Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
5 Июня 2015

Как ни заходи в Раифский монастырь, никак не обойти художников Нефёдовых. Если идёшь через врата, то перед ними тебя ждёт Галина Григорьевна, она знакомит с выставкой картин своего мужа. Если открываешь сайт монастыря, то на главной странице предлагают перейти на сайт самого Михаила Кузьмича.

Тут тебе и картины изографа, и жизнеописание, начиная с 12 ноября 1936 года, и статьи в разных изданиях. Закрывая сайт, вы можете подумать, что знаете о Нефёдовых почти всё.

Как бы не так!

В судьбе Михаила Кузьмича немало таких тайн, которые до сих пор сокрыты даже от него самого, а не токмо от благожелательного читателя.

Приспело время открыть их...

Тайна Раифы

Все знают, что первым на месте монастыря поселился иеромонах Филарет из Москвы. А монастырь образовался, когда вокруг москвича стали собираться казанцы. Сие произошло за триста лет до рождения Михаила Кузьмича Нефёдова в деревне Семиозёрке под Казанью.

То было время, когда православное государство начало прибирать монашество под свою крепкую руку, извращая саму идею монашеской жизни.

Идея монашества заключается в самом слове «монос», что означает «один» по-гречески. Самые великие из монахов — например, Антоний Великий и Мария Египетская — никем не были пострижены.

И не жили в монастыре.

А православное государство российское дошло до того, что воспретило монахам жить поодиночке. Во времена отца Филарета монахом можно было стать уже только через постриг в монастыре, куда перед сим надобно было внести денежный вклад.

Когда первые любители пустынной жизни явились к Филарету, монастырь как учреждение там ещё не существовал. И насельники Раифы вносили свои вклады в Семиозёрку, то есть в Седмиезерную пустынь, там они и числились, И сам отец Филарет после кончины был внесён в помянник Семиозёрки. А Раифский монастырь был официально открыт лишь после смерти его основателя.

Итак, теперь вполне понятна первая тайна судьбы Михаила Нефёдова — уже самым рождением в Семиозёрке он был нацелен на переселение в местечко Раифа. Но сие долго было сокрыто от всех.

Вторая тайна сокровенна в Промысле Божием о нашей обители.

Если Казань — ворота России на Восток, то Раифский монастырь — духовные врата Русской Церкви туда же, на Восток, основа православной миссии.

И посему, став художником, Нефёдов — как будущий изограф раифский — был обречён двинуться на Восток. Казахстан, Киргизия... Всё дальше и дальше, пока они с Галиной Григорьевной не упёрлись в государственную границу, откуда с гор можно созерцать и Китай, и «сказочную Индию»...

Тайна «Рабыни Изауры»

Вспоминая житие Нефёдовых в тех местах, один из их друзей, заслуженный деятель культуры Киргизии, писал недавно:

«Но не было бы ни художника в этой ипостаси, ни этой квартиры, ни этих коротких воспоминаний, если бы не очаровательная блондинка Галина, хозяйка, жена и мать... Дар лидерского самолюбия она никогда не выпускала наружу, но силу её характера ощущали все. И всегда это подавалось в прелестном «гарнире» — мягкий чарующий голос, умение угадать состояние собеседника, непритворная доброта и немалое женское очарование...»

А дальше — вздох: «...я знаю, почему у Нефёдова практически нет работ с женской обнажённой натурой — ни одного рисунка, ни даже наброска!.. Что бы с ним сталось, если бы он попробовал это сделать, даже думать страшно.»

Конечно, сие утверждает старый друг, народный поэт Киргизии, профессор, академик... А думать всё равно не страшно.

«Очаровательная блондинка» отказалась от собственной карьеры художника  — принесла её в жертву успеху любимого мужа. Где же тут место борьбе с обнажённой натурой? Ведь это — азбука познания человеческого тела, без неё нельзя быть художником!

Такое вполне объяснимое женское самопожертвование... Да вот ещё — оказалась в монастыре паломница, молоденькая девушка, сирота, в разговоре с насельниками обители обмолвилась, что поступила в КГТУ, а чертежи делать негде, жильё не позволяет. Узнала об этом Галина Григорьевна и вызвалась помогать у себя дома. Теперь сия бывшая студентка — инженер-конструктор на одном из казанских заводов, укрепляет военную мощь страны.

