Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
12 Января 2015

Проповедь почетного настоятеля Свято-Авраамиевского храма города Болгар протоиерея Владимира Головина в день празднования Рождества Христова.

Ночь, темнота, вокруг тишина. Земля спит под снежным убором и стужа, холод зимний сковали жизнь. Эта ночь и эта зима являют собой символ. Глубоко неслучайно, что именно ночью, при свете звезды вошёл в мир наш Спаситель. Из этой НЕжизни, из этого ада извёл нас, показав нам настоящий вечный свет.

Человечество, в лице первого человека и в лице всех нас с вами, выбрало путь в никуда. И, суетясь, галопом бежит в это бездонное «никуда». Господь сотворил человека и жизнь. Бог не творил греха и смерти. Смерти не существует. Есть Бог, есть жизнь, есть радость, есть любовь. Но когда Адам избрал путь не с Богом, он не обрёл смерть, он не обрёл погибель, он не обрёл бесцелие, бессмыслицу, он обрёл нечто, более худшее. Человек, греша и отступая от Бога, обречён не жить, а существовать. В Библии на древнееврейском языке это состояние называется словом «шеол», т. е. забвение. Язык греческий называет это термином страшным, который не требует перевода – адом. Быть, иметь разум, иметь чувства и одновременно лишь существовать, а не жить – это ад. Именно эту страшную правду выбора первого человека, нашего выбора символизируют мрак ночи и стужа зимы.

Мы говорим, что у нас сегодня праздничный день. Почему? Потому что одели праздничную одежду. Это не причина, а следствие. Есть другой повод сегодня повеселиться – мяса поесть. И это не причина, а следствие. В чём смысл сегодняшнего дня? Почему мы называем его праздником? Почему сегодня сердце, в независимости от ума, замирает в каком-то сладостном ожидании и переживании неземной радости? Надмирный и Всевышний Бог стал таким же, как я, таким же, как ты, во всём уподобившись нам, кроме греха.

Когда мы с вами молимся Богу, возлагаем на Него надежду, знаем, какой наш Бог. Он ближе к нам, чем наши собственные мысли и чувства. Когда мы обращаемся к Нему со словами радости, Он знает, что такое радость. Когда мы обращаемся к Нему сквозь слёзы скорби, Он знает, что это такое. Знает потому что Бог? Потому что знает всё? Нет, не только. А потому что был такой же, как я – человек. Владыка вселенной родился в безвестности, в хлеву, лёг в кормушке скотской, обвит был тряпьём. Он не просто прожил человеческую жизнь, Он знает, что такое холод, Он знает, что такое клевета. Ему плевали в лицо, обливали грязью, Его загнобили насмерть, затоптали, казалось бы, навсегда. Но сила Его любви явила Его победу, Он воскрес. И царствует в этом мире. Царство Его в наших сердцах. Поэтому, когда мы обращаемся к Господу, мы можем сказать словами одного поэта XIX века: «Мой Бог – Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог – человек и брат с небесною душой». Если мы в день сегодняшний скажем Ему – Отец, мы скажем правду. Если мы обратимся к Нему и скажем – Брат. Не много ли на себя берём? Творца вселенной братом называть. Вспомним, как Он, воскресший, обращается к женщинам-мироносицам и говорит: «… не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). Кого Он братьями назвал? Верных Ему апостолов? Ну, так это апостолы, которые были святыми. Кто? Пётр, который отрёкся, или остальные, которые сбежали из Гефсимании? Таких, как мы. А если я сегодня по-другому обращусь к Нему – мой Небесный Друг. Не переборщу ли? Вспомним, как на Тайной Вечере Спаситель говорит таким, как мы людям, бывшим вокруг Него: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).

Сегодня мы с вами, христиане православные, торжествуем не просто праздник Бога, но праздник, в котором Бог для нас стал Отцом, Братом, Другом. Бог Всевышний сошёл к нам, чтобы нас поднять на высоту Своей Божественной жизни. Тот, Кто обладает всем, обнищал ради нас, нашего спасения, чтобы нас обогатить Своей неземной нищетою, небесным богатством, жизнью настоящей, жизнью с избытком. Вечный младенствует, входя в мир. И через это одаривает нас самыми ценными дарами: Своим божеством, Своей вечностью, Своим блаженством, Своей радостью, Своей любовью, Своей полнотой жизни.

В празднике Рождества Христова, в молитвенном созерцании и видении явившегося в мир Сына Божия мы обретаем истинный смысл, истинную цель в жизни, истинную радость, истинную полноту. Поэтому мы можем сказать, что мы празднуем праздник света. «Я свет пришел в мир», – говорит Иисус Христос (Ин. 12:46). Так оно и есть. Свет, Который всё озаряет Своим особым сиянием. Это только ведь ночью всё серо и неприглядно. И даже при очень сильном полнолунии нет той красоты красок, которая бывает при солнечном свете. Христос вошёл в мир и светом Своим озарил эту темноту. И мы видим красоту вечности во времени, мы переживаем то, что чуждо, недоступно, непонятно людям неверующим, которые только живут для одной цели: как бы накормить своей плотью червяков, как бы прожить интересно никому ненужную жизнь, быть умершими и всеми забытыми. У нас другая цель, другой смысл, а потому другая надежда и другая радость.

Сегодня мы празднуем наше обожение и Его вочеловечение. Сегодня мы торжествуем наше с Ним нерушимое родство. А поэтому и одежды на нас праздничные, поэтому завершение поста, поэтому такая радостная, светлая служба. Мы видим любовь Господа к нам. Мы знаем, что между нами и нашим Богом нет стены, нет различия. Не нас ради, Его ради милости и любви. Поэтому этот день назвать по-иному, не как праздник, не получается, и пережить по-другому тоже не получится.

От всей души рад поздравить всех с этим праздником, праздником, в котором мы, по слову апостола Павла, стали не чужие, но сограждане святым и роднёй Богу (Еф. 2:19). От всей души желаю, в первую очередь, обогащаться духовными дарами, нетленным сокровищем жизни во Христе! С праздником всех!