Новости Татарстанской митрополии
Выступление главы Татарстанской митрополии на собрании Русского национально-культурного общества Республики Татарстан
14 декабря 2015 года в Доме дружбы народов Татарстана в городе Казани прошло отчетно-выборное собрание региональной общественной организации «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан». В президиум форума вошел митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, выступивший со словом.
Для меня большая честь быть сегодня вместе с вами, и я благодарю руководство досточтимого собрания за приглашение.
Многие годы я провел за рубежом, в разных странах. Наблюдая, как люди сохраняют свою идентичность, обратил внимание на отдельные общины — греческую, еврейскую и армянскую. Они наиболее организованы, будь то в далеком Буэнос-Айресе, в Сан-Паоло или Рио-де-Жанейро. Их жизнь объединяется вокруг культурного центра, внутри которого обязательно религия.
Это не попытка желаемое выдать за действительное — это факт. Возможно, стоит познакомиться и вам, русскому национальному представительству в Татарстане, как в далеких странах национальные сообщества живут, сохраняя свой язык, свою веру и свою культуру.
Приятно было слышать, что здесь очень много проводится мероприятий, которые помогают сохранять русскую национальную культуру. Я хочу сказать, о чем должен сказать как ответственный за духовное состояние — о вере своего народа.
Я смотрю в зал и вижу, что многие из присутствующих вышли из Советского Союза, из того периода, когда религиозная составляющая, мягко говоря, не приветствовалась. Нация, потерявшая свою духовную идентичность, как правило, растворяется. И я скажу сейчас нечто, может быть, новое для вас. Советский Союз потерпел системное поражение не только по экономическим и политическим причинам, но потому что были подорваны изнутри духовные корни.
Задайте себе вопрос: почему с такой жестокостью, с такой неприязнью велась борьба с религией, в основном, с Православием? Потому что те, кто стоял у истоков разрушения великой России, понимал — надо рушить фундамент, тогда и все остальное как карточный домик будет распадаться, несмотря на временные успехи. Расшатана была система национальных духовных ценностей и потому рушилась семья. Прививалось некое «коллективное» чувство в жизни народа без личной, персональной ответственности. И мы пришли к тому, к чему пришли.
Многие годы я жил, работал в странах Ближнего Востока и сейчас тоже вернулся из тех краев. Я был поражен: 15-20 лет назад невозможно было представить, что мирные и спокойные Египет или Сирия станут подобием ада. Это схоже с тем, что было у нас после или в период Гражданской войны. На какой основе все это произошло? Религиозный фактор был использован и используется для того, чтобы уничтожить то или иное государство. Мы видим, как это случилось с Ливией, что стремятся сделать с Сирией, что происходило в Египте, Ираке и многих других странах.
Мне вспоминается моя поездка в Багдад. Перед войной я был там спецрейсом за несколько часов до начала бомбардировок. Решил пройтись, своими глазами посмотреть, как люди живут. Средства массовой информации говорили: там голодают, там народ бунтует, в общем, все плохо, надо свергнуть тех, кто там правит. Я пошел по магазинам, благо общаться мог по-арабски и по-английски.
Вижу, семья строит дом. Наверное, человек 15 — ясно было, что одна семья. Увидел старика, который руководил, и спросил у него: «Что вы делаете?» А он говорит: «Разве не видите? Дом строим». Я немножко смущаюсь: «Дом? Но на пороге война, начнут бомбить и дом разрушат. Может, не стоит пока?» «Нет, мы будем строить». «А это кто?» «Это мои сыновья и внуки». «Вдруг их тоже убьют, как же тогда? Дом для кого?» И у меня в ушах до сих пор ответ этого старика: «Убьют, разрушат? Мы новых нарожаем детей, мы новый дом построим. Но мы свою веру и страну сохраним».
Какая твердость! И я хотел бы обратиться к вам. Вера нашего народа отнюдь не в череде фольклорных мероприятий, не в ином творчестве. Они нужны, но двигателем является вера. Посмотрите на храмы — что вдохновляло великих зодчих, таких, как у нас в Казани? Вера. А потом и культура развивалась. Так вот, сохранение веры — это сохранение идентичности народа.
Повторюсь: мы, старшее поколение, не виноваты, что далеки от веры были. Мы только родились, а нам уже показывали портрет, который в каждой школе обязательно висел: «Это твой дедушка, который говорил, что никакой религии нет, все это опиум»…
Обращаюсь к Вам, Василий Иванович [Носов, председатель Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан — ред.] и Вам, Ирина Алексеевна [Александровская, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана — ред.]. Давайте вместе подумаем, как нам наладить более тесную работу, не противопоставляя себя собратьям иной веры, но сохраняя веру наших отцов. Укорененность в нашей духовной культуре поможет нам быть более стойкими и крепкими.
Приведу конкретный пример и озвучу предложение. Приближается Рождество Христово. В других регионах, где я работал, в том числе, на Кавказе, мы всегда проводили большой детский праздник — Рождественскую елку. Рождественская елка и в Большом Кремлевском дворце проходит. Когда я спросил, мне сказали, что здесь это не принято. Считаю, что надо возрождать добрые традиции — в большом зале организовать Рождественскую елку, с символикой Рождества, хорошими хореографическими коллективами — для детей. В первую очередь, детей из малообеспеченных семей, из детских домов. И обязательно с подарками. Не знаю, успеем ли мы к этому Рождеству, но думаю, что можно успеть. Это и социальная программа, и культурная, и духовная.
Также предлагаю провести фестиваль духовной музыки, ведь у нас есть замечательные коллективы. Мы можем организовать это на уровне республики и шире — пригласить коллективы, которые будут исполнять духовные песнопения. Подобный фестиваль может быть грандиозным, красивым, достойным. Я думаю, что это тоже надо делать.
Надо также подумать, чтобы как можно больше в наших рядах — я говорю о «наших рядах», потому что я тоже ваш соработник — было инициативной молодежи.
И еще одно предложение — постоянно действующий литературный клуб, где бы мы встречались. Сегодня — творчество Достоевского, Пушкина, Лермонтова. Встречались и делали доклады, читали, может быть, произведения инсценировали какие-то. Важно, чтобы это был постоянно действующий клуб, а не просто провести раз в год мероприятие.
Идей много — времени мало. Не забывайте, что за Новым годом Рождество Христово. Мне симпатично, когда я каждую пятницу вижу, что в главную мечеть в Кремль идут мужчины для того, чтобы исполнить религиозный свой ритуал. Мы же не привыкли молиться Богу, а без этого никуда.
Конечно же, мир и согласие, которые есть в республике, мы хранить должны. Как не сказать доброе слово в адрес властей? Решение Президента о восстановлении собора в честь Казанской иконы Божией Матери — благородное дело; [также и] Святодуховский храм, который восстанавливается. Я нахожу взаимопонимание с руководством. Надеюсь, так мы вместе и будем идти, другого выбора у нас нет. Это выбор великой сильной России с сильными регионами.
Благодарю за внимание.