Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
9 Октября 2015

В 1555 году в Москве на церковном соборе была учреждена новая Казанская архиепископская кафедра. 3 февраля этого года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Московский Макарий рукоположил игумена Троицкого Селижаровского монастыря Гурия, избранного, согласно древнему обычаю, по жребию, в первого архиепископа Казанского. 26 мая, после воскресного богослужения в Успенском соборе, царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, духовенство, бояре торжественно проводили владыку Гурия за Фроловские (Спасские) ворота Кремля. Вместе с архиепископом Гурием в Казань и Свияжск были посланы архимандрит Успенского Старицкого монастыря Герман (постриженик Иосифо-Волоцкого монастыря так же, как и владыка Гурий) и архимандрит Никольского Пешношского монастыря Варсонофий. Митрополит Макарий благословил первых пастырей Казанского края «на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем» (из тропаря святителю Герману Казанскому).

Основанный архимандритом Германом Свияжский Успенский мужской монастырь стал центром духовной проповеди, в основном для народов, населяющих правый горный берег Волги. В 1555—1561 гг. были выстроены каменные монастырские храмы: Никольский и соборный во имя Успения Богородицы. Со всех сторон люди стекались к архимандриту Герману, прося его благословения и духовного окормления, почитая его мужем святой жизни, милостивым помощником в бедах, «Церкве Божия служителя усердна» (из другого тропаря святителю Герману Казанскому). Многие крестились в Успенском монастыре. После кончины владыки Гурия архимандрит Герман был вызван в Москву и, как достойнейший, в 1564 году хиротонисан митрополитом Макарием во архиепископа Казанского и Свияжского.

В 1592 году честные останки святителя Германа (скончавшегося в 1567 году в Москве, куда он был вызван для возведения на митрополию) по благословению Патриарха Иова были перенесены в Свияжский монастырь. Погребал их первый митрополит Казанский Ермоген, впоследствии ставший Патриархом. Во время погребения в монастыре распространилось «благоухание велие... не токмо во олтаре и в церкве, но и по всему монастырю, якоже всем дивитися»1, о чем засвидетельствовал митрополит Ермоген.

По описи Свияжского монастыря 1614 года у святых мощей святителя Германа, находившихся в каменной палатке, в южной алтарной части Успенского собора, стояли две «местные» иконы2. Одна — преподобного Григория Декаполита (небесного покровителя святого Германа по мирскому имени) со святителем Германом, другая — святителя Гурия и святителя Германа. Святые были изображены в молении образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте. Возможно, иконы относились к концу XVI века. Существовавшие в Свияжском монастыре изображения святителя Германа XVI—XVII вв. впоследствии называли «древними».

При митрополите Казанском Лаврентии (1657—1672) была составлена Служба святителю Герману и его краткое жизнеописание. Из Службы известно о чуде исцеления митрополита Лаврентия от болезни по молитвам архиепископа Германа. Частицы святых мощей Казанских святителей были вложены в панагию митрополита Лаврентия, хранившуюся в кафедральном Благовещенском соборе Казани3.

В конце XVII столетия почитание святителя Германа Казанского становится общерусским. В 1695 году его святые мощи по распоряжению Патриарха Адриана были освидетельствованы митрополитом Казанским Маркеллом и переложены в новую деревянную, обложенную серебром, раку, а в 1714 году митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном перенесены из алтаря в северо-западную часть Успенского собора В XVIII столетии Свияжский монастырь стал центром миссионерской деятельности среди инородцев.

Казанские святители Гурий, Герман и Варсонофий часто изображаются вместе. На иконном образце конца XVII века с подписью «образецъ Максимовъ» — святители в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями обращены в молении к сидящему на престоле Спасителю в облачном сегменте (Государственный исторический музей)4 5. От Христа исходят три больших луча. Святитель Герман двуперстно благословляет, в левой покровенной руке он держит Евангелие (фигуры в обратном переводе). На раме начала XVIII в. из Троицкой церкви Свияжска Казанские святители представлены со святителями Московскими и избранными святыми (Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан). На нижнем поле фронтально (слева направо): святители Герман, Гурий и Варсонофий. В соответствии с иконописными подлинниками святители Герман и Гурий выше святителя Варсонофия, святитель Герман — с короткой брадой, Гурий и Варсонофий — с длинными. В иконописных подлинниках о святителе Германе говорится: «рус, брада Никиты мученика, в шапке, ризы святительския», «власы на главе с ушей свились... в руках Евангелие»6, «типом русский, ...отличался необыкновенным смирением, был высокого роста, лицом худ...»7.

