Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
11 Июня 2015

Святой угодник Божий Лука (Войно-Ясенецкий) явил в своём лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Мощи святителя Луки почивают в Свято-Николаевском женском монастыре города Симферополя (Крым). Предлагаем избранные отрывки из проповедей святителя Луки.


О молитве

С великим дерзновением должны мы всегда приступать к Богу. Молясь Ему, мы должны быть подобны маленькому ребёнку, который с протянутыми ручонками, всем существом своим тянется к матери своей, ожидая помощи. Мы должны быть подобны несчастному бедняку, погибающему от голода, который пришёл просить о помощи человека, известного своим милосердием. Мы должны быть подобны жене Хананейской, неотступно молящей Христа и протягивающей руки к Нему. С дерзновением просит она, ибо верит и знает, что получит, и по вере её дается ей помощь. 

Итак, видите, что нужны два условия для того, чтобы молитва наша была принята Богом. Прежде всего, нужна глубокая вера, нужно всем сердцем верить в Господа, мольбы Которому мы воссылаем. Нужно, чтобы не было никакого колебания сердца нашего, нужно, чтобы была вера в бесконечное милосердие Божие; и только когда исполненные горячей верой сердцем взываем мы к Богу, будем услышаны.

А кроме веры нужна ещё великая неотступность в молитве. Нужно знать, что с первых слов не будет нам дано то, о чём просим. Мы должны показать свою надежду, горячую и твёрдую надежду на Бога, показать неотступность своей молитвы. 

О смирении

Думать о себе мы должны, не меряя себя только собственными достоинствами, часто воображаемыми и всегда чрезвычайно преувеличенными, мерить своё достоинство, по слову ап. Павла, должны мы только по мере веры, ибо достоинство наше определяется только тем, какова степень нашей веры. Это единственная норма достоинства, незыблемого, вечного достоинства, – вера наша. А всё остальные земные человеческие достоинства, которыми мы превозносимся друг перед другом, гибнут, как трава скошенная. Всё гибнет со смертью, – одна наша чистая вера всегда будет сиять перед Богом, всегда будет истинным, единственным достоинством нашим. Смиренные, всегда сознающие свою греховность, никогда ни перед кем не превозносятся, никогда никого не осуждают. Нищие одеты в грязные рубища, часто зловонные. И подлинно смиренный человек искренне думает, что духовное одеяние его, одеяние души, — нечисто и смрадно. Будет ли он превозноситься? 

О свете Христовом

Источники света бывают разные — бывают яркие, как солнце, луна и звёзды, бывают слабые, как коптящая свеча или лампа, бывают малые искры, светящие слабым светом. Но всё же это свет, всё же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас во тьме, вас окружающей. Своей добротой, своей лаской, своей приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием можете и должны вы светить в этом мире. Всякая простенькая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если в сердце её горит свет кротости, любви и смирения, если любит она всех окружающих, если старается она всем чем может помочь. Это тоже светоч Божий, и свет её светит пред людьми и прославляет Отца нашего, Иже на небеси.

Нужно помнить, что светить будем мы сердцем своим только тогда, когда будем свободны от тяжких грехов, от тьмы греховной, ибо свет с тьмой несоединим. И если есть еще в сердцах наших тьма, нечистота греховная, то нет в них света Христова и не будет сердце наше светить людям. 

О часе смертном

Лет семьдесят тому назад жил в Петербурге доктор Гааз. Он был тюремным врачом и имел святое сердце, полное милосердия, полное любви к людям. И в своём положении тюремного врача всячески старался, чем мог, облегчить участь несчастных заключенных. Он видел, как угоняли на каторгу колодников в кандалах, он знал, что должны были они идти многие тысячи верст в Сибирь, и сердце его терзалось жалостью к ним. Для того, чтобы ясно представить себе их мучения, он однажды надел на свои ноги кандалы и несколько часов подряд маршировал в них по двору своего дома, чтобы почувствовать, каково идти людям в них. Перед смертью этот добрый и святой врач сказал окружавшим его удивительные слова, которые вы все запомните: «Спешите делать добро». Спешите, потому что час смертный нас всех подстерегает. Не будьте беспечны, будьте верны даже до смерти, и даст вам Бог венец жизни.

Содрогнитесь, беззаботные, помните всегда о часе смертном, никогда о нём не забывайте. А чтобы об этом помнить, чтобы идти путём Христовым, чтобы не был для нас страшен час смертный, нужна нам, слабым, всесильная Божия помощь. Без неё мы не справимся с соблазнами сатаны, и потому неустанно должны просить благодатной помощи Божией.