людей не Истиной, а ложью, не трудами ради будущей жизни, а сиюминутными поощрениями.

Святочные гадания, информацией о которых наполнены многие электронные ресурсы, являются извращением христианского понимания праздника. Православная Церковь не зря предостерегает своих чад от подобного рода занятий, ведь многовековой опыт Церкви неоднократно показывал нам, что с оккультизмом шутки плохи. Все эти обряды и заклинания, которые пусть даже ради забавы проделывают и произносят, любители гаданий являются обращением не к Господу, а к сатане. Об этом, кстати, в своих произведениях писал наш прославленный классик Николай Васильевич Гоголь. Он, будучи глубоко верующим и воцерковленным человеком,  показывал, что в ночь перед Рождеством в мире господствуют две силы – добрая и злая. Гоголь создавал контрастные образы не для восхваления зла, а для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу между христианской и языческой традицией, разницу между церковным богослужением с последующим колядованием и шабашем с гаданиями, участие в которых наносит колоссальный вред душе христианина.

Пребывание в лоне Церкви, в свою очередь, приносит пользу, приносит радость, которой хочется поделиться не только со своей семьей, но и со всеми вокруг. Именно желанием разделить радость с ближними объясняется добрая традиция совместного пения рождественских песен и колядок. Раньше в деревнях колядовали не только дети, но и взрослые. Соседи ходили друг к другу в гости, одаривали друг друга подарками, радовались, прославляли Господа. Все люди в эти святые дни преодолевали ссоры и разногласия, прощали обиды, мирились, садились за общий стол и прославляли Христа, который всех нас усыновил Господу. Празднование Рождества Христова показывает, что все мы не чужие друг другу. Все мы любимы нашим Господом и всем мы призваны созидать и развивать любовь, доброту, милосердие и другие плоды веры, которые Господь принес на Землю, – заключил протоиерей Сергий Титов.