К началу первой четверти XVIII в. относятся иконы-пядницы Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа с изображением Казанского Кремля. Одна из них происходит из Благовещенского кремлевского собора Казани (Национальный музей республики Татарстан). Святители изображены с Евангелиями, в фелонях, омофорах, митрах с белыми опушками. Они обращены в молении образу Благовещения Богородицы, под которым располагается обрамленный живописным барочным картушем овальный ковчежец-мощевик со святыми мощами Казанских святителей. Ниже изображение Казанского Кремля — за стенами с башнями Благовещенский собор с колокольней XVI-XVII вв. Икона, судя по стилю, написана в начале XVIII столетия в Казани. Известно, что при Казанском Архиерейском доме существовала иконописная мастерская. Считалось, что иконы Казанских Чудотворцев (иконография не указывается) писал в Казани жалованный иконописец Иван Федоров. В 1706 году он получил из домовой казны за шесть таких икон один рубль шестнадцать алтын и четыре деньги8.

В Благовещенском соборе Казанского Кремля почитался чудотворным образ трех святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа начала XVIII века с частицами мощей, помещавшийся в приделе собора во имя святителя Гурия, в киоте у клироса. Образ носили во всех установленных в Казани крестных ходах, а также по домам горожан. Он значился в соборной описи начала XVIII века и имел размер 7x6 вершков (31,2 х 26,7 см)9. С большой долей вероятности можно утверждать, что чудотворная икона из Благовещенского собора — это сохранившаяся икона с мощевиком, имеющая тот же размер и происхождение.

Еще один образ Казанских святителей с более подробным изображением Казанского Кремля был написан в 1712 году казанским протодиаконом Григорием Терентьевым (Терентиевым), о чем говорит одновременная, видимо, авторская, надпись на обороте иконы (Пермская государственная художественная галерея). Святители Гурий, Варсонофий и Герман также обращены в молении образу Благовещения, располагавшемуся в верхней левой части иконы в овале (образ не сохранился). О том, что это был именно образ Благовещения, свидетельствует надпись над ним на верхнем поле иконы: «Благовещение Пресвятыя Богородицы». Ниже помещался мощевик прямоугольной формы (утрачен). Обрамления мощевика с массивной фигурной ножкой-подставкой и образа Благовещения имеют вид барочных картушей-рам. Фигуры Святителей парят на облаках над стенами Кремля, находясь одновременно внутри него. К югу от главного пятиглавого Благовещенского собора — комплекс строений Архиерейского двора. Колокольня Благовещенского собора имеет ярусы (ярус звона с колоколами и ярус над ним), венчающиеся рядами кокошников. Изображение Казанского Кремля на иконе 1712 года представляет интерес для историков архитектуры, изучающих этапы строительства Казанского Кремля.

Иногда на иконах с изображением Казанского Кремля святители Гурий, Герман (стоящий вторым) и Варсонофий предстоят в молении образу Богородицы Казанской. На одной из таких икон начала XVIII века (Государственный Русский музей) Казанский образ имеет внизу пелену с Голгофским крестом. Мощевик отсутствует. В нижней левой части иконы — небольшой по масштабу Казанский Кремль, видный «с птичьего полета».

