Новости Татарстанской митрополии
Господь одарил человека разумом, и чтобы искренне относиться к тому или иному аспекту нашей жизни, в частности, к православным традициям, мы в первую очередь должны их осмыслить, чтобы понять, куда они нас ведут. И это место должно хоть немного стать для нас вожделенным, ведь если этого не произойдет, то зачем нам туда идти? Почему, например, мы должны поститься? Вот мой друг не постится, и все у него в жизни неплохо — как у всех… А я себе не наврежу ли, если буду соблюдать пост?..
А теперь скажем Божию правду… Ни один православный человек не припишет периоду поста какое-то отрицательное влияние. Можно провести аналогию с дыханием: нельзя сказать, например, что вдох — это плохо. Есть вдох и есть выдох — без их чередования нормального дыхания не получится. При некоторых заболеваниях вдох может быть тягостным, но он все равно необходим, потому что без него организм не будет функционировать. Так же и для церковного организма, который состоит из православных, есть время поста и есть время разговения, время особого трезвения и время ликования, торжества… Даже в житиях мучеников мы читаем нередко, что после истязаний плоти к ним являлся Ангел Божий или Сам Господь, укрепляя и исцеляя их, давая этим «сделать выдох».
Что такое пост в Православной Церкви? Это время, когда мы забываем о земном и переключаемся на духовную волну — чтобы дать возможность Небесному Хлебу напитать нас. Это не значит, что в другое время мы совсем уж расслаблены и не настроены духовно — конечно, нет. Это значит, что духовный настрой в разное время разный. В праздники — один: особо радостный, рождаемый от соприкосновения с Церковью Небесной, торжествующей — всеми святыми, Ангелами, Божией Матерью, молящимися вместе с нами. В пост — другой, поскольку мы осознаем, что наша жизнь протекает в юдоли скорби и плача. Мы понимаем, что мы грешники, поэтому внимательнее относимся к своим мыслям и поступкам. Ограничения в пище помогают нам настроиться на духовную волну. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки к высшей математике, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева».
До какого-то момента мы живем, ни о чем не задумываясь. Спокойненько пасемся и не соблюдаем постов. Чувствуем себя как дети в материнской утробе. Но если мы хотим духовно родиться, нам необходимо запустить механизм дыхания. Для этого нам потребуется только решимость. По мере духовного роста нам будет открываться другой мир, сильно отличающийся от обычного.
Стоит сказать, что люди по-разному переносят пост. Кто-то в силу своих физиологических особенностей мало кушает и не любит молоко, мясо и яйца. Таким людям поститься легко и приятно, и они все свои силы бросают на борьбу с грехами. Но у некоторых людей период поста — это борьба с самим собой за каждый несъеденный кусочек. Господь одинаково одаривает благодатью и тех, и других, потому что здоровье и физиология у всех разные. Мера поста всегда определяется индивидуально, и будет правильно, если человек посоветуется со своим духовником. На самом деле пост может соблюдать даже ребенок, живущий с непостящимися родителями — нужна только решимость. На период поста надо отказаться от лишних развлечений. Большую пользу приносит осмысленное чтение духовной литературы. Не стоит забывать о помощи родным и близким. Если мы помним, что идет пост, и понуждаем себя к воздержанию и делам духовным, несвойственным нам в каждодневной жизни, то это значит, что мы движемся в правильном направлении. То есть делаем вдох.
Сорокадневный пост предваряет Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Почему он необходим? Потому что в преддверии памяти Рождения Спасителя и Победителя смерти враг рода человеческого особо лютует. В связи с этим Церковь призывает нас к духовному бдению. Кроме того, пост — это еще и подготовка, без которой нельзя прочувствовать праздник в полной мере. Христиане соблюдают пост, чтобы приблизиться к Господу. Мы должны уподобиться восточным мудрецам, которые жили в роскоши, но потом решили отправиться за Звездой… Это был подвиг, ведь мудрецы — не купцы, привыкшие к трудным и опасным путешествиям. Они не знали, чем все это закончится. Не знали, найдут ли Того, ради Кого они держат пост. Но они решились на это и в итоге получили заслуженную награду.
И, может быть, даже не только для себя… Хорошо бы уподобиться бедным пастухам, которые несли свое служение под открытым небом… Они пребывали вне города, который жил своей обычной жизнью и, отягощенный повседневностью, не узнал, не принял своего Спасителя. О, как страшно вскоре был вразумлен Вифлеем, ибо без потрясения не можем мы обратить своего сердца к Богу. А там, где не находится места для Господа, водворяется горе. Поэтому давайте хотя бы выйдем из города своей повседневной пищи, чтобы оказаться способными увидеть ангелов, воспевающих Рождество Своего Творца. Возможно, в тех детях, которые придут славить Его.
Однодневные посты среды и пятницы тоже имеют большое значение, ведь с помощью них мы постоянно поддерживаем связь со Христом и Церковью Его. Если мы не соблюдаем посты, установленные Церковью, значит, мы не движемся с ней в одном направлении: мы выехали на встречную полосу и подвергаем себя опасности. Сказано Господом: «Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12). И апостол нас увещевает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).
Когда мы нарушаем посты в среду и пятницу, это не означает, что мы согрешили, вкусив неположенную пищу. Это значит, что мы забыли о самом главном в нашей жизни — о Христе. Мы забыли о Его страданиях на Кресте и о том, что Его предали… Мы забыли о своем кровавом спасении… «…не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека…(Мф.15:11). И пусть это будет любовь, а не безразличие. Христианство, а не идолопоклонство…
Вода в невесомости приобретает форму шара, потому что для нее это естественная форма. Так же и посты, установленные Церковью — это естественое выражение жизни Духа. Это дыхание, свойственное жизни. Но не надо относиться к посту как к формальности. Поэтому не будем испытывать долготерпение Господа, чтобы услышать от Него фразу, омытую слезами: «…сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37—38). Давайте сами побежим под крылья Его! И не потому, что боимся наказания, но потому, что это наш Отец зовет нас под Свою защиту. Он дарует нам любовь и вечную жизнь.