Или вот — случился пожар неподалёку, и Галина Григорьевна узнала: один мальчик потерял в огне любимого плюшевого медвежонка. Галина Григорьевна тотчас сбегала домой и уговорила внучку подарить погорельцу своего медвежонка. Ныне сей мальчик уже сам как медведь, но с любовью хранит дорогой подарок.

И ещё. Ежели женщина почитает себя творческой личностью, её видно за версту по одёжке. Посмотрите хотя бы на один портрет Галины Григорьевны киргизской эпохи и сравните с сегодняшним обликом! Без сомнения, одета она по-прежнему со вкусом, изящно, в самовязаной шапочке или шляпке, но вся стала серо-голубая, почти незаметная.

И всё для того, чтобы не затмить собою выставку Михаила Кузьмича!

Где вы найдёте ещё такую жену? Так что насчёт обнажённой натуры...

Если бы не «Рабыня Изаура», я так бы до конца и не понял Нефёдова.

Не удивляйтесь. Помните злодея Леонсио? А теперь гляньте на фото артиста, его игравшего, снятое незадолго до смерти. Вон он, справа стоит. Неужто не видите — чисто Михаил Кузьмич!

Если вы читали рассказ «Сквозняк», то должны уловить мою мысль.

В Раифе то и дело встречаешь знаменитых личностей с наружностью наших людей. И характером они сходны меж собой, и судьбами.

Так вот, главное заключается в том, что бразильский актёр носит вместо имени фамилию великого художника — Рубенс, Рубенс ди Фалку. Вот почему Михаил Кузьмич обнажённых женщин пишет исключительно таких, каких принято называть «рубенсовскими». А такие на дороге не валяются! Особенно в советском обществе.

И Галина Григорьевна это знает.

А об успехе мужа она заботится больше него самого.

Тайна для Оскара

Вот почему однажды спросила меня:

— Столько разных больших людей с толстыми кошельками смотрят нашу выставку картин, а ничего не покупают! А ведь мода на картины не исчезла... Почему же?..

— Видите ли, Галина Григорьевна, издали им видится одно, а подойдут — всё глядится иначе. Вот, к примеру Александра Максовича Шилова все хотят иметь, а Илья Глазунов не всем по нраву... Наши чиновники в глубине души любят порядок, причёсанность, гладкопись. А у больших мастеров мазок энергический, нервный, шерстистый, всякая там экспрессия, то есть чаще встретишь импрессионизм, нежели классицизм.

Вдруг вспомнил книгу Оскара Рейтерсверда «Импрессионисты перед публикой и критикой», и мне стало смешно: шведский искусствовед как раз советовал для лучшего восприятия импрессионистов отходить подальше от картин. И это — специалист высокого уровня! Наш советский учёный даже поправил коллегу в комментариях к его книге.

Ведь важнейшая особенность импрессионистов — они перестали смешивать в одном мазке разные краски для получения нужного оттенка, точнее — нужного восприятия оттенка глазом, — а разложили сложный цвет на его составляющие, на отдельные мазки из менее сложных цветов.

И мне как раз доставляет огромное удовольствие то, что осталось тайной для Оскара, — рассматривать работы Нефёдова вблизи. Просто поражаюсь его умению разделить цвет на отдельные мазки составляющих цветов! Притом составляющие и сами бывают сложными, но из немногих красок.

А иначе — зачем живопись? Бери фотоаппарат — да и всё!..

А уж каковы мазки кисти!.. Загляденье...

Однако ежели тайна живописи осталась тайной даже для искусствоведа, то чего ждать от простой публики, которая ищет вещей по своим вкусам?

Впрочем, всякая вещь находит себе владельца. Долго я любовался на пейзаж Раифы в сиреневых тонах, но денег на покупки не было никогда, а теперь сего шедевра нету — купил арабский шейх...

И ещё поясню, отчего называю Михаила Кузьмича изографом, пусть и сие не останется тайной.

Изограф — по-гречески то же, что наше слово «живописец». Но исторически оно несёт оттенок, привкус церковного, даже монашеского, ведь один из самых значительных монастырей Святой Горы Афон назван Зограф...

А самое бытие Нефёдовых течёт в такт с раифским. Монастырь год за годом всё более углубляется в свою внутреннюю жизнь, и наши изографы всё меньше внимания уделяют наружной суете. Ведь с каждой секундой мы приближаемся к откровению всех тайн.

Источник: сайт Раифского монастыря