По заказу митрополита Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) (1699—1724) в начале XVIII столетия была написана икона святителя Германа на кипарисовой доске (31,2 х 26,7 см), украшенная чеканным серебряным позолоченным окладом, почитавшаяся чудотворной. В 1710 году в медный посеребренный киот иконы была вложена часть святых мощей святителя Германа. Со второй Недели по Пасхе до поздней осени икону носили по домам в Свияжске, окрестным селам и деревням10. С 1770-х гг. крестный ход с чудотворной иконой святителя Германа совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления11. Икона Казанских святителей 1709 года с частицами святых мощей была послана митрополитом Тихоном переселенцам из Казани в Троицкий Таганрог, о чем на обороте сделана пространная надпись12. Хранившиеся в Благовещенском соборе Казанского Кремля частицы святых мощей Казанских святителей ежегодно, на Страстной седмице в Великую Пятницу, выносились в ковчежцах из ризницы в храм для поклонения13.

Изображения святителей Тихона, Гурия, Варсонофия и Германа вышиты на лицевой стороне саккоса митрополита Тихона 1720 года (Национальный музей Республики Татарстан). Фигуры святых в рост помещены в обрамления с трехлопастными завершениями. Хранившийся в ризнице Свияжского монастыря шитый покров на раку архиепископа Германа также имел иконографию именословно благословляющего Святителя с Евангелием14.

О многих изображениях святого Германа в Свияжском монастыре известно только по описаниям. Перед ракой его святых мощей в Успенском соборе стояла большая (около двух метров высотой) икона Святого в рост «древнего письма» в серебряном окладе15. В келье святителя Германа при колокольне хранилась «древняя» икона Святого в рост, к середине XIX века она была «ветхая и истертая»16. Отдельные иконы святителя Германа существовали в иконостасе северного теплого Германовского придела Успенского собора, упоминаемого в монастырской описи 1763 года, в трапезной Никольского монастырского храма, в небольшом каменном Германовском храме 1799 года при братском корпусе (заменившем Германовский придел Успенского собора)17. Икона Казанских святителей с изображением Богоматери «Знамения» вверху располагалась в местном ряду иконостаса Никольского храма Свияжского монастыря18. В Вознесенском надвратном храме стояла «очень древняя» большая икона святителей Николая и Германа с изображением вверху Спасителя, сохранившаяся к 1906 году19. На доску от раки святых мощей Германа в последней четверти XIX века был наклеен «старинный образ Святителя, во весь рост на холсте написанный и представляющий весьма точныя черты лица его»20.

В местном ряду иконостаса монастырской крещальни для инородцев, располагавшейся при Ильинской больничной церкви Успенского монастыря, стояла Казанская икона Богоматери с предстоящими святителями Николаем и Германом21. Особое миссионерское значение Казанского образа в Свияжском монастыре подчеркивалось молением перед ним святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых на Руси святых, и основателя свияжского Успенского монастыря — архиепископа Германа22. На иконах святителя Германа вверху изображалась Казанская икона23.

Под колокольней Благовещенского собора Казанского Кремля, соединявшейся с собором крытой папертью, существовал придел во имя святителя Германа, Казанского Чудотворца (освящен в 1832 году на средства казанского купца Чижова)24. Молебны часто служились перед «древней» иконой Казанских святителей в Ильинской церкви Казани25. Икона святителя Германа с частицей его святых мощей из казанского рода Зобниных, считавшаяся также «древней», была передана в 1904 году в Старицкий Успенский монастырь, где Герман был поставлен в архимандриты. Этот образ был принесен при громадном стечении богомольцев26. Ранее сюда передали икону святителя Германа, написанную в девичьем Богородицком монастыре Казани. Святитель Герман широко почитался в Поволжье. В 1695 году часть его святых мощей была передана в Симбирск по просьбе жителей города. Часть хранилась при иконе Казанских святителей во Введенском соборе Чебоксар. Икона Казанских святителей стояла в Благовещенской церкви, «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Нижнего Новгорода27.

