Новости Татарстанской митрополии
Это один из двенадцати главных православных праздников. По церковному преданию, родители Богородицы Иоаким и Анна очень долгое время оставались бездетными и дали обет, если родится у них ребенок, посвятить его Богу. Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители решили выполнить свое обещание. История Введения во храм Пресвятой Богородицы не отражена в Евангелии, но она основана на выверенном святыми отцами и принятом всей Православной Церковью древнем предании. Это в первую очередь протоевангелие от Иакова, творения св. Георгия, архиепископа Никомидийского, блаженного Иеронима.
В один из дней праведные Иоаким и Анна созвали в Назарет своих родственников, пригласили также назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Деву Марию одели в лучшие одежды. О царском украшении Богоотроковицы писал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, сохранились также свидетельства древних святых. Радуясь и торжествуя, родители повели свою святую Дочь в Иерусалим. Будучи совсем маленьким ребенком Пресвятая Дева Мария, услышав о предстоящем поселении в Иерусалимском храме, не испугалась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Среди прочих они пели и тот псалом, в котором Давид пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и о шествии вместе с Нею дев и близких Ее. За девами следовали Иоаким и Анна и вели за руку свою благословенную Дочь. Шествие замыкали родные и знакомые. По словам святых отцов, Богоотроковицу на пути в Иерусалим незримо сопровождали бесплотные ангелы и оберегали Ее.
Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха. Когда процессия приблизилась к Иерусалимскому храму навстречу с пением вышли священники во главе с Захарией, будущим отцом Иоанна Предтечи. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней по числу пятнадцати степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили отроковицу на первой ступени. На остальные четырнадцать ступеней она, укрепляемая невидимой Божией силой, без всякой поддержки очень быстро поднялась Сама и встала на церковном помосте. Все присутствующие удивились такому восхождению, доступному только взрослым людям. Священник Захария взял Марию за руку и, к изумлению всех присутствующих ввел прямо в алтарь, который назывался Святое Святых. Это было самое священное место в храме, куда никто не имел права входить, кроме него самого, и то только один раз в год. Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария является избранной отроковицей, достойной входить в самое святое место, поскольку она предназначена стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное.
Праведные Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой. Больше десяти лет Дева Мария жила и воспитывалась при храме. В те времена, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, вокруг храма имелось несколько жилых помещений, в которых жили дети, посвященные Богу. Жизнь Пречистой Девы в Иерусалимском храме покрыта глубокой тайной, как и вся земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Блаженный Иероним писал: «Если бы кто спросил меня, как проводила время юности Пресвятая Дева, я ответил бы: то известно Самому Богу и архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Однако в Церковном предании сохранились сведения, что поначалу к отроковице Марии были приставлены старшие девицы, опытные в рукоделии и уже хорошо знающие Священное Писание. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать и шить священные одежды. За короткое время юная Дева изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла все искусство рукоделия. Но любимым Ее занятием была молитва. Большую часть дневного времени, а нередко и целые ночи молилась она во Святая святых, По словам блаженного Иеронима, туда Ей ежедневно являлся архангел Гавриил. Об этом свидетельствует сам святитель Захария: много раз, находясь в алтаре по своему священническому служению, он видел, как архангел подает Марии небесную пищу и беседует с Ней. Святая Дева все больше укреплялась в Своем желании сохранить чистоту и девство, полностью посвятить Себя молитвенному служению Богу. За годы, проведенные под священными сводами Иерусалимского храма, Пречистая Дева Мария постепенно приготовила Себя к выполнению предназначенной Ей Богом великой роли в судьбе человечества, а душа Ее сама стала живым Храмом Божества.
В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь с давних времен установила торжественное празднество. Упоминания о совершении этого праздника в первые века христианства есть у святителя Григория Нисского, а в преданиях палестинских христиан говорится о том, что святая царица Елена в IV веке построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. На Руси этому событию посвящены многие храмы, а Свято-Введенская Оптина Пустынь является вот уже несколько столетий одним из главных духовных светильников Православия. В Казанской епархии в этот день свой престольный праздник отмечает Свято-Введенский Кизический мужской монастырь и Введенский храм Иоанно-Предтеченского мужского монастыря.
На иконах Введения во храм Богородицы традиционно в центре находится маленькая фигурка трехлетней Марии, но при этом весь Ее облик – не детский. Эта особенность подчеркивает избранничество Святой отроковицы, Ее великое предназначение стать Божией Матерью. Рядом с Марией или позади Нее изображены праведные родители Иоаким и Анна, склонившийся в поклоне священник Захария и сопровождающие девы. Интересно, что поза Младенца Марии исполнена скрытого движения, что соответствует рассказу о том, как она безо всякой помощи стремительно поднялась по крутым ступенькам храма. В верхнем углу иконы за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела. Среди множества икон, посвященных этому празднику, особым почитанием пользуется чудотворный образ «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанный в 1377 году по благословению святителя алексия. На протяжении многих веков эта икона является главной святыней Введенского Владычнего монастыря в Серпухове. Дивные иконы праздника, его торжественные богослужения и песнопения пронизаны чистотой и святостью, радостью и светом, потому что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном Промысла Божия о явлении в мир Спасителя Иисуса Христа.