В ризнице Казанского собора в Москве существовала пядничная икона святителя Германа, которая к 1771 году была уже «ветхой»28. Почитаемый образ Казанских Чудотворцев в серебряной ризе с частицами святых мощей находился в роде Головиных, затем переданный ими в храм во имя Нерукотворного Образа села Деденева Московской епархии (с 1861 года Спасо-Влахернский монастырь). Там же хранились три кипарисовых ковчега в серебряных окладах и драгоценные кресты с частицами святых мощей, в том числе святителя Германа29. В церкви во имя Влахернской иконы Божией Матери села Влахернского под Москвой (более известного под именем Кузьминок) находилось много святынь, принесенных князьями Голицыными. В древнем серебряном позолоченном напрестольном кресте хранились святые мощи раннехристианских, византийских, русских святых, святителей Казанских, в том числе «Германа Свияжскаго»30.

На рубеже XVIII—XIX в. возникает новая иконография Казанских святителей: святые Герман и Варсонофий обращены к святому Гурию в центре. Такие иконы конца XVIII—второй половины XIX вв. находятся в храмах Казани: Петропавловском, Никольском соборе (в окладе), кладбищенской церкви Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев (с изображением вверху Казанской иконы и мощевиками на фигурах святителей). Одну из подобных икон украшал серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями 1836 года, в котором сделаны отверстия для мощевиков, соответствовавшие изображениям на иконе святых Германа (слева), Варсонофия (справа) и Гурия (в центре) (Национальный музей Республики Татарстан).

Житийные изображения святителя Германа можно было видеть в клеймах серебряного позолоченного чеканного покрытии новой кипарисовой раки Святого 1843 года в Свияжском монастыре31. Сюжеты хиротонии Святителя в Москве, проводы его в Казань, встреча в Казани, кончина и открытие святых мощей помещены в росписях 1870 года трапезной Благовещенского собора Казане кого Кремля вязниковского иконописца Н.Л. Сафонова32 (поновлены Н.Н. Сафоновым в 1913 году, реставрированы в 1990-х годах). В росписи второй половины XIX века Вознесенского надвратного храма Свияжского монастыря существовал сюжет перенесения святых мощей святителя Германа из Москвы в Свияжск33. Сохранилось ростовое изображение святителя Германа в росписях середины-второй половины XIX века трапезной Успенского собора Свияжского монастыря (в проеме арки, ведущей из трапезной в храм). Святой в голубой фелони и широком белом омофоре, с посохом в левой руке, именословно благословляет34 35. Не дошедшее настенное изображение Святителя на северном фасаде трапезной относилось к 1893 году.

Подвиг просвещения святителем Германом новообращенной Казанской страны верой Христовой сравнивался со значением в истории Руси равноапостольного князя Владимира. Вместе они изображались на серебряном чеканном покрытии западной грани престола Успенского собора Свияжского монастыря первой половины XIX века, имевшем также изображение Тайной Вечери, Иоанна Предтечи и святителя Николая33. Барельефные серебряные изображения святителей Николая, Гурия, Варсонофия и Германа располагались по углам металлического чеканного покрытия главного престола Благовещенского собора Казанского Кремля (работы московского мастера Орлова около 1870 года)36. В росписи арки хоров 1870-х гг. западной части храма Христа Спасителя в Москве, посвященной святым — проповедникам Христова учения, было изображение святителя Германа Казанского37.

В XIX-начале XX в. получили распространение небольшие моленные иконы с поясным изображением именословно благословляющего святителя Германа с Евангелием, находившиеся во многих домах Казани (частное собрание). Такие иконы можно было брать с собой. Предназначенные для келейной молитвы складни также имели изображения Казанских святителей и святых — Небесных Покровителей заказчиков. Один из таких складней первой четверти XIX века имеет на центральной створке изображение Деисуса, на левой — Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, за ними преподобного Феодора, на правой — святителей Гурия, Варсонофия, Германа и преподобной Евдокии (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала)38.

Резные паломнические иконы святителя Германа изготовляли в XIX веке мастера-резчики подмосковного Сергиева Посада. Святой изображен фронтально, в рост, с Евангелием, именословно благословляющим (Национальный музей Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Одна из них имеет надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го 1юня». Изображения святителя Германа известны также в ростовских эмалях второй половины XIX века39 (Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»).

Примечания

1 Ермоген, митроп. Житие и жизнь иже во святых отец наших, Гуриа, перваго архиепископа новопросвещен-наго града Казани, и Варсонофия, епископа Тферскаго, Казанских чудотворцов // Платон (Любарский), архим. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасоказанскаго Преображенскаго монастыря архимандрита Платона составленный, 1782 г. Казань, 1868. С. 17.
2 Опись Свияжского Богородицкого мужеского монастыря 1614 года. Казань, 1892. С. 15 (написанную в сентябре 7122 г. опись следует датировать 1613 г.); Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске, Казанской губернии. Казань, 1906 (на титульном листе отдельного оттиска дата — 1907). С. 35.
3 Житие иже во святых отца нашего Германа, архиепископа Казанскаго и Свияжскаго, чудотворца. М., 1882. С. 29—30; Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. Казань, 1909. С. 35.
4 Иконные образцы XVII—начала XIX в.: Иконография русских святых [Государственный исторический музей] / Пред, и сост. З.П. Морозовой. М., 1994. С. 26.
5 Подлинник иконописный / Изд. С.Т. Большакова под ред. А.И. Успенского. М., 1903. Переизл М., 1998. С. 46.
6 Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под ред. Г.Д. Филимонова. М., 1874. С. 38.
7 Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев / Сост. В.Д. Фартусов. М., 1910. Переизд: М., 2002. С. 68.
8 Покровский И. Казанский Архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. Казань, 1906. С. 222-223.
9 Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор..., 1909. С. 30—31.
10 Житие святителя Германа, второго архиепископа Казанского, всея России Чудотворца Казань, 1894. С. 32; Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 80—81.
11 Свияжский, Богородицкий Успенский, монастырь Казанской епархии. Казань, 1905. С. 27, 30—32.
12 [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 170-173.
13 Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор..., 1909. С. 35.
14 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 83.
15 Там же. С. 78.
16 [Елисеев Г.] Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских Чудотворцев. Казань, 1847. С. 47—48.
17 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 39, 46—47.
18 Там же. С. 60.
19 Там же. С. 59.
20 Житие иже во святых отца нашего Германа.., 1882. С. 30.
21 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 42.
22 Чугреева Н.Н. О почитании Казанской иконы Богородицы в Свияжске // Свияжские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. I — Свияжск: Издательский отдел Раифского Богородицкого монастыря, 2009. С. 62_64.
23 Троицкий Г. Святой Герман, архиепископ Казанский и Свияжский. (К 400-летию со дня преставления) // Журнал Московской Патриархии. 1967. N 12. Ил на с 54.
24 Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор..., 1909. С. 22—23.
25 [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. Угодников Божиих в нашем Отечестве. Каменец-Подольск, 1895. Вып. 4 (декабрь). С. 28.
26 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 75—76.
27 Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857. С. 91.
28 Опись церковной утвари и ризницы московского Казанского собора 1771 г. (публикация, вступительная статья СЛ. Смирнова) // Культура средневековой Москвы: XVII век. М., 1999. С. 405.
29 Спасо-Влахернский общежительный женский монастырь. М., 1894. С. 38, 41.
30 Порецкий НА., свящ. Село Влахернское, имение князя СМ. Голицына М., 1913. С. 46.
31 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь.., 1906. С. 41, 77—78.
32 Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор..., 1909. С. 16.
33 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 59—60.
34 Русские монастыри. Средняя и Нижняя Волга. Казанская, Саранская, Симбирская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская епархии. Новомосковск — Москва, 2004. Ил. на с 53.
35 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь..., 1906. С. 48.
36 Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор..., 1909. С. 17.
37 Мостовский М. История Храма Христа Спасителя в Москве. М 1882. Переизд: М, 1996. С. 81—82.
38 Уральская икона Живописная, резная и литая икона XVIII—начала XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. N 60. С. 156.
39 Об иконографии святителя Германа Казанского ем. также: Чугреева НЛ. Герман (Садырев-Полев), свт., архиеп. Казанский. Иконография // Православная энциклопедия. М, 2006. Т. 11. С 212—213 с ил.